Как развивается рынок такси в России и Беларуси?

Взгляд из Москвы и Минска на рынок такси

Взгляд из Москвы


Бомбилы замедленного действия


На вопросы «СВ» ответил первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству, сопредседатель Московского штаба ОНФ Вячеслав ЛЫСАКОВ.


Эх, прокачу! Еще неизвестно, куда нас привезут такие «таксисты».
Останемся ли мы невредимыми после поездки?
Фото: Евгения ГУСЕВА


– Еще несколько лет назад на российском рынке такси царила неразбериха. Сейчас ситуация изменилась к лучшему. Что способствовало переменам?

– В августе 2011-го мы провели съезд российских таксистов – впервые в истории отрасли. В сентябре вступил в силу 69-й Федеральный закон. Весной 2012 года в третьем чтении был принят ФЗ № 34, который устранил недочеты предыдущего. Так что рынок немного успокоился.

– Многие считают, что в Москве и других городах легальны только желтые такси.

– Это не так. Московские чиновники пытаются ввести единый цвет для такси, чтобы выбить привилегии для некоторых компаний. Некоторые регионы берут с Москвы пример. Единый цвет – это обременение. Ведь люди на своих машинах не только зарабатывают, но и путешествуют. Зачем им их перекрашивать? Мы с этим боремся, запрет на единый цвет пропишем в следующем законе.

Дополнительные требования к автомобилю или водителю возможны, если вы даете ему какой-то «пряник» – бесплатную стоянку у вокзала или в аэропорту, помогаете рассчитаться за лизинг машины. Но это дело добровольное. Это тоже будет учтено в законопроекте.

– У чиновников есть огромное желание ввести квоты.


– На российском рынке около 2 миллионов таксистов, а разрешение получили лишь 500 тысяч. Не все легализовались. Если ввести квоты, останутся только несколько прикормленных компаний.

– Что еще собираетесь изменить?

– Сегодня нелегальные таксисты, пойманные на нарушении, платят штраф 5 тысяч российских рублей, а юрлица – 30–50 тысяч. В законопроекте мы поменяли их местами. Теперь легальные таксисты в случае нарушений будут платить 5 тысяч российских рублей, а бомбилы – первый раз 30 тысяч, второй – 30 тысяч и лишение прав до полугода.

Это хороший стимул работать легально. С одной стороны, надо шире открыть дверь для входа на рынок. С другой – щелкнуть бомбил по носу, чтобы понимали, что нелегальная работа жестче наказуема.

– Как планируете облегчить участь самозанятых?

– Пытаемся внедрить систему патентов. Взял разрешение на таксомоторную деятельность и патент на полгода-год – и спокойно работаешь. Не надо отчитываться в налоговой.

– Сейчас появилась новая точка напряжения – мобильные сервисы, что тоже требует законодательного регулирования.

– Деятельностью агрегаторов – посреднических компаний или сетевых диспетчерских – многие недовольны.

К нам заходят такие крупные операторы, как Uber. Капитализация компании – 50 миллиардов долларов. Она может вытеснить всех остальных.

По нашим поправкам, уже принятым в первом чтении, диспетчерские службы, или агрегаторы, могут работать, если зарегистрированы на территории России и платят здесь налоги. Еще добавили пункт, что диспетчерские смогут передавать заказы только легальным таксистам, тем, у кого есть разрешение на этот вид деятельности и удостоверение ИП.

Значит, будет нужен обновляемый реестр водителей. Сегодня, случается, ИП закрывают, а разрешение на работу остается. Человек заказы получает, работает, а налоги не платит.

В ноябре мы постараемся рассмотреть законопроект во втором чтении.


Справка «СВ»


Цвет – по желанию, свет – обязателен

С 1 сентября 2011 года по Федеральному закону № 69-ФЗ у каждого таксиста должно быть с собой разрешение на работу, которое он обязан показывать по первому требованию. Перед выходом в рейс водитель обязан пройти медосмотр. Машина должна быть выкрашена в цвет, который утвержден в регионе. Обязательные элементы: на боках – «шашечки», на крыше – опознавательный фонарь, внутри – таксометр.

Закон о такси от 1 января 2015 года разрешил техосмотр, как для обычных автовладельцев. Снизил минимальный водительский стаж для водителей такси с пяти до трех лет.

Местным властям разрешено самим устанавливать, какого цвета будут такси в их регионах и надо ли окрашивать их вообще. Кроме того, вводится установка таксометра при условии, что плата за поездку определяется по пробегу или по времени. Если используются фиксированные тарифы, прибор не обязателен.

Наталья ДОЛГУШИНА, n.dolgushina@souzveche.ru

По счетчику – за четверть цены

В Мурманске более семи лет работает служба для инвалидов и пожилых.

Во многих городах России действует служба социального такси. Поездка на нем стоит существенно дешевле – всего 25% от рыночной стоимости. Остальные 75% компенсируют из областного бюджета.


Антонина Третьякова – постоянный клиент соцтакси.
Фото: Людмила ШЕКА/kpmedia.ru


– В Мурманске социальное такси работает на базе Мурманского комплексного центра. Есть такие службы и в других городах области: Коле, Североморске, Кандалакше, Полярных Зорях, Апатитах, Печенгском районе, Оленегорске, – рассказал специалист центра Денис Вишневский.

Раньше на вызовы приезжали машины центра – легковой Renault Logan и микроавтобус «Соболь», оборудованный подъемником для инвалидной коляски. Но такого автопарка на трехсоттысячный город не хватало. Центр заключил договор с одним из коммерческих такси, теперь машин, готовых помочь пенсионерам и инвалидам, стало больше.

Заказывать услугу нужно заранее – за сутки. И воспользоваться ею могут не все. В списке льготников инвалиды 1-й и 2-й групп, которые живут одни, дети-инвалиды и одинокие пенсионеры и супружеские пары старше 80 лет.

Маршрут поездок тоже ограничен – от дома и до объектов, как говорится, первой необходимости. Прокатиться на социальном такси в булочную не получится. Машину с социальной скидкой дадут, если нужно съездить в администрацию, собес, соцстрах, пенсионный фонд, больницу, банк, на вокзал или в аэропорт.

Пожилая мурманчанка Антонина Третьякова – постоянная клиентка. Дочь живет в Воронеже, и бабушке приходится каждый месяц ездить в банк за деньгами, которые она посылает переводом.

– Ноги уже не те, чтобы по троллейбусам прыгать, – смеется Антонина Петровна. – Вот и заказываю социальное такси. Представляете, водители не накручивают счетчик, пока ждут меня из поликлиники.

Екатерина КОСТРОВА


Взгляд из Минска


В Беларуси не стали махать «шашечками»


В криминальных сводках не увидишь сообщений, в которых бы фигурировало минское такси. Власти и извозчики сумели навести порядок общими усилиями.


Перевозчикам не нужно перекрашивать машины – опознать официалов можно
по желтым номерам.
Фото: Юрий СТРОКОВ


– Большую роль сыграла общая диспетчерская служба, которая принимает и фиксирует заказы на поездку по всему Минску. Там есть даже черные списки с непорядочными и неадекватными клиентами, – говорит директор таксомоторной компании Сергей Шевелев.

Раскрашивать такси в один цвет в стране не стали – незачем народу тратить большие деньги. Придумали простое решение – желтые госномера. Ну и традиционный оранжевый плафон на крыше и желтая полоса с «шашечками».

Белорусы уже давно забыли, что значит голосовать у дороги. Заказывают машину из любой точки города по телефону или через интернет. Автокомпании, чтобы не потерять клиентов, активно разрабатывают свои приложения на Iphone и Android, оформляют заказы через мобильные приложения WhatsApp, Viber и другие. Сервисы, вроде скандального Ubera, в Минске пока перспективы не увидели.

В каждой компании можно выбрать марку машины для поездки и сразу узнать, сколько будет стоить проезд.

И ждать машину не надо – подъезжают уже через пять минут. Последние нововведения: после поездки выдают чеки, расплатиться можно карточкой и, конечно, есть бесплатный wi-fi. Некоторые перевозчики по аналогии с торговыми сетями заводят для постоянных клиентов накопительные пластиковые карты, куда зачисляются бонусы и премиальные мили.

В городе работает два десятка социальных такси. Инвалиды и престарелые люди, сделав предварительную заявку, могут заказать поездку совершенно бесплатно.

Благодаря стараниям транспортной инспекции практически не видно бомбил. Хотя эксперты рынка уверяют, что без лицензии по городу колесит каждая третья машина.

– Отличить бомбил от официалов почти невозможно, они хорошо «подделываются»: это могут быть машины с желтыми знаками и полосами, рекламой и даже со своей диспетчерской. На работу выходят в основном в ночное время, – поясняет Олег Радкевич, директор объединенной службы автопомощи «СПАС» и такси «Столица 135». – Лучше заказывать машину через общую диспетчерскую или у известных компаний. Только так можно получить гарантию на безопасность и честную цену за поездку.

Налоговая инспекция очень жестко обходится с таксистами-нелегалами. Сотрудники выезжают в рейды, ловят «на живца». Штрафы огромные – до 10 миллионов белорусских рублей (36 тысяч российских). При повторном нарушении могут по суду конфисковать авто. Поэтому рисковым извозом занимаются либо отчаянные, либо отчаявшиеся.

Несмотря на все плюсы, такси вряд ли можно назвать общедоступным видом городского транспорта. Кризис, цены кусаются. Минчане стали отказываться от поездок с «личным» водителем в пользу маршруток. В Беларуси они достаточно комфортные, проезд стоит в среднем 10–12 тысяч белорусских рублей (36–43 российских), и главное, ходят точно по расписанию.

– Мы не унываем. Без работы не останемся, – считает Олег Радкевич.


СПРАВКА «СВ»


Чтобы стать таксистом, нужно:

пройти специальные курсы

купить таксометр и поставить его на учет в налоговой

получить лицензию на эту работу в Министерстве транспорта и коммуникаций

приобрести желтые номера специального образца

уплатить единый налог и страховку.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Людмила ДОБРЫНИНА, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси, председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам:

– Такси – удобно, особенно когда дефицит времени или нужно гостей встретить. При этом качество услуг в Минске высокое, а цены относительно умеренные.

Есть фирмы, которые обслуживают клиентов на должном уровне: называют номер машины, марку и даже цвет. Но, бывает, приходит машина подержанная, с прокуренным салоном. Обновление парка такси, особенно в регионах, – это сегодня проблема.

Вторая проблема – нелегалы. Работают на свой карман без лицензии и не платят налогов. Но в последнее время бомбил стало заметно меньше, так как с ними начали активно бороться на уровне исполнительной власти.

Герман МОСКАЛЕНКО, moskalenko@sb.by

Тамара – «царица дорог»

Есть профессии, где на женщин смотрят как на белых ворон. Но Тамару Храброву это не смущает. Она старожил – за рулем машины с «шашечками» уже 15 лет.


С этой работой у минчанки – любовь с первого... вызова.
Фото: Виталий ГИЛЬ


Еще подростком села на мотоцикл, а потом научилась гонять на моторной лодке.

– Но всегда мечтала о собственном авто, – рассказывает Тамара. – Первый автомобиль пригнала из Германии. Но вскоре поняла, что это удовольствие для меня дорогое – надо, чтобы машина приносила деньги. Так и стала извозчиком: свободный график, прибыль каждый день. Уволилась с завода холодильников. Ни разу о своем выборе не пожалела.

– Разве не страшно: незнакомые пассажиры, а вы все-таки слабая женщина...

– Сначала держала при себе перцовые баллончики. Но потом поняла, что в этом нет необходимости. За пятнадцать лет не было никаких ЧП. На дороге меня редко кто обманывал, машина не ломалась, и я никогда не была виновником аварий. Было несколько случаев, когда со мной не могли рассчитаться за поездку. Но я видела, что это пассажиры, которые сами нуждались в помощи. Просто разворачивалась и уезжала.

– Муж не возражает против «неженской» работы?

– С первым мужем мы из-за этого разошлись. Вовсе не потому, что женщинам за баранкой не место. Стала зарабатывать больше, чем он, вот отношения и разладились. Теперь я снова замужем, и новые отношения доказывают, что любовь к работе может сделать женщину счастливее. Если у меня в выходной день не заладилось настроение, прошу диспетчеров вывести меня на работу. Съезжу на два-три заказа – и равновесие возвращается. Не представляю свою жизнь без колес.

– Как реагируют клиенты на женщину-таксиста?

– Обычно так: «Хорошо, что девушка, хоть довезет без проблем!».

Эльвира ГОРОШКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter