Можно ли тот путь, который европейские финансовые институты преодолевали десятилетиями, пройти буквально за пару лет? Даже при наличии четко поставленной задачи и огромном желании это архисложно, так как законы рынка никто не отменял.
Взять хотя бы процесс перевода розничного товарооборота в безнал. Согласно одному из пунктов Госпрограммы развития систем безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных платежных технологий на 2012—2016 годы, к концу 2015-го половина товаров в рознице и такой же процент платных услуг населению должны будут оплачиваться по пластиковым платежным картам. Судя по последней статистике Национального банка, мы имеем показатели почти в два с половиной раза меньше. Остается всего полтора года — успеем ли к обозначенному регулятором сроку?
Представители банковского сектора считают, что это вполне реально.
— Если говорить об отношении граждан к платежным карточкам, то здесь налицо положительные тенденции. Все больше белорусов понимают: пользоваться ими намного удобнее, безопаснее и выгоднее, чем наличными. С каждым месяцем мы отмечаем рост количества, а также объемов безналичных операций, проводимых в учреждениях банка, в инфокиосках, в сервисах дистанционного банковского обслуживания. В том числе рост наблюдается и в организациях торговли и сервиса, — рассказывает заместитель председателя Беларусбанка Татьяна Михайловская.
По ее словам, прямое тому свидетельство — количество выпущенных в стране платежных карточек. Всего белорусские банки к настоящему моменту эмитировали более 12,6 млн. карт, из которых более 5,6 млн. — доля ОАО «АСБ Беларусбанк». Если разделить эту цифру на количество трудоспособных белорусов, выйдет, что у нас на каждого приходится почти по три карточки. Это показатель, сопоставимый со многими развитыми европейскими странами.
По статистике Нацбанка, доля безналичного денежного оборота в розничном товарообороте и объеме платных услуг населению в целом по стране у нас составляет 17,7 % и 12,3 % соотвественно. Далеко не половина, как хотели бы чиновники. Но очевидно одно: за последние годы Беларусь совершила настоящий безнальный рывок. К примеру, в 2007 году вышеупомянутые показатели были всего 2 % и 6 %. По состоянию на начало 2013-го первая цифра достигала 12,8 %, вторая — 10,8 %.
— Показатель по увеличению доли безналичного денежного оборота до 50 % к 1 января 2016 года является вполне достижимым, — уверяет Татьяна Михайловская. — Взять, к примеру, наших клиентов. Они все активнее используют свои карточки для проведения платежей, а не только снятия наличных. Приведу статистику: в июне текущего года из общего количества совершенных с использованием карточек банка операций безналичные составили 77,1 %. Это достаточно много. А если говорить о суммах безналичных операций, совершенных с использованием карточек банка, то на них приходится 29,2 %. Хотите проследить динамику? За такой же период 2012 года этот показатель в банке составлял 20,9 %, а в 2013 году — 24,9 %.
Если говорить о наиболее популярных безналичных платежах, то оплата услуг операторов мобильной связи традиционно лидирует как по сумме, так и по объему. К примеру, только за июнь 2014 года эти платежи в сервисах дистанционного банковского обслуживания у Беларусбанка превысили 170 млрд. рублей. Вместе с тем с приходом отпускного сезона клиенты с удовольствием используют и другие услуги — оплачивают билеты на междугородные автобусные рейсы в инфокиосках (85 млн. рублей) и железнодорожные билеты в интернет-банкинге (2,2 млрд. рублей).
Когда впервые в Национальном банке заговорили о «программе 50 %», банковское сообщество резко возмутилось: развитие рынка платежного банковского «пластика» — это вопрос комплексный, он должен решаться не только банками, но и розничной торговлей, госорганами и другими заинтересованными сторонами. Между тем торговля подставлять плечо банкам спешила не сильно. Особенно частный бизнес, для которого поставить у себя POS-терминал означает раскрыть часть своих финансовых тайн налоговой. Так что долгое время решением вопроса увеличения доли безналичных расчетов с использованием карточек занимались только банки, осуществляющие эмиссию платежных карточек. Впрочем, время расставляет все по своим местам. Сегодня же организации торговли и сервиса осознали важность общегосударственной задачи по стимулированию расчетов с использованием платежных карточек и все чаще идут на контакт с банком самостоятельно.
В Нацбанке подтверждают: многие организации торговли и сервиса ныне внедряют программы лояльности для покупателей, рассчитывающихся с использованием карточек, а также участвуют в проведении разнообразных акций, направленных на популяризацию платежных карточек. Индивидуальные предприниматели и компании с большой агентской сетью — страховые компании, курьерские службы, такси, службы доставки товаров интернет-магазинов и предприятий выездной торговли охотно поддержали новое направление — мобильный эквайринг, который позволяет обеспечить прием платежей по карточкам с использованием мобильного телефона.
— Следует отметить, что развитие инфраструктуры для приема платежей с использованием платежных карточек происходит в рамках инновационного подхода с применением последних тенденций в области компьютерных технологий. В то же время нам хотелось бы большей активности от организаций торговли в части стимулирования покупателей к проведению платежей именно с использованием платежных карточек как за счет предоставления скидок при расчете, так и проведения разнообразных акций, — отметили в Национальном банке.
Александр БЕНЬКО
benko@sb.by