В МВД рассказали, как работает схема мошенников, выманивающих по телефону реквизиты банковских карт

Как распознать проходимца?

Бывало ли такое? Недавно в МВД сообщили, что всего за пару дней в милицию поступило более 150 заявлений и сообщений от жертв вишинга. Это один из способов мошенничества, при котором у людей по телефону под разными предлогами выманивают данные банковской карты. На сей раз гражданам звонили «сотрудники банков». В МВД рассказали все, что нужно знать о схеме мошенников, выманивающих по телефону реквизиты банковских карт.


В МВД нам рассказали, что такой волны звонков от злоумышленников, использующих вишинг, в Беларуси еще не случалось. В этом году нечто подобное произошло весной. Но сейчас ситуация куда серьезнее. Как все происходит? 

На телефонный номер человека поступает звонок. Незнакомец представляется сотрудником службы безопасности или контакт‑центра банка, в котором обслуживается жертва. Сначала людей пытаются запугать. Говорят, что в отношении их совершается мошенничество, и просят сообщить реквизиты платежных карт для блокировки счета. Затем полученную информацию используют, чтобы похитить деньги. 

Заместитель начальника управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД Владимир Зайцев рассказывает о преступной схеме мошенников более подробно: «Есть разные варианты. Например, аноним интересуется, поступили на счет человека деньги или нет. Поясняет, что мошенники должны были зачислить на него средства, полученные преступным путем. Предлагают срочно заблокировать счет, чтобы потом преступники не могли использовать его, списывать оттуда деньги. После этого потерпевшим предлагают назвать номер банковской карты, срок ее действия, CVV/CVC‑код. Потом фигуранты с помощью различных интернет‑ресурсов переводят деньги на свою карту». 

Владимир Зайцев.

В других случаях, если человек отказывается называть данные, могут уточнить лишь номер карточки и попросить сказать код, который придет в СМС. Либо затребовать реквизиты к интернет‑банкингу: получив доступ, проходимцы переводят средства непосредственно через него. Недавно на такую уловку попалась девушка из Солигорска. С ней мошенники разговаривали около 50 минут. Убедили сообщить коды, которые они отправили в СМС, и похитили 21 000 долларов. Владимир Иванович говорит, что жулики специально затягивают разговор, чтобы успеть похитить деньги. Пока один фигурант беседует, второй проводит преступные манипуляции. Примечательно, что были случаи, когда у жертв (пожилых людей) интернет‑банкинг даже не был активирован. Преступники запугивали стариков и отправляли к банкомату, чтобы активировать и потом заблокировать карту.

В МВД уже давали советы, как не стать жертвой обмана. Вот некоторые из них. Ни под каким предлогом не передавайте незнакомцам данные карты или интернет‑банкинга, применяйте все доступные способы защиты, предлагаемые банками, используйте сложные пароли, не переходите по неизвестным ссылкам. 

Еще один момент, о котором МВД раньше не сообщало. «Выяснилось, что некоторые люди на таких карт‑счетах хранят свои накопления. Именно поэтому порой суммы похищенного довольно крупные. Если человек использует этот счет для хранения своих сбережений, то к нему не стоит привязывать интернет‑банкинг. Либо нужно понимать, что есть риск, и не пользоваться картой для расчета в магазинах, интернете. Также можно установить лимит списания средств за день. Впрочем, если злоумышленник получит доступ к интернет‑банкингу, то сможет этот лимит сам изменить», — рассказывает Владимир Иванович. 

Вот что еще важно. Если вас попросили сообщить какие‑то данные, то это точно мошенник. Так не поступит ни один из сотрудников банка. Ведь логично: если он знает, кому звонит, то сам может эту информацию посмотреть. Поэтому запрещено кому бы то ни было передавать любыми способами конфиденциальные сведения (информацию с банковской карты, реквизиты доступа к интернет‑банкингу, а также коды из смс‑сообщений). При возникновении проблемных вопросов необходимо самостоятельно обратиться по телефону в контакт‑центр.

Если вас попросили сообщить такую информацию, смело кладите трубку и незамедлительно звоните в свой банк. Возможно, во время разговора вы уже что‑то рассказали. Но злоумышленнику необходимо время, чтобы эти данные обработать. Надо его опередить. Роль могут играть секунды, говорит Зайцев: «Даже если человек понял, что сообщил конфиденциальные сведения, теряться не нужно. Возможно, есть шанс успеть заблокировать карту». 

Национальный банк Беларуси обращает внимание: сотрудник банка при звонке клиенту уже заранее знает необходимые ему данные — клиент ни в коем случае не должен сообщать реквизиты банковской платежной карточки, пароли и коды доступа, паспортные данные. Кроме этого, там обратили внимание, что для большей правдоподобности злоумышленники во время звонка создают шумовой фон, имитирующий звуки работающего контакт‑центра банка.

zhur@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter