В Совмине Беларуси подняли вопросы о дальнейшем развитии отечественного легпрома

Как шить дальше?

На Президиуме Совмина рассмотрели выполнение комплексной программы развития легпрома на 2011—2015 годы и с перспективой до 2020 года
Вчера на Президиуме Совмина рассмотрели выполнение комплексной программы развития легпрома на 2011—2015 годы и с перспективой до 2020 года.



Вопрос этот поднят неспроста. Поводом для его рассмотрения стало совещание у Главы государства по регулированию предпринимательской деятельности, которое прошло 17 марта. Беспокойство вызвала ситуация в легкой промышленности из-за неравных условий работы по сравнению с ИП, работающими с «серым» импортом. По мнению Президента, предпринимателям надо выходить на нормальный прозрачный бизнес, поставив себя в равные условия с другими субъектами хозяйствования. А главным посылом, озвученным на совещании, стало пожелание, чтобы арендаторы торговых павильонов активнее работали с предприятиями легпрома, помогая им реализовывать на внутреннем рынке отечественный товар.

По словам Премьер-министра Андрея Кобякова, наш легпром обладает определенным техническим потенциалом: проведена и продолжается работа по модернизации и техническому переоснащению целого ряда предприятий. За последние четыре года концерн «Беллегпром» привлек инвестиции в основной капитал в размере 356 млн. долларов США, износ активной части оборудования снизился до 42,2%. Однако главных проблем отрасли это не решило — в прошлом году объем экспорта наших предприятий по сравнению с 2010-м увеличился лишь на 8,4%.

Более половины производимой продукции предприятия концерна поставляли в 55 стран мира, что свидетельствует о наличии спроса на внешних рынках на нашу продукцию. Но свои позиции белорусские производители под давлением иностранных конкурентов уже начали терять. На предприятиях концерна и не скрывают, что серьезным конкурентом по этой части стал для нас Китай.  Мы начали им уступать даже там, где недавно все было хорошо со сбытом.

Прошлый год был непростым для реального сектора экономики, и для легкой промышленности в том числе. Дебиторская задолженность заметно выросла — к началу марта она составила 2,9 трлн. рублей. На складах организаций концерна сложился достаточно высокий запас готовой продукции, в разы превышающий безопасные значения. Причем, по оценке главы концерна «Беллег-пром» Николая Ефимчика, львиная доля таких проблемных складских запасов приходится всего на семь предприятий. Еще недавно они были явными лидерами отрасли — «Белвест», «Марко», «Милавица».

Премьер-министр указал на основные просчеты: скудность ассортимента, сформированного без учета потребительского спроса, и высокая ценовая планка на продукцию. Цены на пиджаки, брюки, блузки и пальто белорусских производителей на внутреннем рынке вполне сопоставимы с ценами на импортные товары, а так быть не должно.

Недавнее совещание у Президента обнажило недостатки нашего легпрома. И самый главный из них — медленная разворотливость предприятий и их негибкость по отношению к запросам потребителя. К качеству продукции вопросов почти нет, а вот к выбору, ассортименту, доступности по цене — есть. А такие вопросы, убежден Андрей Кобяков, решать нужно очень быстро. Иначе о каком завоевании внешних рынков может идти речь, если на внутреннем разобраться с проблемами не можем?

Медленно, по мнению Андрея Кобякова, проводится и работа с розничными сетями. По крайней мере, в торговле отдельные производители могли бы быть представлены шире, чем сейчас. В эту сферу также следует активнее вовлекать и предпринимателей, предлагая им работать по франшизе, проводить стоковые распродажи и ярмарки, а также использовать в своей работе возможности интернет-торговли.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter