Как снять коррупционное «напряжение»?

Эта  проблема  среди  прочих  сегодня  решается   Министерством  энергетики

Эта  проблема  среди  прочих  сегодня  решается   Министерством  энергетики

На первый взгляд,  повода для сильного беспокойства из-за упущений в деле борьбы с коррупцией  у руководителей Министерства энергетики нет. Ведь цифры статистики говорят сами за себя. Если в 2006 году в подведомственных Минэнерго структурах выявлено 27 преступлений, связанных с коррупцией, то в 2007 году только 17. Снижение достаточно существенное.

Кисловодск  не  пошел  впрок

Но в то же время обращают на себя внимание факты совершения коррупционных преступлений.  Так, в минувшем году за получение взяток осуждены директор ОАО «Светлогорский завод железобетонных изделий и конструкций» А. Субботин, директор филиала «Управление строительством Минской ТЭЦ-5» ОАО «Белэнергострой» В. Дробыш  и его заместитель Н. Анисько. В ходе недавней прокурорской проверки возбуждены уголовные дела  в отношении генерального директора РУП «Мингаз» В. Мелешкевича и его заместителя В. Шабанова.

Например, директор светлогорского предприятия любил отдыхать в Кисловодске, в санатории имени Орджоникидзе. Выбор его был не случайным. Напомним, что именно в этом санатории после полетов проходили оздоровительно-восстановительный курс советские космонавты. Путевки Александру Субботину и его супруге  неоднократно оплачивал спонсор «Севкавказэлектросетьстрой» — один из постоянных клиентов ОАО «Светлогорский завод железобетонных изделий и конструкций». Позже судом это было расценено как «принятие должностным лицом вознаграждения в связи с занимаемым положением и за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию». За превышения и злоупотребления служебными полномочиями, а также получение взяток в виде санаторных путевок  А. Субботин приговорен к пяти годам лишения свободы. 

Эти и другие факты свидетельствуют об упущениях в работе по созданию условий, исключающих и не допускающих коррупционных проявлений в деятельности должностных лиц системы Минэнерго. Принимаемые меры, пришла к выводу Генеральная прокуратура Беларуси, являются недостаточными, а в некоторых случаях — бессистемными и малоэффективными. Странно, но план мероприятий по противодействию коррупции на 2007-й и последующие годы Минэнерго был утвержден, когда уже заканчивался минувший год — в ноябре. Государственным производственным объединением электроэнергетики «Белэнерго»  и государственным производственным  объединением по топливу и газификации «Белтопгаз»  соответствующие планы вообще были не разработаны.   

Созданная в  Минэнерго в 2005 году комиссия по контролю за выполнением антикоррупционных мероприятий более  года не функционировала, координацию работы подведомственных организаций по противодействию коварному злу не обеспечила. Положение о комиссии разработано только в ходе прокурорской проверки. Антикоррупционная комиссия в аппарате ГПО «Белэнерго» вообще отсутствовала. В работе комиссий, созданных в аппарате ГПО «Белтопгаз», на предприятиях и в учреждениях, нередко допускался формализм. 

Контроль  без предназначения 

Контрольно-ревизионные службы системы Минэнерго недостаточно эффективно решают задачи предупреждения, выявления и пресечения коррупции. Низкоэффективными оказались ревизии, проведенные ГПО «Белэнерго» и Минэнерго в 2006—2007 гг. в ОАО «Белсельэлектросетьстрой», ОАО «Белэнергосвязь», Новополоцком филиале РУП «Белорусский теплоэнергетический институт», РУП «СГ-транс», РУП «Мингаз» и на других предприятиях. Контрольно-ревизионные службы, как правило, лишь констатируют наличие в организациях просроченной дебиторской задолженности, однако причины и конкретный срок ее образования не устанавливают, полноту принятых мер по ее взысканию не анализируют. А ведь непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности и ее списание может свидетельствовать о злоупотреблениях должностными лицами организаций-кредиторов своими служебными полномочиями. 

С немалыми издержками проводится работа по взысканию дебиторской задолженности в РУП «Гродноэнерго»,  «Гомельэнерго», «Белорусский теплоэнергетический институт» и на многих других предприятиях системы Минэнерго. Зачастую ревизоры не ставят  вопросы о взыскании с работников причиненного  ущерба, в том числе сумм штрафных санкций, которые уплачены организациями за допущенные по вине этих работников нарушения законодательства. В свою очередь руководители многих государственных организаций не принимают мер по привлечению работников к материальной ответственности за причиненный организациям ущерб. 

В ряде случаев в ходе ревизий, инвентаризаций устанавливаются факты, свидетельствующие о возможных хищениях и других злоупотреблениях. Однако соответствующие материалы в правоохранительные органы не передаются.   Так, должностными лицами РУП «Минскэнерго» не обеспечено надлежащее проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств ликвидируемого филиала «Комбинат общественного питания и торговли». Причины выявленной недостачи в размере 81 миллиона  рублей не установлены, сумма недостачи необоснованно списана за счет средств предприятия, материалы инвентаризации в правоохранительные органы не направлены.  Подобные нарушения имели также место в РУП «Брестоблгаз»,  РУП «Гродноэнерго» и на других предприятиях. 

Тендерные  манипуляции 

В системе Минэнерго распространены факты неэффективного и неэкономного расходования государственного имущества, сопряженного с нарушением порядка проведения тендеров (конкурсов), оказанием неправомерного предпочтения интересам юридических и физических лиц. Надлежащее и своевременное реагирование на данные факты со стороны Минэнерго, установили прокуроры в ходе проверки, отсутствует, что способствует сокрытию коррупции и создает для нее благоприятные условия. Тендеры (конкурсы) на закупку товаров (работ, услуг) зачастую проводятся без необходимых маркетинговых исследований, закупки осуществляются у посреднических структур по завышенным ценам. 

К сожалению, таких фактов немало. Еще в 2004 году ОАО «Белэнергоснабкомплект» для нужд РУП «Минскэнерго» и РУП «Гомельэнерго» закупило у ООО «Интерракурсплюс»  экскаваторы и другую специальную технику, общая стоимость которых на 1,2 миллиарда  превысила стоимость такой техники российских заводов-изготовителей. 

РУП «Белорусский теплоэнергетический институт» в 2004—2005 гг. в результате допущенных нарушений законодательства о порядке проведения тендеров были приобретены устройства программного обеспечения для нужд Березовской ГРЭС и Минской ТЭЦ-4 по ценам, завышенным на 5,4 миллиарда рублей. 

В 2006—2007 гг. ОАО «Белэнергоснабкомплект» и РУП «Минскэнерго» без достаточных на то оснований инициировали ряд закупок сложнотехнического оборудования в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Это повлекло закупку оборудования у посреднических структур по явно невыгодным ценам. Так, год назад РУП «Минскэнерго» закупило детали трубопроводов  высокого давления не напрямую у завода-изготовителя ООО «Энергомаш», а в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», у посреднической структуры ЗАО «Евро-Энергетика». В результате РУП «Минскэнерго» были излишне израсходованы денежные средства в сумме свыше 700 миллионов рублей. 

В практике заключения договоров на проектно-изыскательские и строительные работы РУП «Мингаз» выработана система, при которой договор заключается с победителем конкурса на предложенную сумму, а затем в результате заключения дополнительных соглашений сумма договора многократно возрастает и уже значительно превышает конкурсные предложения других претендентов. Так, 2006 году по результатам процедуры переговоров РУП «Мингаз» заключило с УП «Скорынина» договор на выполнение проектных работ по модернизации актового зала в административном здании по улице Ботанической, 11 в Минске на сумму 13,4 миллиона рублей. Впоследствии к договору подписаны три дополнительные соглашения, в соответствии с которыми УП «Скорынина» также поручены работы по капитальному ремонту актового зала, а общая  стоимость работ составила 409 миллионов  рублей.  

В системе Минэнерго создан ряд предприятий, деятельность которых, в том числе за счет использования услуг посреднических структур, способствует нерациональному расходованию государственного имущества, влечет за собой удорожание продукции энергетической отрасли.  ОАО «Белэнергоснабкомплект», уполномоченное на осуществление централизованных закупок материально-технических ресурсов для подведомственных Минэнерго организаций, вопреки указаниям Минэнерго и ГПО «Белэнерго» неоднократно закупало такие ресурсы у посреднических структур. В результате поставки указанных ресурсов конечным потребителям осуществлялись по ценам, сформированным с учетом надбавки к цене производителя, в размере от 4 до 14 процентов. 

В 2007 году с учетом письменных рекомендаций Минэнерго 18 предприятий, входящих в состав ГПО «Белэнерго», без проведения конкурса заключили с ЗАО «Белвнешэнерго» договоры на проведение переоценки основных средств на общую сумму 501 миллион рублей. 

Стоимость оказанных ЗАО «Белвнешэнерго» услуг значительно превышала стоимость аналогичных услуг других специализированных предприятий. В целях выполнения принятых обязательств ЗАО «Белвнешэнерго» были заключены договоры субподряда с иными организациями на общую сумму 403 миллиона рублей, часть из которых была обналичена через лжепредпринимательские структуры. 

Постпроверочная  активность 

Нарушения, установленные в ходе прокурорской проверки, стали возможными вследствие непринятия руководством Минэнерго и подведомственных ему организаций  исчерпывающих мер по противодействию коррупции, обеспечению эффективного и экономного расходования государственного имущества, отсутствия должной требовательности к работе контрольно-ревизионных и кадровых служб. Генеральный прокурор в этой связи внес представление министру энергетики. Ему было предложено принять меры к устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений законодательства, направленного на противодействие коррупции. Виновных в этих нарушениях должностных лиц Минэнерго, ГПО «Белэнерго», РУП «Минскэнерго», РУП «Мингаз», других подведомственных Минэнерго организаций рекомендовалось  привлечь к дисциплинарной и материальной ответственности. 

Министр энергетики Беларуси А. Озерец недавно сообщил о принятых мерах. Представление Генеральной прокуратуры рассмотрено на заседании коллегии министерства. На нем утвержден план мероприятий по исполнению этого представления. В целях усиления роли ведомственного контроля в противодействии коррупции коллегией принято решение инициировать в установленном порядке создание Службы ведомственного контроля Министерства энергетики. 

По представлению Генеральной прокуратуры 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности. По материалам проведенных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности к такой же ответственности, как следует из информации А. Озерца, привлечен 1421 человек, из них семь освобождены от занимаемой должности. 

Коллегия обязала генерального директора РУП «Минскэнерго» В. Бабея принять дополнительные меры по наведению порядка в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. И в первую очередь  взыскать с виновных лиц в полном объеме недостачу товарно-материальных ценностей в размере 81 миллион рублей, необоснованно списанную за счет средств предприятия. В прокуратуру г. Минска переданы материалы по нарушению законодательства при предоставлении материальной помощи и займов ряду должностных лиц УП «Мингаз». Принято решение о рассмотрении ежеквартально на заседаниях коллегии министерства, советов ГПО «Белэнерго» и «Белтопгаз» вопросов исполнения антикоррупционного законодательства. 

Хочется надеяться, что эти и другие меры, предпринятые в последнее время, позволят снять в системе Министерства энергетики коррупционное напряжение, которое до сих пор давало о себе знать. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter