Как сделать невозможное возможным

Новые подходы эффективного управления предприятием ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» внедряет в своем сельскохозяйственном филиале «Ханчицы» На снимке: Генеральный директор ОАО «ГТФ «Неман» Юрий ЧЕРНЫШЕВ.

Новые подходы эффективного управления предприятием ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» внедряет в своем сельскохозяйственном филиале «Ханчицы»

Среди бизнесменов бытует поговорка: добыть инвестиции — это еще половина дела, самое главное уметь и знать, как ими правильно распоряжаться, чтобы получать с вложенных ресурсов максимальную прибыль. А это возможно только при высоком профессионализме управленческих кадров предприятия. Ведь для достижения качественного финансового результата необходимо решить массу разнообразных стратегических задач: определить позиции предприятия на рынке и его стратегию развития, связать ее с техническими возможностями, под поставленные задачи выбрать оптимальное технологическое оборудование, определить поставщиков, минимизировать затраты на его эксплуатацию, организовать повышение квалификации персонала… Словом, чтобы инвестиции приносили отдачу, все подразделения предприятия должны развиваться слаженно, как единый механизм. Такой слаженности пока удалось достигнуть далеко не всем белорусским производителям. И ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» — одно из немногих таких предприятий. Принципиально новые подходы руководства фабрики к управлению производством позволили ГТФ за 6 лет превратиться из убыточного предприятия с затаренными складами и неконкурентоспособной продукцией в одну из самых прибыльных компаний в республике. Эффективность применяемых управленческих решений ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» еще раз подтвердило на примере своего сельскохозяйственного филиала «Ханчицы», который присоединили к предприятию четыре года назад. Некогда «планово убыточное» аграрное производство постепенно встало на ноги: этот год планирует завершить без финансовых потерь и даже начинает устанавливать свои первые рекорды.

В народе бытует шутка, что самый верный способ обанкротиться — вложить деньги в сельское хозяйство. Но сегодня этот анекдот потерял свою актуальность: современные технологии и достижения аграрной науки способны до минимума снизить риски в земледелии. Другое дело, что руководители хозяйств должны умело пользоваться этими знаниями и четко выбирать стратегию развития сельскохозяйственного производства исходя из объективных факторов: плодородия земли, погодных условий, конъюнктуры рынка продуктов питания и многих других. Основная проблема, с которой пришлось столкнуться ОАО «ГТФ «Неман» для развития производства в «Ханчицах», — кадровая.

— Мы не требовали от руководителей хозяйств невозможного, достижения фантастических результатов по урожайности или привесам скота, удоям, — говорит генеральный директор ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» Юрий Чернышев. — Но каждый грамотный директор и управляющий должны панорамно видеть ситуацию, оценивать свои объективные возможности, ставить перед собой конкретные задачи и их достигать. Если использовать в сельском хозяйстве подход «уберем, что вырастет», аграрному производителю никогда не удастся выбраться из убытков. К тому же в государстве создана целая система преференций для таких производителей, но их необходимо умело использовать. К сожалению, различные льготы для аграрных предприятий не всегда ими востребованы.

Иногда Юрий Чернышев откровенно удивляется нерасторопности некоторых председателей, не использующих возможности, которые создает для них государство. Тем более Юрий Степанович на собственном опыте знает, как важна и полезна такая поддержка, особенно на этапе становления. На Гродненской табачной фабрике он прошел «богатую школу» выживания 6 лет назад, когда только стал ее руководителем. Тогда на предприятии стояло морально устаревшее оборудование, технологии совершенно отставали от жизни, продукция была неконкурентоспособной, склады — затоварены, собственные оборотные средства у фабрики практически отсутствовали, поэтому процветали не самые выгодные бартерные схемы поставки сырья.

С тех пор предприятие полностью преобразилось. Только за последние пять лет инвестиции в основной капитал составили более 50 миллионов долларов, в прошлом году — почти 70 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с 2005 годом почти в 20 раз. Современные итальянские и немецкие линии по производительности заменяют 6—8 единиц старого оборудования. Поэтому фабрика имеет возможность наращивать производство, не «вписываясь» в площади уже существующих цехов. А ведь в среднем по стране почти половина инвестиций реальным сектором расходуется на вложения в строительство. Новые технологии повышают производительность труда. За последние пять лет она на фабрике выросла в 3 раза в физическом выражении и, что самое главное, в 6 раз — в денежном. Поэтому и средняя зарплата на предприятии постоянно растет: в прошлом году она составляла почти 2 миллиона рублей, за первое полугодие выросла на 40 %, до 2,7 миллиона рублей.

— Качественное оборудование позволяет фабрике реагировать на спрос населения, а иногда даже формировать его, — объясняет Юрий Чернышев. — Два года назад фабрика выпустила первую партию продукции формата «Super Slims». До этого она завозилась в Беларусь по импорту, была достаточно дорогой и ее продажи не превышали 300—400 миллионов штук в год. Мы проанализировали европейские рынки, тенденции которых с некоторым запозданием приходят и в Беларусь, и увидели, что у этого сегмента большие перспективы. Люди все больше стараются заботиться о своем здоровье, и если окончательно не могут отказаться от вредных привычек, то, по крайней мере, стараются их «облегчить»: продукция формата «Super Slims» в два раза тоньше стандартной, поэтому, соответственно, и вредных веществ содержит в несколько раз меньше. Рост этого сегмента тормозили два фактора: высокая цена такой продукции и ее недостаточное количество в точках продажи. Два года назад фабрика начала выпускать такие товары под международными торговыми марками в рамках контрактного и лицензионного производства, а также производить «тонкие» варианты собственных торговых марок. Некоторые тогда не верили в успех этого маркетингового хода, но наши расчеты оказались верными. Сегодня объемы продукции «Super Slims» превышают 4 миллиарда штук в год, она занимает до 17 % рынка, и спрос на нее постоянно увеличивается. А такие товары под нашими брендами являются лидерами по продажам, оставив далеко позади многие международные торговые марки. Просто ГТФ «Неман» смогла предложить потребителям качественную продукцию по приемлемой цене.

Сейчас на фабрике проводится политика максимальной модернизации производства. Недавно предприятие закупило оборудование, которое в автоматическом режиме маркирует короба с готовой продукцией и по транспортеру доставляет на склад. Начался монтаж коммуникаций для автоматической подачи сырья и комплектующих на основные производственные линии — ручной труд на фабрике практически исчезнет да и экологические условия в цехах значительно улучшатся. Но, как подчеркивают руководители предприятия, это не приведет к сокращениям работников. Во-первых, их численность уменьшается по объективным причинам: ветераны производства постепенно выходят на пенсию. Во-вторых, новое оборудование также требует внимания людей: ремонт, эксплуатация, наладка и так далее. Поэтому многие работники проходят через систему повышения квалификации, ездят на стажировки за границу в компании поставщиков оборудования, слушают лекции иностранных специалистов, которых фабрика приглашает на семинары.

Во время посещения в прошлом году Гродненской табачной фабрики региональный руководитель по производству Восточноевропейского производственного объединения группы компаний «British American Tobacco» Адриано Алвим де Оливейра отметил, что ГТФ «Неман» является одной из самых технологически развитых производственных площадок в Восточной Европе. А региональный президент корпорации «Japan Tobacco International» Мартин Брэддок в ходе недавнего визита на предприятие отметил, что Гродненская табачная фабрика является одним из лучших в мире предприятий, с которыми сотрудничает корпорация «JTI». В концерне «Белгоспищепром» отмечают: Гродненская табачная фабрика — пример для других производителей по грамотному управлению финансами и эффективному использованию инвестиций. Динамика роста чистой прибыли и налоговых отчислений значительно опережает рост физических объемов производства. Крайне важный качественный показатель, который свидетельствует об интенсивном развитии производства, направленном на увеличение добавленной стоимости в каждом изделии.

— Конечно, столь быстрому развитию фабрики способствовал и взвешенный подход государства, — говорит Юрий Чернышев. — ГТФ «Неман» всегда находила понимание и поддержку у руководства страны, Гродненского областного исполнительного комитета, концерна «Белгоспищепром». Продуманная акцизная политика, проводимая в республике,  дала возможность фабрике, особенно на начальном этапе, выводить на рынок свои новые бренды, которые сегодня являются лидерами продаж. Руководство страны прислушалось к нашим предложениям и во время изменений ставок акцизов и некоторых принципов их начисления в этом году, что позволит развивать отечественную табачную отрасль и увеличивать поступления в бюджет. Во время валютных неурядиц глава государства, правительство, облисполком  и концерн «Белгоспищепром» оказывали действенную помощь нашему предприятию в приобретении валюты для закупки импортного сырья. Поэтому фабрика смогла в полном объеме удовлетворить повышенный потребительский спрос на свою продукцию, который возник в этом году.

Эффективная и прибыльная работа фабрики имела большое социальное значение. Как отметил председатель концерна «Белгоспище­пром» Иван Данченко, сегодня ГТФ «Неман» формирует до 13 % инновационного фонда концерна. Эти средства инвестируются для развития стратегически значимых для республики производств, обеспечивающих ее продовольственную безопасность. В частности, модернизируются предприятия по выпуску детского питания. Три года назад ОАО «ГТФ «Неман» взяло в аренду охотхозяйство в Логойском районе, развивает на его базе экологический туризм.

Сельскохозяйственный филиал «Ханчицы» тоже является своеобразным социальным проектом. Свой богатый инновационный и инвестиционный опыт ОАО «ГТФ «Неман» использует в сфере сельского хозяйства, поддерживая это направление и финансовыми вложениями. Сельскохозяйственному предприятию оказывали помощь в приобретении современных зерносушильного комплекса и высокопроизводительного кормоуборочного комбайна, агрегата для сбора камней, другой техники и оборудования. Сегодня старания руководства фабрики начинают давать свои плоды. Сельхозпред­приятие «Ханчицы» постепенно «нащупало» свои наиболее выигрышные ниши, в этом году установило своеобразный рекорд: урожайность гречихи в хозяйстве составила около 36 центнеров с гектара — почти на 30 % выше, чем в среднем по республике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter