Как ржавчина железо, коррупция разъедает души…

Каким образом ей противодействовать? На что сделать основной упор? Эти вопросы обсудили специалисты на круглом столе, проведенном в редакции нашей газеты    

Каким образом ей противодействовать? На что сделать основной упор?

За месяц на антикоррупционном фронте произошло сразу два примечательных события. Завершилось выполнение Государственной программы по усилению борьбы с коррупцией на 2002—2006 годы. А с 29 января с. г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Эти два события и были в центре внимания при проведении редакцией газеты «Рэспублiка» круглого стола, посвященного теме борьбы с коррупцией. Перед ней не устояли тысячи и тысячи чиновников и должностных лиц. Как явление коррупция прочно вплетена в ткань общества, и «извлечь» ее оттуда могут только настоящие профессионалы. 

Именно они и были  приглашены на заседание круглого стола. Нашими экспертами и аналитиками стали заместитель председателя Верховного суда Республики Беларусь Валерий КАЛИНКОВИЧ, начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью республиканской прокуратуры Виктор МОРОЗОВ, заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь Геннадий ГРИНЕВИЧ и заместитель начальника управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Валерий ФОМИН. Вел заседание первый заместитель главного редактора газеты «Рэспублiка» Михаил Вальковский. 

Закон  вступил  в  силу. А  придал  ли  сил правоохранителям? 

В. МОРОЗОВ: В последнее время мы напряженно и целенаправленно работали в направлении противодействия коррупции. Благодаря чему достигнуто достаточно солидное снижение коррупционных проявлений в минувшем году. Уровень коррупционных преступлений в прошлом году снизился на 18 процентов.  Это является результатом, прежде всего, постоянного и пристального внимания главы государства к данным проблемам. Достаточно скоординированы усилия   правоохранительного блока, всех государственных органов по работе в данном направлении.

Принятие Директивы Президента № 2 «О  мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» в значительной мере сузило возможности чиновников злоупотреблять своим служебным положением. Достаточно активно внедряется во многих сферах принцип одного окна, что во многом препятствует совершению разного рода правонарушений. 

Что касается органов прокуратуры, то они в последнее время вели достаточно активную работу по пресечению и предотвращению коррупции. Мы прекрасно понимаем, что коррупционная преступность — явление высоколатентное, поэтому не питаем иллюзий такого рода: мол, если есть достижения в борьбе с ней, то можно снизить усилия. Нет, данная работа велась и ведется на постоянной плановой основе. Мы свои действия координируем. Провели ряд координационных совещаний с Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, в отдельных случаях — с участием представителей судебной власти. 

В республиканской прокуратуре на заседаниях коллегии в последнее время неоднократно рассматривались задачи и проблемы борьбы с коррупцией, противодействия такому наиболее опасному коррупционному преступлению, каким является взяточничество. Анализировали эффективность усилий  следственного аппарата как непосредственно в органах  прокуратуры, так и следственного аппарата Департамента финансовых расследований, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел по расследованию уголовных дел данной категории. На этих заседаниях коллегии поставлена задача более интенсивно и качественно расследовать такие уголовные дела. 

В общем, в прошлом году продолжалась системная работа по противодействию коррупции. И она на данном этапе дала свои плоды. 

— Как же используют и намерены использовать органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности  возможности нового Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»? 

В. МОРОЗОВ: Первое, что хотелось бы отметить: данный закон действительно является существенным вкладом в наше белорусское антикоррупционное законодательство, способствует приведению последнего в соответствие с международными нормами. 

Вступление 29 января с. г. в силу этого важнейшего закона для нас не явилось неожиданностью. Он принят еще 20 июля минувшего года. Сразу после этого не только органы прокуратуры, но и все другие государственные органы стали готовиться к работе в условиях действия нового закона, старались предусмотреть многочисленные нюансы. 

Остановлюсь на усилиях непосредственно республиканской прокуратуры. Нами проведена научно-практическая конференция, на которой при помощи ученых мы постарались довести положения Закона «О борьбе с коррупцией» до прокурорского корпуса, всех практических работников, которые будут претворять его в жизнь. Кроме того, на конференции прокуроры получили четкие и однозначные задачи по усилению борьбы в данном направлении, принятию необходимых мер по усилению координирующей роли органов прокуратуры в противодействии коррупции. 

Я думаю, что система органов прокуратуры к работе в условиях действия Закона «О борьбе с коррупцией» готова и стоящие перед нами задачи будут выполнены. 

После завершения выполнения Государственной программы по усилению борьбы с коррупцией на 2002—2006 годы мы проявили инициативу и приложили немало усилий для разработки новой программы такого рода. Она, кстати, будет называться Государственной программой по противодействию коррупции. Акцент, как следует из названия программы, делается не на усиление борьбы, не на ужесточение мер наказания, а на противодействие коррупции. Особо усиливать ответственность за коррупционные преступления, думается, не следует — она и так достаточная. Куда важнее разработать государственный механизм предупредительно-профилактического  характера. Именно на это и будет направлена новая Государственная программа по противодействию коррупции. Она впитала лучшие новеллы и положения предыдущей программы и в ближайшее время будет представлена главе государства на рассмотрение. 

Портрет коррупционера-2006

— Давайте сообща проанализируем, как расследуются следователями и рассматриваются судами Беларуси уголовные дела коррупционной направленности, и при этом нарисуем портрет коррупционера, изобличенного следствием и осужденного судом.

В. МОРОЗОВ: Всеми следователями органов прокуратуры, Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности в минувшем году расследовано и направлено в суд 939 уголовных дел коррупционной направленности. Я хочу расшифровать это словосочетание — «коррупционной направленности».  Беларусь от других бывших советских республик отличается тем, что мы на межведомственном уровне определили этот перечень преступлений, в настоящее время состоящий из четырнадцати составов. Прежде всего, это три вида взятки, хищения, злоупотребления служебным положением и т.д. 

Так вот, по этим составам преступлений в минувшем году привлечено к ответственности 1200 обвиняемых. Расследование дел коррупционной направленности доставляет массу сложностей и проблем. Как правило, эти преступления совершаются без свидетелей. Зачастую требуется  кропотливая ревизионная, экспертная  работа, безукоризненное проведение следственного эксперимента и т. д. Тем не менее уровень следственной работы по делам такого рода в прокуратуре и других правоохранительных органах достигнут достаточно высокий. Статистические данные за год тому подтверждение. 

Что касается структуры преступлений такого рода, то около 40 процентов их составили  уголовные дела о взяточничестве. В количественном выражении это выглядит так. Окончено в минувшем году 433 дела, по которым к уголовной ответственности привлечено более 450 обвиняемых. Круг должностных лиц, которые привлекаются к ответственности, достаточно широк. Это руководители различных субъектов хозяйствования, в том числе и  негосударственной формы собственности, руководители государственных структур. К сожалению, это и работники правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры (в прошлом году привлечено два сотрудника). Перед судом предстают главным образом должностные лица государственных органов и государственных организаций. 

Что  в  судебном «зеркале»

В. КАЛИНКОВИЧ: За коррупционные преступления в прошлом году судами Беларуси осуждено около одной тысячи человек. Если учесть, что за год число всех осужденных составило 78 тысяч, то удельный вес коррупционных дел в общей массе невелик. Но объективно эта категория уголовных дел одна из наиболее сложных, что рассматриваются в суде. 

Судебная практика о преступлениях, так или иначе связанных с использованием служебных полномочий, постоянно в поле повышенного внимания Верховного суда. Еще в 2001 году было принято постановление пленума Верховного суда о судебной практике по делам о хищениях имущества, включая хищение имущества путем злоупотребления должностным лицом своими служебными полномочиями. В 2003 году было принято постановление по делам о взяточничестве. А в декабре 2004 года – о судебной практике по иным преступлениям против интересов службы: злоупотреблению служебными  полномочиями, превышению власти и т. д. 

Состояние судебной практики, включая и практику назначения наказаний, нами постоянно изучается в порядке контроля, и на примере конкретных дел, и в разрезе отдельных регионов, и даже по конкретным судам. В целом суды принимают обоснованные решения, а отдельные ошибки, которые допускаются, устраняются в установленном законом порядке вышестоящими судами. 

Порядка 15 человек по делам этой категории в 2006 году были оправданы. В этих случаях обвинение не смогло доказать, что конкретные люди виновны в совершении  преступлений. Во многих случаях обвинение, предъявленное конкретному лицу, подтверждается не в полном объеме, а в какой-то части. То есть можно говорить, что судами обеспечивается объективное и беспристрастное рассмотрение дел данной категории. 

Каждое уголовное дело – это судьба конкретного человека. Мы не привыкли делить уголовные дела на громкие и не очень и ориентируем судей всех уровней, чтобы каждому делу было обеспечено равно объективное и внимательное отношение. Несколько дел коррупционной направленности были рассмотрены Верховным судом по первой инстанции. Это дела в отношении бывших депутатов Палаты представителей Национального собрания Н. Скутова и С. Скребца и другие. По этим делам приняты соответствующие решения. 

Некоторую часть дел о получении взяток составляют дела, в которых предметы взяток передавались, например, врачам за незаконно выданный больничный, чиновникам различных уровней за определенные скидки и послабления по службе, сотрудникам правоохранительных органов за принятие незаконных решений об освобождении от ответственности. В общем, палитра ситуаций и судеб людских довольно пестрая. Размер взяток колеблется от продуктового набора до нескольких десятков тысяч долларов. 

Касаясь судимости за отдельные виды преступлений,  уместно проанализировать один из основных составов коррупционных преступлений – хищение путем злоупотребления должностным лицом служебными полномочиями. За последние три года судимость за эти преступления несколько сокращается. В прошлом году по 210-й статье Уголовного кодекса было осуждено 267 человек. Эта статья состоит из четырех частей, которые предусматривают ответственность за хищения при различных обстоятельствах. Так вот, к лишению свободы за хищения в крупном и особо крупном размере в прошлом году осуждено 102 человека. За данные преступления к 110 осужденным применено дополнительное наказание в виде конфискации имущества, а 108 должностных лиц лишены права занимать свои должности. 

Судимость за получение взятки  в последние три года медленно, но неуклонно снижается. Если в 2004 году за совершение этого преступления было осуждено 309 человек, то в истекшем – лишь 211. Причем основную массу составляют осужденные за квалифицированные составы преступлений. По части второй статьи 430 УК (получение взятки  повторно либо за заведомо незаконные действия) осуждено 139 человек. А по части третьей данной статьи, которая предусматривает наказание от восьми до пятнадцати лет лишения свободы, что сопоставимо с ответственностью за совершение убийства, осуждено 27 человек. Это должностные лица, которые занимали ответственное положение, брали взятки в особо крупном размере. Здесь также чаще всего применялось дополнительное наказание в виде конфискации имущества либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 

Где  наибольшая взяткоемкость?

— В российской прессе встречался намедни с  рейтингом министерств и ведомств по взяткоемкости. То есть там, где делят недра, квоты, выдают лимиты, крутятся большие деньги. В какой-то мере это актуально и для нашей страны. Выступая недавно на коллегии одного из министерств, премьер-министр Сергей Сидорский сказал, что надо давать кадастровую оценку земли, продавать ее через аукцион. Чтоб все было чисто и прозрачно в распределении всех наших ресурсов. Как вы считаете, в  каких направлениях больше всего предпосылок для совершения коррупционных преступлений?

И еще один вопрос в дополнение. Доводилось слышать такие объяснения: у нас несовершенны законы, чтобы обойти надуманные запреты, приходится идти на нарушения. Насколько оправданна такая позиция или это обычное лукавство людей, которые стараются прикрыть свои грехи?

В. МОРОЗОВ: Что касается сферы, которая наиболее подвержена совершению коррупционных преступлений. На мой взгляд, само понятие коррупции, сформулированное в новом законе, о котором мы ведем речь, предопределяет в какой-то мере, где может совершаться больше всего преступлений такого рода. Безусловно, это государственная сфера. Имеется в виду не только исполнительная власть, а более широкий смысл этого понятия. Это и государственные предприятия, и сектор правоохранительный, и контролирующие органы. Именно в государственной сфере совершается основная часть преступлений такого рода. 

Сфера земельных отношений, пожалуй, наиболее привлекательна для совершения коррупционных преступлений. Сегодня земля стоит больших денег. Многие хотят заполучить участки как для промышленного строительства, так и для возведения  индивидуального жилья. Это наиболее рентабельная отрасль предпринимательства, бизнеса. Да и конкретные уголовные дела подтверждают это. Самая крупная взятка в полтора миллиона долларов, которую обсуждают в последнее время  (продолжаются судебные слушания), была именно в сфере земельных отношений. 

Привлекательна для взятки и сфера контролирующих органов. Работников контролирующих органов, к сожалению, к уголовной ответственности у нас привлекается достаточно много. В сфере хозяйственных отношений, экономики чаще совершаются такие коррупционные преступления, как хищения путем злоупотребления своими служебными полномочиями. 

В недавно обнародованном Послании Конституционного суда называются такие цифры: в прошлом году в Беларуси принято сто законов, 1800 постановлений правительства, массу документов приняли министерства и ведомства. Это свидетельствует о том, что законодательная база постоянно совершенствуется. Сферы, которая не отрегулирована антикоррупционным законодательством, сегодня я не вижу. Но допускаю, что завтра она может появиться. Может возникнуть правовой вакуум, в котором будут зарождаться коррупционные явления и тенденции. Но, уверен, продолжаться это будет недолго, потому что механизм устранения законодательных пробелов у нас работает довольно четко. 

Подытоживаю ответ на вторую часть вопроса. Несовершенство законодательства в какой-то мере является одним из факторов, которые способствуют культивированию коррупции. Но я не думаю, что этот фактор сегодня является определяющим. 

В  комитете  взяток  не  берут,  а  умело раскрывают

— Адресую вопрос представителям других ведомств, которые пока еще не включились в разговор. Представителей контролирующих органов предприимчивые дельцы зачастую ставят перед соблазном серьезных подношений за то, что они закроют глаза на выявленные нарушения. Недавно объявлен достаточно суровый приговор первому заместителю начальника УБЭП МВД Республики Беларусь Ивану Клименкову – человеку, который был призван бороться с той же коррупцией. Как боретесь с оборотнями в своих рядах?  Имеется ли для этого надлежащая база, есть ли методики?

В. ФОМИН: Я бы хотел остановиться на некоторых результатах, а затем перейти к ответу на заданный вопрос. 

В 2006 году все мероприятия Комитетом государственной безопасности проводились в тесном взаимодействии с прокуратурой, которая координирует работу всех правоохранительных органов в борьбе с коррупцией. Комитетом возбуждено 288 уголовных дел, в том числе 144 непосредственно подразделениями КГБ — как органами дознания, так и следственными структурами. Принятые меры позволили обеспечить возмещение ущерба на сумму более 1,7 миллиарда рублей. По находящимся в производстве уголовным делам следственными подразделениями арестовано денег и материальных ценностей на 24 миллиарда рублей. Привлечено к уголовной ответственности 223 человека, из них многие как раз из сфер, о которых говорилось до этого. Конкретно: 11 служащих органов исполнительной власти, 57 должностных лиц государственных предприятий и учреждений, 30 сотрудников органов внутренних дел, 17 представителей ГТК, 4 сотрудника Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, 15 военнослужащих, 3 сотрудника Министерства по налогам и сборам, 15 военнослужащих Министерства обороны и т. д. В принципе, нет ни одного государственного органа, где комитет не выявлял факты коррупции. 

В то же время хочу отметить: в прошлом году никто из сотрудников комитета не осужден за коррупционные преступления. Подобное стало возможно благодаря умелому подбору кадров и проводимой политике. Подбираются для работы в наших органах наиболее достойные люди, которые проходят соответствующую проверку. Сказывается на неподкупности сотрудников и внимание, которое уделяет государство нам. Все это способствует тому, что сотрудники Комитета госбезопасности при проведении тех же проверок не идут на получение каких-либо вознаграждений от коммерческих структур, не закрывают документы с зафиксированными в них нарушениями. 

Попал  в  разработку  и  полковник  Клименков

Разработка полковника милиции Ивана Клименкова осуществлялась как раз нашими сотрудниками совместно с прокуратурой. Это уголовное дело вели несколько следователей и несколько наших оперативных сотрудников. Клименков  осужден к десяти годам лишения свободы за злоупотребление служебными полномочиями. По приговору суда он распрощался со  званием полковника милиции, а также с нажитым имуществом. К различным срокам заключения – от трех до восьми лет – приговорены и другие фигуранты по делу, так как Клименков действовал не один. 

Опасное  сращивание с  криминалом

— Какие уроки извлечены из уголовного дела по «морозовской банде», которая на протяжении полутора десятков лет действовала в Гомеле и его окрестностях? Как известно, перед судом предстали 46 обвиняемых, из них пять сотрудников правоохранительных органов. Не считаете ли вы, что в данном случае, равно как и в организации противодействия «пожарникам», недосмотрели  гомельские подразделения КГБ?

В. ФОМИН: По результатам расследования громкого уголовного дела в отношении членов «морозовской банды» вынесено представление прокуратуры, которое было направлено как в адрес Министерства внутренних дел, так и в адрес Комитета государственной безопасности. По этому делу  осужден ряд сотрудников внутренних дел. Уголовных дел в отношении сотрудников КГБ не возбуждалось. 

Конечно, есть определенные недостатки в профессиональной деятельности наших сотрудников, которые будут устранены. Но прямых злоупотреблений и предательства интересов службы ни одна проверка, в том числе и в ходе расследования этих уголовных дел, не выявила. 

— Вот эта взаимосвязь – криминал и коррупция — каким образом  прослеживается? Какими причинами обусловливается? Чем подпитывается?

В. КАЛИНКОВИЧ: Я не знаю, будет ли корректно представителю судебной власти давать оценки, в том числе и деятельности органов, которые призваны противодействовать коррупции. Основная задача судов — объективно и всесторонне исследовать доказательства по уголовным делам, давать им надлежащую оценку и в соответствии с Конституцией ставить в уголовных делах постскриптум и точку. 

В ходе судебного разбирательства по преступной организации Сергея  Морозова объективно установлено, что одной из основных причин, в силу которой это преступное сообщество  окрепло и так долго творило свои дела в областном центре, было тесное сращивание верхушки группировки с отдельными должностными лицами из правоохранительных структур. Например, с начальником управления уголовного розыска УВД Гомельского обл-исполкома полковником милиции  Н. Лосевым.  Верховным судом в адрес министра внутренних дел и Генерального прокурора было вынесено частное определение, в котором изложено наше видение данной проблемы. Согласно поступившей информации, все необходимые меры по предотвращению подобных ситуаций приняты и будут приниматься в дальнейшем. 

Говорить о сращивании на макроуровне криминальных структур и правоохранительных органов у нас нет оснований, потому что материалами конкретных уголовных дел такой вывод не подтверждается. Несколько уголовных дел по Гомельской области составляют печальное исключение. Будем надеяться, что об этом не придется говорить. 

(Окончание в следующем номере) 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter