Эффективность образования определяется востребованностью выпускников на рынке труда

Как скрестить диплом с вакансией

Образование у нас неплохое, котируется. Но насколько оно жизненное? Знания — это та сила, которая должна кормить своего носителя. А тут у нас некоторая нестыковка получается. Начальник управления политики занятости Минтруда Олег Токун выпукло обозначил парадокс: у бизнеса есть запрос на квалифицированные кадры, а около 200 тысяч человек не могут найти работу по душе и умениям. Плохо учились или не той профессии? Чья промашка? Все намного сложнее, чем кажется. Сблизить потребности экономики с возможностями образовательной системы планируется в том числе и при реализации международного проекта при поддержке Европейского союза. 

Система образования эффективна, когда удовлетворяет потребности экономики.
lab.academyey.com

Нельзя сказать, что в этом проекте наша страна будет исключительно реципиентом. Разногласия между профессорами и директорами — классика жанра во многих странах. Как показали опросы, в той же Германии только половина компаний смогла найти нужных специалистов. Международное агентство Manpower Group опросило 40 тысяч компаний в 43 странах. У трети возникали в целом проблемы с комплектацией штата, а у трети — в квалифицированных специалистах. Самые дефицитные профессии — электрик, сварщик, механик. Следом в рейтинге идут торговые представители. На третьем месте — инженерные специальности. Не хватает также специалистов по работе с клиентами и водителей. В общем и целом наш рынок труда повторяет мировую тенденцию. Кстати, преодолеть полностью дисбаланс между спросом и предложением не удалось ни одной стране в мире. Эксперт белорусского проекта из Германии Константин Пержоль объясняет: причина в низкой координации системы образования и работодателей — исторически каждый сектор развивался в своем направлении. Глобализация и развитие технологий обострили противоречия на рынке труда. И найти общий язык между поставщиками знаний и их потребителями оказалось не так уж и просто. Константин Пержоль утверждает: в некоторых случаях необходимо начинать с формирования понятийного аппарата. Образовательный и коммерческий сектора часто по-своему понимают профессиональные навыки. 

Олег Токун убежден: повышение производительности в экономике, укрепление социальной стабильности лежат в том числе и в плоскости ликвидации дисбаланса между предложением системы образования и реальным сектором. «Мы не можем позволить себе обучать невостребованным на рынке знаниям и навыкам», — констатировал он. Хотя добавляет: запретить идти учиться на те специальности, на которые хочется, никто не может. Но люди должны понимать, какое проблематичное профессиональное будущее их ожидает. 

Ключевая все же проблема — спрогнозировать спрос на навыки и умения на рынке труда. Минимум лет на пять, а еще лучше — на десять. Пикантные нотки в прогнозирование вносит тренд на развитие малого и среднего бизнеса. Специалисты признаются: с крупными работодателями взаимодействовать намного проще. Хотя опросы позволяют с большой долей вероятности предсказать потребности в кадрах и небольших компаний. Правда, для этого необходимо время, чтобы сформировать цифровые ряды и определить закономерности. Надо отметить, этой проблемой в стране озаботились не первый раз. Другой вопрос, что первую скрипку в «предсказаниях» играло Министерство образования. В результате, как метко заметил Константин Пержоль, ведущим фактором стало предложение со стороны системы образования, а не спрос работодателей. Недавно этой тематикой занялось Министерство труда и социальной защиты. Их кураторство в этом вопросе выглядит более логичным. Иной аспект, что учреждениям образования придется приучаться к рынку и его законам. Нельзя не согласиться с Константином Пержолем: «Эффективной является система образования, выпускники которой востребованы рынком». Другими словами, альма-матер рано или поздно придется сначала оценивать востребованность выпускников, а потом уже формировать программы.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter