Эта пена постепенно, но неотвратимо уходит, как вода в широкую трубу. Обычно с журчанием на видеокамеры следователей. Получившие свои сутки или штрафы к «протестам» больше не возвращаются. Упертые становятся рецидивистами, а с такими разговор уже другой.
И как в морской отлив, обнажаются фейсбучные трибуны этого шоу, все отчетливей проступают лица завзятых болельщиков. Их становится пропорционально все больше.
Это они поначалу кричат в соцсетях, сидя подальше от поля: «Мы разам!», «Не сдадимся!», «Победа близка!» А потом, как и все некультурные фанаты, начинают давать указания: «Куда побежал?», «Косорукий, кривоногий!» и «Даже я бы лучше ударил».
Один день из жизни
Как складывается выходной день протестуна свободной профессии, скажем, Стасика Карпова? Он выезжает на старом драндулете в Минск, мечется по городу в поисках мест, где бы отхватить по заднице, гудит в пробках, везде опаздывает, не находит «калён», дудит напоследок и к ночи усталый, но довольный, возвращается дадому. Усаживая целое, но истомившееся тревожными ожиданиями место перед монитором, видит следующее.Зарубежные геношульманы все как один постят что-нибудь вроде: «И завтра пойдем», «Сегодня мы снова показали», и «Мы опять (чудом) не отхватили, но вам (там) от души сочувствуем». А Стасик же лично знает их чуть не всех: свой зад они оторвут только для отчаянного похода за свеженьким пивком. Для всего остального есть интернет.
Не отстают и местные липковичи: «Государство меня бьет», – гордо пишут они. Карпова не проведешь: липковича не то что пальцем трогать, к нему приближаться брезгуют. Так он и отравляет воздух сам себе в отдалении от всего живого.
Стасик Карпов на фуршетах да презентациях таких видел-перевидел: «Як толькі трупы расцягнулі па акопах, параненым наклалі трыпутнік, дым рассеяўся і стала крыху спакайней – на поле нядаўняга боя выйшла вечна жывое і ні разу не пабітае войска маральных пераможцаў. З сарамлівай усмешкай, з вачамі поўнымі болю. У інтэлігенцыі такая роля. у прынцыпе: пакутваць са сваім народам, раняючы слёзы ў кубачак кавы на кухні. I пасля да смерці расказваць пра свае перажыванні ў тыя самыя часы» – это о «координационном совете», куда Стасика так и не позвали. Но и не только.
От всех этих новостей он окончательно расстраивается и пишет сумрачный пост про «прэвентыўных пакутнікаў». Где сдержанно, но весьма язвительно проходится по всем эмигрантам геношульманам и борцунам с собственной вонью липковичам. Здраво отмечая, что им всем нужен статус «галоўнага ворага рэжыму, хаця рэжыму было на іх нас…ць усю дарогу, ён ведаць пра іх не ведаў».
Казалось бы – альфонс прав. Пусть не доде, но – мае рацыю!
Мы – в месте
Через два дня Стасик этот свой пост удаляет нафиг. Не оттого, что кого-то там, даже не думайте… нiколi не выдаляу… а патаму шта… в общем, достали-таки его фейсбучные трибуны. Объяснили, что не время, не ему, мелко, трэба разам, льешь воду, сеешь раздор и гэтак далей. Однако Карпов тоже, знаете ли, не мальчик и не вам: у себя-то он удалил. «Мне без гэтага паста будзе значна лепей, – прикинул он, – чым з гэтым пастом». Но на «Нiве» текст оставил, как фигу в кармане.Лозунг «бей своих» в среде «змагароу» – это дело житейское. Как живут, так и пишут. А вы говорите: солида-арность… ра-азам… весь народ в едином порыве…
Теперь давайте вспомним эволюцию Карпова, если это можно так называть. До весны 2020 года – классический пример ярого белорусского националиста. Вряд ли надо дополнительно расписывать все его родовые признаки. А дальше следите за языком. За своим имеет смысл всегда, но сейчас – за стасевым. Следите внимательно:
«Бабарыка – гэта, можа быць, не ваш кандыдат, але… Думайце, ці хочаце вы пайсці з непрыемнай вам большасцю супраць непрыемнага узурпатара, ці пачакаць».
«Дзмітрыева мы бескампрамісна ненавідзім. На фоне Андрэя любы плашч на фэйсбуку на 200% бялее. Раманчук хадзіў вакол Рыгорыча на паўсагнутых. Публічна кляйміў на БТ пратэстоўцаў агулам і паіменнна. Я ставіў подпіс за Бабарыку – пры усёй яго неадназначнасці ў маіх вачах», – при всем, как говорится, богатстве выбора…
«Я не ведаю, колькі бчб сцягоў павінна ўбачыць Калеснікава і колькі разоў яна павінна пачуць "Жыве Беларусь", каб адважыцца назваць сваю партыю па-беларуску», – але…
«Новыя людзі с шырока расплюшчанымі вачамі, бясспрэчна, будуць с…ць на галаву ўсім, хто даўно ў тэме. Такі працэс адбываўся заўжды, проста сёлета ён штучна каталізаваўся. Так што усміхаемся і машам», – что еще уже остается?
«Я не буду байкатаваць. Я прагаласую за Ціханоўскую», – коготок увяз…
«Калі я чытаю пра выступ Ціханоўскай, што ён "шчыры і моцны і без слабінак", а пасля я гляджу гэты выступ, то разумею, што і са слабінкамі, і з інтанацыямі, каторымі размаўляюць выхавацельніцы ў дзіцячым садку», – и все равно… але…
Так плывут, как воск, незыблемые еще полгода назад принципы. Так сползают идеалы, которых, по сути, и не было. Так «интеллигент» уговаривает себя, что все, что он сделал – сделал правильно, потому что не было «другой альтернативы», вы не понимаете, это другое, да, я все вижу, але…
Мирный протест
А вот как он же раздвигает себе и своим моральные рамки «хорошо-плохо»:«Рана ці позна тая плошча, да якой дзяржавушка рыхтавалася, апынецца састарэлай і неактуальнай», – начало лета.
«Пры стварэнні нацыі таксама непазбежныя адходы, якія ляжаць горачкамі асобна ад карысных матэрыялаў. Нікому нахер не патрэбныя і самі па сабе – бессэнсоўныя. Скажам, адходам стварэння беларускай нацыі, падобна, што становяцца мянты», – чуть погодя.
«Некаторыя чамусці дазваляюць сабе патрабаваць ад іншых назваць канкрэтнымі словамі заклік ісці на сілавы супраціў. Што гэта? Ну подласць, да. Гэта подласць», – перед выборами.
«Мянты – гэта наш данбас. У беларусі няма іншых ворагаў, акрамя мянтоў. І настаўнікаў, якія даюць дзецям пуцёўку ў мянты», – и сразу же, как, однако, извивается мысль…
«Гісторыя Беларусі гэта: майго тату забілі фашысты – майго дзеда забілі фашысты – майго прадзеда забілі фашысты – майго тату забілі фашысты», – ноябрь.
«Пратэст павінен узмацніцца. Іншых варыянтаў няма», – следом.
Вот такая «эволюция», произошедшая буквально на глазах. За полгода, чистым счетом. Но не забудем, что то же самое произошло и со всей белорусской фейсбучной трибуной, со всеми активистами соцсетей и диванными борцунами. Сами возьмите, если нужно, ленту любого «активиста» и проследите. Если тот или та, конечно, от отваги и немогумолчания свой фейсбук еще не потерли. Аж на пять лет назад, от греха.
Больше того: трибуна с «болельщиками» оказалась и сильнее Карпова, и радикальнее его. Ведь заставили же юного-непримиримого удалить критический пост о других борцунах – если бы вы знали, чего это Стасику стоило, прослезились бы вместе с ним.
Яростными, ненавидящими, невидимыми миру бессильными слезками.
***
Вот так «разумные, думающие, неравнодушные, со светлыми лицами» люди и становятся полицаями. Впрочем, еще глубже и полнее это описано у Василя Быкова, когда Рыбак, каждый раз говоря себе: «Не мае гэта, не трэба бы, але…», опускается со ступеньки на ступеньку. И вот уже стоит перед табуреткой. И вешает Сотникова.
Так что не читайте фейсбуки. И модные произведения тоже – не читайте.
Сидите дома, читайте книги. Уж простите, накипело.
mukovoz@sb.by
t.me/nakipelo_by