О достижениях Великой русской революции

Как селедка пешком ходила

Все чаще в СМИ появляются сюжеты, посвященные 100-летию Октябрьской революции. Выходят на экраны или готовятся к показу фильмы об этом событии в нашей истории. Так, на РТР скоро выйдет уже анонсированный документальный фильм под названием «Великая русская революция». 

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

На всякого рода ток-шоу и в обществе продолжается дискуссия о том, что же это все-таки было: государственный переворот или полномасштабная революция. Не трогают Ленина, но рейтинги Сталина социологи исправно продолжают замерять. 

Что ж… Столетие — вполне солидный рубеж, чтобы, казалось, можно было уже как-то определиться в своих оценках и не сотрясать воздух в горячих дискуссиях в телестудиях. Не получается… Почему? Есть много версий на сей счет. Назову лишь те, которые первыми приходят на ум. Выходит, век назад произошло действительно столь великое событие, что и сейчас еще невозможно однозначно оценить содеянное народом России в те дни. А возможно, это тот редкий феномен, который невозможно отделить от современности и будущего, как пуповину новорожденного.

Похоже, публицистам, в том числе и мне, еще не раз придется возвращаться к этой теме. Сегодня же коснусь лишь некоторых ее сторон. Толчком к написанию данной публикации стала сценка из жизни, свидетелем которой стал недавно в одном из так называемых магазинов шаговой доступности на улице Розы Люксембург в Минске. Седовласая старушка интеллигентного вида долго мялась у лотка с рыбой, а затем спросила продавца:

— А чего это рыба такая дорогая?

Скучающая продавец, видно, была не против и сама поразмышлять:

— Я так думаю, что все дело в расстоянии. Представляете, ее надо доставить из Мурманска или даже с Дальнего Востока, это же такие расстояния… Сколько топлива уйдет, а оно нынче дорогое.

Старушка грустно улыбнулась и язвительно заметила:

— Ну да, в наше время селедка пешком ходила…

Улыбнулся и я, потому что вспомнил, как в магазинчике у нашего дома в Бобруйске в те послевоенные годы продавали крупную, сочную селедку, доставая на твоих глазах прямо из бочки. И была она действительно недорогой. 

Задумался и сам. Топливо сейчас действительно дорогое. Но ведь и самолетов стало больше, и летают они быстрее. Да и не скажешь, что заморской рыбы в магазинах нет. Вот только она, и правда, на мой разум, продается по завышенным ценам. А главное, и не стоит она таких денег, ибо качество ее откровенно неважное. 

К рыбе еще вернусь, а пока расскажу, чем огорчил меня в общем-то уважаемый мной и почитаемый многими писатель Виктор Ерофеев. На одном из сайтов он разместил свои размышления, где, по сути, сравнивает те годы с запахом воблы. Утрируя, но вывод можно сделать такой, будто мы, жившие в послевоенное время социалистического СССР, ничего нормального, кроме той воблы, и не ели. Неправда это. Все было. Не только дешевая селедка, но и настоящая краковская колбаса, из которой я лично выковыривал кусочки сала. А какие были конфеты на бобруйском «Красном Пищевике»! «Василек», «Ромашка», все виды орехов в шоколаде, настоящий зефир и пастила в шоколаде. Было все для тех, кто трудился. И не плакались на цены.

А вот дури действительно было много в те советские времена. Ну скажите, зачем было ограничивать дачные участки только пятью сотками? Да еще строго по предписанию — какой высоты должны быть потолок и другие конструкции жилища. А ведь земли той, заросшей бурьяном, и тогда было хоть завались. 

Бобруйчане могут прийти пешком, а остальные приехать на экскурсию и увидеть возле шинного комбината гектар земли, отданной тогда горожанам под первые дачи. Все там сохранилось. Маленькие нелепые домики выглядят немым укором глупости тогдашних партийных чиновников. И таких примеров можно привести немало. Но людям, строившим новую страну, а затем восстанавливающим ее после варварского нашествия фашистов, было не до роскоши. Потому и не возмущались, а не потому, что были, по мнению некоторых нынешних «великолиберальных» публицистов, серым стадом. И уж точно никто не голодал. Изобилия не было, но пища была по-настоящему здоровой. Никому и в голову не приходило на каком-нибудь предприятии нарушить ГОСТ. Карали и наказывали! Люди, пережившие Великую Отечественную, умели ценить мир и спокойствие. В этом, и еще во многом другом, кроется ответ на вопрос таких публицистов — почему этот народ никак не может избавиться от любви к тиранам типа Сталина. 

Предъявлять претензии к прошлому — откровенно бессмысленное дело. На мой взгляд (хотя обычно утверждают обратное), история не годится даже для уроков. Будущее все равно приходит не таким, каким мы его себе представляли. Потому (никому не навязываю свое мнение) и не люблю исторических фильмов. Считаю, что они создаются для потехи и удовлетворения творческих амбиций самих авторов.

Однако определять тенденции самого исторического процесса важно и нужно. Хотя бы из уже открытых его закономерностей, как, скажем, что мир развивается по спирали. Важно только увидеть и предусмотреть ту новую ступеньку. Но ведь и здесь мы никогда не обходимся без дискуссий и споров. Выходит, что люди обречены на постоянное противостояние своим взглядам и оценкам окружающего мира? Может, как раз тут и зарыт «вечный двигатель»?

В таких рассуждениях мы больше склоняемся к тому, что Великая Октябрьская революция действительно тот редкий феномен, который невозможно отделить от современности и будущего. Значит, и само это явление, рожденное век назад, оказалось живым и востребованным. Вероятно, в этом и есть его главная ценность. Но, повторюсь — это лишь одна версия…

Жаль только, что скоро уйдет из жизни и та интеллигентная старушка, которая не дождется дешевой рыбы. И это неправильно. Можно сколько угодно гордиться достижениями в космических разработках, в области медицины и других направлениях, но рыба для нашей старушки должна стать доступной. Тем более в такой богатой водными ресурсами стране как наша Беларусь. 

Неужели это нереально?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter