Большая литература – она и про нашу с вами жизнь. Не верите – оглянитесь вокруг

Как самому стать полицаем

Постепенно отлавливают всех бездумных «активистов протеста». Тех, кто уверен: как мы тут на улице решим, то и будет. Кто полагает нормальным выражать свое несогласие любыми способами, не до законов ныне. Кто считает, что Конституцию можно написать на пути от подъезда до магазина, на марше. 

Эта пена постепенно, но неотвратимо уходит, как вода в широкую трубу. Обычно с журчанием на видеокамеры следователей. Получившие свои сутки или штрафы к «протестам» больше не возвращаются. Упертые становятся рецидивистами, а с такими разговор уже другой. 

И как в морской отлив, обнажаются фейсбучные трибуны этого шоу, все отчетливей проступают лица завзятых болельщиков. Их становится пропорционально все больше. 

Это они поначалу кричат в соцсетях, сидя подальше от поля: «Мы разам!», «Не сдадимся!», «Победа близка!» А потом, как и все некультурные фанаты, начинают давать указания: «Куда побежал?», «Косорукий, кривоногий!» и «Даже я бы лучше ударил».

Один день из жизни

Как складывается выходной день протестуна свободной профессии, скажем, Стасика Карпова? Он выезжает на старом драндулете в Минск, мечется по городу в поисках мест, где бы отхватить по заднице, гудит в пробках, везде опаздывает, не находит «калён», дудит напоследок и к ночи усталый, но довольный, возвращается дадому. Усаживая целое, но истомившееся тревожными ожиданиями место перед монитором, видит следующее. 

Зарубежные геношульманы все как один постят что-нибудь вроде: «И завтра пойдем», «Сегодня мы снова показали», и «Мы опять (чудом) не отхватили, но вам (там) от души сочувствуем». А Стасик же лично знает их чуть не всех: свой зад они оторвут только для отчаянного похода за свеженьким пивком. Для всего остального есть интернет. 

Не отстают и местные липковичи: «Государство меня бьет», – гордо пишут они. Карпова не проведешь: липковича не то что пальцем трогать, к нему приближаться брезгуют. Так он и отравляет воздух сам себе в отдалении от всего живого. 

Стасик Карпов на фуршетах да презентациях таких видел-перевидел: «Як толькі трупы расцягнулі па акопах, параненым наклалі трыпутнік, дым рассеяўся і стала крыху спакайней – на поле нядаўняга боя выйшла вечна жывое і ні разу не пабітае войска маральных пераможцаў. З сарамлівай усмешкай, з вачамі поўнымі болю. У інтэлігенцыі такая роля. у прынцыпе: пакутваць са сваім народам, раняючы слёзы ў кубачак кавы на кухні. I пасля да смерці расказваць пра свае перажыванні ў тыя самыя часы» – это о «координационном совете», куда Стасика так и не позвали. Но и не только. 

От всех этих новостей он окончательно расстраивается и пишет сумрачный пост про «прэвентыўных пакутнікаў». Где сдержанно, но весьма язвительно проходится по всем эмигрантам геношульманам и борцунам с собственной вонью липковичам. Здраво отмечая, что им всем нужен статус «галоўнага ворага рэжыму, хаця рэжыму было на іх нас…ць усю дарогу, ён ведаць пра іх не ведаў».

Казалось бы – альфонс прав. Пусть не доде, но – мае рацыю! 

Мы – в месте

Через два дня Стасик этот свой пост удаляет нафиг. Не оттого, что кого-то там, даже не думайте… нiколi не выдаляу… а патаму шта… в общем, достали-таки его фейсбучные трибуны. Объяснили, что не время, не ему, мелко, трэба разам, льешь воду, сеешь раздор и гэтак далей. Однако Карпов тоже, знаете ли, не мальчик и не вам: у себя-то он удалил. «Мне без гэтага паста будзе значна лепей, – прикинул он, – чым з гэтым пастом». Но на «Нiве» текст оставил, как фигу в кармане. 

Лозунг «бей своих» в среде «змагароу» – это дело житейское. Как живут, так и пишут. А вы говорите: солида-арность… ра-азам… весь народ в едином порыве… 

Теперь давайте вспомним эволюцию Карпова, если это можно так называть. До весны 2020 года – классический пример ярого белорусского националиста. Вряд ли надо дополнительно расписывать все его родовые признаки. А дальше следите за языком. За своим имеет смысл всегда, но сейчас – за стасевым. Следите внимательно: 

«Бабарыка – гэта, можа быць, не ваш кандыдат, але…  Думайце, ці хочаце вы пайсці з непрыемнай вам большасцю супраць непрыемнага узурпатара, ці пачакаць».

«Дзмітрыева мы бескампрамісна ненавідзім. На фоне Андрэя любы плашч на фэйсбуку на 200% бялее. Раманчук хадзіў вакол Рыгорыча на паўсагнутых. Публічна кляйміў на БТ пратэстоўцаў агулам і паіменнна. Я ставіў подпіс за Бабарыку  – пры усёй яго неадназначнасці ў маіх вачах», – при всем, как говорится, богатстве выбора…  

 «Я не ведаю, колькі бчб сцягоў павінна ўбачыць Калеснікава і колькі разоў яна павінна пачуць "Жыве Беларусь", каб адважыцца назваць сваю партыю па-беларуску», – але…

 «Новыя людзі с шырока расплюшчанымі вачамі, бясспрэчна, будуць с…ць на галаву ўсім, хто даўно ў тэме. Такі працэс адбываўся заўжды, проста сёлета ён штучна каталізаваўся. Так што усміхаемся і машам», – что еще уже остается? 

«Я не буду байкатаваць. Я прагаласую за Ціханоўскую», – коготок увяз…  

«Калі я чытаю пра выступ Ціханоўскай, што ён "шчыры і моцны і без слабінак", а пасля я гляджу гэты выступ, то разумею, што і са слабінкамі, і з інтанацыямі, каторымі размаўляюць выхавацельніцы ў дзіцячым садку», – и все равно… але…

Так плывут, как воск, незыблемые еще полгода назад принципы. Так сползают идеалы, которых, по сути, и не было. Так «интеллигент» уговаривает себя, что все, что он сделал – сделал правильно, потому что не было «другой альтернативы», вы не понимаете, это другое, да, я все вижу, але…

Мирный протест 

А вот как он же раздвигает себе и своим моральные рамки «хорошо-плохо»: 

«Рана ці позна тая плошча, да якой дзяржавушка рыхтавалася, апынецца састарэлай і неактуальнай», – начало лета. 

 «Пры стварэнні нацыі таксама непазбежныя адходы, якія  ляжаць горачкамі асобна ад карысных матэрыялаў. Нікому нахер не патрэбныя і самі па сабе – бессэнсоўныя. Скажам, адходам стварэння беларускай нацыі, падобна, што становяцца мянты», – чуть погодя.

«Некаторыя чамусці дазваляюць сабе патрабаваць ад іншых назваць канкрэтнымі словамі заклік ісці на сілавы супраціў. Што гэта? Ну подласць, да. Гэта подласць», – перед выборами. 

«Мянты – гэта наш данбас. У беларусі няма іншых ворагаў, акрамя мянтоў. І настаўнікаў, якія даюць дзецям пуцёўку ў мянты», – и сразу же, как, однако, извивается мысль… 

«Гісторыя Беларусі гэта: майго тату забілі фашысты  – майго дзеда забілі фашысты  – майго прадзеда забілі фашысты  – майго тату забілі фашысты», – ноябрь.

«Пратэст павінен узмацніцца. Іншых варыянтаў няма», – следом.

Вот такая «эволюция», произошедшая буквально на глазах. За полгода, чистым счетом. Но не забудем, что то же самое произошло и со всей белорусской фейсбучной трибуной, со всеми активистами соцсетей и диванными борцунами. Сами возьмите, если нужно, ленту любого «активиста» и проследите. Если тот или та, конечно, от отваги и немогумолчания свой фейсбук еще не потерли. Аж на пять лет назад, от греха. 

Больше того: трибуна с «болельщиками» оказалась и сильнее Карпова, и радикальнее его. Ведь заставили же юного-непримиримого удалить критический пост о других борцунах – если бы вы знали, чего это Стасику стоило, прослезились бы вместе с ним. 

Яростными, ненавидящими, невидимыми миру бессильными слезками. 

***

Вот так «разумные, думающие, неравнодушные, со светлыми лицами» люди и становятся полицаями. Впрочем, еще глубже и полнее это описано у Василя Быкова, когда Рыбак, каждый раз говоря себе: «Не мае гэта, не трэба бы, але…», опускается со ступеньки на ступеньку. И вот уже стоит перед табуреткой. И вешает Сотникова. 

Так что не читайте фейсбуки. И модные произведения тоже – не читайте. 

Сидите дома, читайте книги. Уж простите, накипело. 

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter