Василий Березуцкий обратился к своим непримиримым соперникам по чемпионату России

Как слово криком отозвалось

Футболист московского ЦСКА Василий Березуцкий почти наверняка не читал произведений Лабрюйера...
Один из самых известных авторов афоризмов — французский писатель Жан де Лабрюйер стал острым на язык вообще–то на голодный желудок. Однажды его дом ограбили, Лабрюйер лишился средств и вынужден был искать место наставника в знатных семействах. Когда же судьба доверила ему воспитание внука принца Конде, он стал записывать свои наблюдения за сильными мира сего. Так появились «Характеры», и из них вот уже четыре века каждый может усвоить, что самую невинную шутку можно позволять себе только с людьми вежливыми и умными.

Футболист московского ЦСКА Василий Березуцкий почти наверняка не читал произведений Лабрюйера. Иначе бы он знал, что одним из признаков посредственности всегда являлась беспрестанная болтовня. Василий целиком и полностью подтвердил словами бытующий в народе образ футболиста, когда неожиданно обратился к своим непримиримым соперникам по чемпионату России — игрокам московского «Спартака» с призывом «уметь проигрывать и не быть свиньями на поле». Вырвалось у него случайно или просто хотел услужить президенту армейского клуба Евгению Гинеру, который к тому времени успел обозвать «Спартак» «подлой командой»? А разве суть в этом, если еще в конце XVII века Лабрюйер записал: «Большое несчастье — не иметь достаточно ума, чтобы хорошо выражать свои мысли, и не иметь достаточно рассудительности, чтобы молчать. В этом заключается причина всякой наглости».

Стоит ли говорить, что в «Спартаке» тоже не читали Лабрюйера? Там быстренько обратились к футбольным верхам с просьбой дать правовую оценку словам Березуцкого и тем самым то ли с радостью, то ли с печалью подтвердили еще одно наблюдение французского моралиста: мол, «не слишком хороший характер у того, кто нетерпим к дурному характеру ближнего». Что тут скажешь? Нет, лучше еще раз прочитать: «В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек».

В комитете по этике, который препарировал слова Березуцкого, тоже не читали Лабрюйера. Глава комитета Павел Бородин сам давно прослыл автором афоризмов, он и сказал: «Я все понимаю, мы все не ангелы, но нельзя же так публично высказываться о соперниках. Когда слышу, что человек называет людей свиньями на всю страну, у меня, честно говоря, руки опускаются». Единогласным решением членов комитета армейского защитника дисквалифицировали до конца сезона 2013/2014 годов. Отдельно стоит подчеркнуть, дисквалифицировали условно. И это решение лишь продолжило ряд аналогичных наказаний. Полузащитника санкт–петербургского «Зенита» Романа Широкова, например, условно дисквалифицировали до конца чемпионата России сезона–2013/14 за то, что футболист обозвал арбитра Сергея Карасева клоуном, а пермскому «Амкару» пожелал вылететь в первый дивизион. А вратаря краснодарской «Кубани» Александра Беленова наказали условной дисквалификацией на три месяца за резкие высказывания в адрес судьи Сергея Лапочкина.

«Не знаю, что лучше, — дурно шутить или повторять хорошие, но давным–давно известные остроты, делая вид, что вы только что их придумали». Жан де Лабрюйер стал членом Французской академии в 1693 году, а тремя годами спустя, в возрасте 50 лет, внезапно скончался. Истории не известно достоверно, простили ли современники Лабрюйеру его саркастические остроты. Слишком много он острил, и в конце концов наверняка не случайно появилась версия об отравлении, хотя официальной причиной смерти записана, как тогда говорили, апоплексия — или инсульт по–нашему.

Изящно шутить и занимательно рассказывать о пустяках умеет лишь тот, кто сочетает в себе изысканность и непринужденность с богатым воображением. Так поучал Лабрюйер. И, следуя его заветам, нам 
надо бы оглянуться по сторонам. Кто еще договорился? Да вот хотя бы хорватский футболист Иосип Шимунич. В ноябре после домашней победы над командой Исландии в ответном стыковом матче за выход в финальную часть чемпионата мира он выкрикнул болельщикам: «За Родину!» Болельщики откликнулись: «Готовы!» А история наказала: за приветствие хорватской нацистской организации «Усташи» ФИФА впаяла футболисту 10 матчей дисквалификации (да не условной, а безусловной), и теперь он обязательно пропустит чемпионат мира в Бразилии. Договорился? Доорался?

«У войны за плечами тысячелетия», — поучал месье Жан, и сегодня мы можем только порадоваться тому, что Международная федерация футбола неплохо выучила уроки истории. Ее жесткий курс на борьбу с нацизмом, ксенофобией и расизмом можно только приветствовать.

А вывод? Как говорил Лабрюйер, «все давно сказано, и мы опоздали родиться, ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди. Урожай самых мудрых и прекрасных наблюдений над человеческими нравами снят, и нам остается лишь подбирать колосья, оставленные древними философами...».

Советская Белоруссия №238 (24375).Среда, 18 декабря 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter