Как «сдуть» штаты

Специалисты-консультанты в области управления отмечают: в   белорусских компаниях обычно присутствует кадровое противоречие — «раздутые» штаты одновременно с недостатком «узких» специалистов. Особенно остро эта проблема стоит на малых и средних предприятиях

Специалисты-консультанты в области управления отмечают: в   белорусских компаниях обычно присутствует кадровое противоречие — «раздутые» штаты одновременно с недостатком «узких» специалистов. Особенно остро эта проблема стоит на малых и средних предприятиях. Там нередко «скрещивают» в одной должности совершенно различные функциональные обязанности. Один и тот же человек может заниматься и финансовым планированием, и маркетингом, и сбытом… Такая «универсальность» экономит фонд заработной платы, но страдает эффективность. Ведь «мастера на все руки» в лучшем случае являются профессионалами только в одной области, а премудрости других сфер деятельности постигают методом проб и ошибок. Такой подход уже давно изжили в западных компаниях. Обычно в штате держат только сотрудников по прямому профилю компании. Остальные проблемы перекладывают на договорной основе на плечи специализированных компаний или высококвалифицированных консультантов-одиночек. 

Иной раз нас поражает структура занятости в западных странах, в которых 40—70 % населения трудятся в сфере услуг. Откуда столько рабочих мест? Конечно, по количеству парикмахерских, бистро, салонов красоты и фитнес-центров на тысячу населения США и Европа значительно опережают многие страны СНГ. Но на Западе львиную долю доходов с сфере услуг приносит не «розница», а сегмент «business-to-business». Даже крупные транснациональные корпорации не чураются решение ряда проблем отдавать на аутсерсинг специализированным компаниям. Так получается дешевле и эффективнее. 

«Узкие» профессионалы на западном рынке труда стоят крайне дорого. Поэтому их «приобретают» в штат, если могут загрузить работой на все сто процентов, чтобы «отбить» издержки. Но в современном бизнесе целый ряд проблем возникает время от времени. Брендостроение, построение логистических схем, маркетинговых концепций или разработка систем оплаты труда требуют привлечение асов на несколько недель или месяцев. Чтобы они заложили теоретическую основу в возникшей проблеме, а заниматься ежедневным рутинным обслуживанием смогут работники квалификацией пониже и с «зарплатными» требованиями попроще. 

Еще более активно пользуются услугами сторонних компаний малые и средние предприятия. Нередко в небольших компаниях на «постоянной основе» имеется только производственный персонал. А планирование финансов, маркетинг, даже бухучет выполняют специализированные компании на договорных условиях. 

В отличие от иностранных коллег, белорусские предприниматели стараются максимально оградить свой бизнес от внешнего мира. А потом жалуются на слишком большие издержки на фонд заработной платы. Но по-другому и быть не может. Скажем, чтобы выпускать качественные стеклопакеты или межкомнатные двери необходимо 100—200 квадратных метров производственных площадей и 5—7 рабочих, зарплату которых можно привязать к производительности труда. Другими словами, сделать прямой переменной издержкой. В принципе, для такого крохотного предприятия с лихвой хватит одного управленца. На деле же в такой компании может «пастись» человек 5—6 «в галстуках». Директор, его замы по разным вопросам, бухгалтер (а то и не один), секретарь и так далее. Вариации могут быть разными, но «толпа» офис-менеджеров получается приличная. 

Между тем профессиональный бухгалтер сегодня меньше чем за 700—1000 долларов в месяц работать не пойдет. Но его квалификация стоит этих денег. Такой профи — не вариант для малых предприятий. Во-первых, слишком дорогое удовольствие. Во-вторых, крохотной компании высококлассный профессионал не нужен. Ведь он подобьет весь нехитрый баланс малого предприятия за несколько часов. Что он будет делать оставшиеся 6 часов рабочего дня? 

Предел зарплаты, который в большинстве случаев готовы платить хозяева малых предприятий офис-менеджерам, как правило, колеблется в районе среднемесячного дохода по республике. За 330—370 долларов в месяц готовы согласиться либо специалисты с изначально слабой квалификацией, либо вчерашние студенты, которые обладают минимальным опытом работы. Отсюда и возникает масса проблем из-за ошибок: и в калькуляциях при ценообразовании, и в статотчетности, и в бухучете… А потом бизнесмены жалуются на высокие штрафы и жесткие экономические санкции за экономические нарушения. Кстати, по свидетельству контролирующих органов, причиной наказаний сегодня становится не злой умысел, а элементарные ошибки в налоговом администрировании. А четко соблюдать законодательство не хватает квалификации персонала. Вот и получается замкнутый круг, из которого не вырваться, если не менять подходы к ведению бизнеса. 

К сожалению, сделать это в Беларуси не так уж и просто. Рынок консалтинговых услуг (по западной классификации к ним относится и бухучет) находится в самом начале своей эволюции. В принципе, отечественные предприятия уже готовы отдавать немало своих проблем на аутсерсинг профессионалам. Другое дело, что с предложением в этой области пока туго. Специализированных компаний не так уж и много, и они, как правило, ориентированы на крупный бизнес. Казалось бы, сам бог велел малые предприятия обслуживать индивидуальным предпринимателям. Но ИП упорно игнорируют сегмент интеллектуальных услуг. Что, в принципе, выглядит не совсем логично. 

Консалтинг — область, в которой можно начинать успешно работать практически с нулевым начальным капиталом. Фактически необходим только компьютер, телефон, факс плюс светлая голова со свежими идеями. И в оборотных средствах нужды практически нет. Ведь основа себестоимости консалтинговых услуг — труд специалистов. С финансовой точки зрения, услуги в сегменте «business-to-business» с прицелом на малые предприятия — находка для ипешников. Но, как ни странно, они по-прежнему стараются концентрироваться в сфере торговли. 

Если эти предпочтения не странные, то, как минимум, бесперспективные. В Беларуси настал момент, когда крупные форматы ритейла постепенно вытесняют торговцев-одиночек. Небольшие торговые точки имеют шанс выжить рядом с гигантами, но только в случае узкой специализации. К тому же в условиях нарастающей конкуренции магазинчики могут выжить только при стабильном финансовом положении. Другими словами, как минимум, необходимо наличие собственных оборотных средств. А с ними у большинства индивидуальных предпринимателей проблемы. 

В принципе, в Европе микробизнес наиболее динамично развивается именно в сфере услуг. Именно в этой сфере небольшое предприятие из 1—4 человек обладает конкурентными преимуществами. Конечно, на рынке консалтинговых услуг работают и транснациональные корпорации, однако крохотным фирмам удается найти небольшую, узкую нишу, которая не интересует крупных игроков. Для них она слишком мала, но небольшой консалтинговой компании сможет обеспечить более чем безбедное существование. 

Кстати, в Беларуси тоже проявляются европейские тенденции в области услуг. Пока массового исхода в эту сферу ипешников не наблюдается, но уже есть достаточно успешные проекты. Например, в сфере пиара и информационного обслуживания бизнеса. Услуга оказалась востребованной представителями среднего бизнеса. А как показала практика, для успешного развития собственного дела в этой отрасли нет надобности в широком размахе. Необходимо найти всего несколько постоянных клиентов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter