Как развенчать культ наличности

Можно ли тот путь, который европейские финансовые институты преодолевали десятилетиями, пройти буквально за пару лет?

Можно ли тот путь, который европейские финансовые институты преодолевали десятилетиями, пройти буквально за пару лет? Даже при наличии четко поставленной задачи и огромном желании это архисложно, так как законы рынка никто не отменял.


Взять хотя бы процесс перевода розничного товарооборота в безнал. Согласно одному из пунктов Госпрограммы развития систем безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных платежных технологий на 2012—2016 годы, к концу 2015-го половина товаров в рознице и такой же процент платных услуг населению должны будут оплачиваться по пластиковым платежным картам. Судя по последней статистике Национального банка, мы имеем показатели почти в два с половиной раза меньше. Остается всего полтора года — успеем ли к обозначенному регулятором сроку?

Представители банковского сектора считают, что это вполне реально.

— Если говорить об отношении граждан к платежным карточкам, то здесь налицо положительные тенденции. Все больше белорусов понимают: пользоваться ими намного удобнее, безопаснее и выгоднее, чем наличными. С каждым месяцем мы отмечаем рост количества, а также объемов безналичных операций, проводимых в учреждениях банка, в инфокиосках, в сервисах дистанционного банковского обслуживания. В том числе рост наблюдается и в организациях торговли и сервиса, — рассказывает заместитель председателя Беларусбанка Татьяна Михайловская.

По ее словам, прямое тому свидетельство — количество выпущенных в стране платежных карточек. Всего белорусские банки к настоящему моменту эмитировали более 12,6 млн. карт, из которых более 5,6 млн. — доля ОАО «АСБ Беларусбанк». Если разделить эту цифру на количество трудоспособных белорусов, выйдет, что у нас на каждого приходится почти по три карточки. Это показатель, сопоставимый со многими развитыми европейскими странами.

По статистике Нацбанка, доля безналичного денежного оборота в розничном товарообороте и объеме платных услуг населению в целом по стране у нас составляет 17,7 % и 12,3 % соотвественно. Далеко не половина, как хотели бы чиновники. Но очевидно одно: за последние годы Беларусь совершила настоящий безнальный рывок. К примеру, в 2007 году вышеупомянутые показатели были всего 2 % и 6 %. По состоянию на начало 2013-го первая цифра достигала 12,8 %, вторая — 10,8 %.

— Показатель по увеличению доли безналичного денежного оборота до 50 % к 1 января 2016 года является вполне достижимым, — уверяет Татьяна Михайловская. — Взять, к примеру, наших клиентов. Они все активнее используют свои карточки для проведения платежей, а не только снятия наличных. Приведу статистику: в июне текущего года из общего количества совершенных с использованием карточек банка операций безналичные составили 77,1 %. Это достаточно много. А если говорить о суммах безналичных операций, совершенных с использованием карточек банка, то на них приходится 29,2 %. Хотите проследить динамику? За такой же период 2012 года этот показатель в банке составлял 20,9 %, а в 2013 году — 24,9 %.

Если говорить о наиболее популярных безналичных платежах, то оплата услуг операторов мобильной связи традиционно лидирует как по сумме, так и по объему.  К примеру, только за июнь 2014 года эти платежи в сервисах дистанционного банковского обслуживания у Беларусбанка превысили 170 млрд. рублей. Вместе с тем с приходом отпускного сезона клиенты с удовольствием используют и другие услуги — оплачивают билеты на междугородные автобусные рейсы в инфокиосках (85 млн. рублей) и железнодорожные билеты в интернет-банкинге (2,2 млрд. рублей).

Когда впервые в Национальном банке заговорили о «программе 50 %», банковское сообщество резко возмутилось: развитие рынка платежного банковского «пластика» — это вопрос комплексный, он должен решаться не только банками, но и розничной торговлей, госорганами и другими заинтересованными сторонами. Между тем торговля подставлять плечо банкам спешила не сильно. Особенно частный бизнес, для которого поставить у себя POS-терминал означает раскрыть часть своих финансовых тайн налоговой. Так что долгое время решением вопроса увеличения доли безналичных расчетов с использованием карточек занимались только банки, осуществляющие эмиссию платежных карточек. Впрочем, время расставляет все по своим местам. Сегодня же организации торговли и сервиса осознали важность общегосударственной задачи по стимулированию расчетов с использованием платежных карточек и все чаще идут на контакт с банком самостоятельно.

В Нацбанке подтверждают: многие организации торговли и сервиса ныне внедряют программы лояльности для покупателей, рассчитывающихся с использованием карточек, а также участвуют в проведении разнообразных акций, направленных на популяризацию платежных карточек. Индивидуальные предприниматели и компании с большой агентской сетью — страховые компании, курьерские службы, такси, службы доставки товаров интернет-магазинов и предприятий выездной торговли охотно поддержали новое направление — мобильный эквайринг, который позволяет обеспечить прием платежей по карточкам с использованием мобильного телефона.

— Следует отметить, что развитие инфраструктуры для приема платежей с использованием платежных карточек происходит в рамках инновационного подхода с применением последних тенденций в области компьютерных технологий. В то же время нам хотелось бы большей активности от организаций торговли в части стимулирования покупателей к проведению платежей именно с использованием платежных карточек как за счет предоставления скидок при расчете, так и проведения разнообразных акций, — отметили в Национальном банке.

Александр БЕНЬКО
benko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter