Как сберечь, не растеряв?

Известно, что грядущий 2013–й объявлен Годом бережливости...

Известно, что грядущий 2013–й объявлен Годом бережливости. Его проведение, как уже официально разъяснялось, «будет способствовать решению задач совершенствования организации производства, повышения производительности труда, качества продукции и услуг за счет оптимизации расходов, рационального использования ресурсов, исключения необоснованных потерь». В числе задач Года бережливости — модернизация, стимулирование экономии на рабочих местах и в быту.


Кого считать экономным работником, директором? Каких затрат стоит избегать? Как правильно корректировать семейный бюджет? Обсуждая актуальные вопросы, ведущие полемической рубрики «СБ» отстаивают разные подходы к бережливости. Что ж, выслушаем вначале монолог спорщика, полагающего, что главные шаги в деле экономии должны предпринять не обыватели, а чиновники и бизнесмены. Затем ознакомимся с мнением оппонента, считающего, что большая экономия начинается с «маленького человека». А для продолжения дискуссии приглашаем вас, уважаемые читатели, подумать над вопросом, вытекающим из позиций наших авторов:


Кто заслужил — тому и туфли


Год бережливости, подобно Деду Морозу со Снегурочкой, должен настойчиво постучаться в каждую дверь, но лично я согласен подождать. Пусть контролеры экономии в первую очередь побывают на предприятиях, в исполкомах, приемных чиновников, в кабинетах крепких хозяйственников, их гаражах. Именно сильные мира сего уже с первого рабочего дня нового года должны показать яркие примеры бережливости. Не на флэшках с файлами перспективных графиков да таблиц, а на деле продемонстрировать решительные шаги в направлении экономии. Снижение необоснованных затрат, реализация инвестиционных проектов — такие конкретные задачи поставлены не перед дядей Петей из автопарка, а прежде перед его руководителями. Замечание Александра Лукашенко о том, что «мы слишком расхлябанно относимся к нашим ресурсам, тем, которые есть и которые закупаются», тоже обращено прежде всего к производственникам, аппаратам министерств. И требование Президента: «Нам нужна прибыль, поэтому снижение себестоимости — это один из факторов повышения прибыльности предприятий» — тоже перво–наперво ясный сигнал к действию именно топ–менеджеров.


Если указ станут активно претворять в жизнь, а в Год бережливости действительно, как это заявлено недавно вице–премьером Анатолием Калининым, будут реализованы серьезные проекты, направленные на импортозамещение, снижение энергоемкости и материалоемкости, наша общая копилка значительно пополнится. Освободятся лишние средства для действительно неотложных социальных программ. Но как бы не превратилась жизненно необходимая для экономики кампания лишь в декларацию о намерениях. Наши, Роман, с тобой ровесники и тем более наши родители в этом плане «пуганые». Помню, как в брежневские годы нас приучали выключать свет в уборных. Именно тогда нам говорили, что, если вовремя щелкнуть выключателем, где–то в Сибири облегченно вздохнет турбина, и упорно напоминали слова Леонида Ильича: «Экономика должна быть экономной».


Но пока первоклашку (не спорю, справедливо) песочили на сборе октябрятской звездочки за брошенную на пол корку хлеба, могучая страна не жалела миллиардов на гонку вооружений и щедрую помощь «братским народам».


Да, сейчас мы живем в другой стране, никто в Беларуси не бряцает оружием перед потенциальным супостатом, но разве ушли со сцены люди старой закалки, способные заговорить, глубоко запрятать в горе бравых отчетов даже самое рациональное зерно?


Вот включаю телевизор... Тема репортажа — Год бережливости. Но начинается обзор не с сюжета, допустим, о председателе СПК, пересевшем с «мерса» на «уазик», а с рецептов 70–летней пенсионерки, которая «жить бережливо умела всегда, да еще и других учила». «Я даже обувь себе чиню сама. Я снимаю набойки, меняю их и опять хожу. И не потому, что не найти на это денег», — делится опытом пожилая актриса. «Грядущий год для «бабушки–антикризис» не будет чем–то особенным. Но научиться жить по средствам придется многим. Страна берет курс на умеренный расход», — бодро вещает коллега с ТВ. Извините, я такого оптимизма не разделяю. Разве сильно сэкономит страна благодаря таким вот неунывающим бабушкам? Давайте не мельчить большую тему, не низводить проблему до бытового уровня!


С водой в кране, лампочкой на кухне, расходом электро– и теплоэнергии в пределах собственной квартиры я как–нибудь разберусь сам. Буду безалаберно жечь свет, чересчур щедро «кормить» из розетки телевизор, мобильник, настольную лампу — буду призван к ответу всяческими домашними счетчиками и прочувствую на своем кошельке. «Руки с мылом мыл? Тогда чай без сахара!» — строго скажет жена — и моих олигархических замашек как не бывало! И детям завещаю экономить, но дойдут ли до ребят правильные слова, если вокруг так мало примеров по–настоящему прибыльной экономии?


Зато примеров расточительности, проедания финансов, увы, хватает. Нецелевое использование средств, бесполезные зарубежные командировки, дорогие «понты» начальников, раздутые, громоздкие структуры — реалии многих госпредприятий, да и частных фирм тоже. Отдельная тема — убыточные производства, спортивные команды, висящие на бюджете ярмом. Зато им на игле дотаций — полный кайф. Вот была бы экономия, если их «оптимизировать»! Не думаю, что уволенные сотрудники, спортсмены и т.д. сильно горевали бы по поводу потерянных жалких подачек, умницы и умники, золотые руки всегда в цене. А вот лентяям, имитаторам бурной деятельности придется попотеть. Потому и боятся перемен.


Тем, кто руководит кампанией Года бережливости, должно быть понятно: рецепты экономии стоит искать не в холодильниках и гардеробах. Резервы скрыты в сферах, где энергичные (оттого и сильные) по–прежнему вынуждены тянуть на себе ленивых (оттого и слабых).


...А бабушки пусть поменьше экономят — ходят в красивых новых туфлях. Заслужили.


Начать с себя


Удивлен странным тезисом в твоей речи, будто бы государство живет за наш счет. По–моему, оно — просто система, которую мы сами создали, чтобы рационально сводить концы с концами. Поэтому бережливость на государственном уровне произрастает из личной бережливости каждого: у себя дома и на своем рабочем месте. Проще говоря, никто не начнет сберегать, допустим, электроэнергию на заводе, пока не научится выключать свет на собственной кухне, уходя оттуда даже на минуту. Нужна культура экономной жизни, которую следует взращивать с детского сада, тогда и громкие лозунги в духе брежневского, тобой приведенного, не понадобятся.


Ведь что такое бережливость? Разве это нужда потуже затянуть пояса, отказывая себе во всех радостях и удобствах? Вовсе нет, это просто схема разумного расходования своих денег. А чтобы тратиться с умом, надо всего лишь подраскинуть мозгами и решить, на чем можно сэкономить.


Возьмем, к примеру, коммунальные услуги. Про установку счетчика воды я уж не говорю, эта полезная штука немало пропагандировалась и сейчас всем известна. Но вот, извини, унитаз с экономным сливом (такие сейчас продаются) обязательно стоит поставить. Энергосберегающие лампочки — да, дороговаты, но за год с лишним ни одна из шести у меня не перегорела. Вообще, важно в принципе поменять старые подходы к расходу электричества, газа, воды. Одно время мы с женой друг друга одергивали, когда кто–то забывал выключить свет, выходя из комнаты. Теперь никому никаких напоминаний не нужно, за полгода привыкли щелкать выключателем, сейчас это происходит машинально, автоматически. Так же научились выключать телевизор в гостиной, уходя готовить или обедать в кухню. На ночь выключаем компьютер из розетки, не оставляя его в «спящем» режиме. Стараемся полностью загружать стиральную машину, следим за режимом работы газовой колонки, чтобы фитиль там не горел вхолостую. В конкретных цифрах экономию от этих привычек выразить трудно, но все–таки в этом году мы платим за воду и свет процентов на 30 меньше, чем в прошлом.


Про одежду. Зачем скупать ее десятками предметов? Мы, признаюсь, раньше тоже были рабами древнего правила, будто с началом каждого сезона следует обновить гардероб. Весной очередной плащик, в сентябре осенние ботиночки, зимой обязательно новую шапку... Потом опомнились, сделали ставку не на количество вещей, от которых уже шкафы не закрывались, а на их качество. Теперь перед началом нового времени года проводим ревизию и видим, что ботиночки–то еще послужат, шапка как новая, плащ тоже вполне ничего. К чему тратиться? Спасенные таким образом деньги направляем на другие, более насущные цели.


Нет, не на рестораны. Однажды осенило, что стоимость чашки кофе в кафе почти равна цене пачки хорошего молотого кофе. Так какая разница, где поболтать с другом — в дорогом заведении или на своей уютной кухне? Салоны красоты, пафосные парикмахерские для супруги? Тоже нет. Оказалось, что дешевле договориться с мастером, которая приезжает и делает на дому как прическу, так и маникюр.


Конечно, в деле бережливости я еще не достиг того мастерства, которым владеет мой сосед Паша. На днях он хвастал, что никогда не делает крупных покупок вроде телевизора или мебели по полной цене. Ждет праздничных скидок, уценки, а то и пользуется дисконтными картами своих знакомых. У меня тоже интересовался, но я пока такими полезными карточками не разжился, о чем и сожалею.


Беседовали с ним о так называемых «статусных» вещах. Сосед посмеялся, припомнив 90–е годы с их турецкими свитерами, кожаными куртками и белыми кроссовками, которые якобы подчеркивали благосостояние владельца. В итоге толпа на проспекте выглядела как рота солдат — все в одинаковой форме. Затем статус обозначали мобильные телефоны, потом — дорогие машины... Не слишком ли много мы тратили на эти дикарские соревнования в демонстрации обеспеченности? Теперь у Паши дешевый, но надежный телефон, купленный четыре года назад. А прожорливый джип он давно поменял на корейскую малолитражку — меньше трат на топливо, меньше мороки на парковке, меньше расходов на ремонт. «Мой статус у меня в голове, — смеется сосед. — И вон из кожи лезть, чтобы его подчеркнуть, я больше не собираюсь».


К чему я привожу этот пример? К тому, что и на работе Павел никогда не оставляет включенным свет в кабинете или работающий зазря компьютер. Привыкнув экономить в домашних расходах, перенес это же правило на рабочее место. Думаю, Год бережливости должен приучить нас к такому же принципу, который кратко можно выразить словами «начни с себя». Это не пустой лозунг, а призыв заглянуть в собственные кошельки и карманы. Взвесить расходы, рассчитать доходы, сделать выводы. Начнем жить по средствам — там и экономика, как утверждали в советские времена, станет экономной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter