Как рабочая карта ляжет

Иду по городу, наблюдаю: вот плитку перекладывают возле памятника Томашу Гарригу Масарику на улице его имени. Хорошо и понятно: скоро выборы, мэр обещал внешний вид города улучшить. Несколько месяцев улучшают. Китайцы такую работу за пару дней сделали бы, а здесь на несколько месяцев растянули. Ну это практически норма. Как до недавнего времени было нормой, что на таких, не требующих особой квалификации работах трудились в основном представители национальности рома, которых много в западной Чехии. Но смотрю и понимаю: что-то изменилось. Лица рабочих посветлели, усов стало меньше, но главное — язык. Не чешский, а украинский. Недавно у наших знакомых старший по дому спрашивал: нет ли знакомых украинцев, которых можно нанять на уборку подъезда? Работающих украинцев в Восточной Европе сейчас много, спрос на них есть и растет.

Польша, отказываясь принимать мигрантов по квотам Европейского союза, аргументирует это тем, что уже приняла миллион (!) беженцев из Украины. Но, не слишком оспаривая цифру (кажется, огромной, но всякое может быть), ЕС парирует: это не беженцы, которых нужно обеспечить бесплатным жильем и пособием, как это делает Германия и другие страны старой Европы, это — трудовые мигранты, которые приехали зарабатывать. То есть принимающая сторона не только не несет расходы, а наоборот — сплошную выгоду получает: трудятся они много, охотно, а денег им платить можно меньше, чем местным жителям. В некоторых случаях зарплаты украинцев в два раза меньше, чем у местных. Но приезжие все равно довольны: на родине столько не заработаешь.

В Чехии, где сегодня фиксируется рекордно низкий уровень безработицы (в августе — 4,1%), действует программа “Режим Украина” по привлечению квалифицированных кадров из Украины. За полгода украинцам уже выдали 4000 разрешений на работу (за весь прошлый год — 2300). Квоту на выдачу “рабочих карт” уже несколько раз увеличивали. “У нас в стране свободных людей уже вообще нет, — говорит Ян Визнер, глава Конфедерации союзов работодателей и предпринимателей. — За счет привлечения украинцев мы получаем необходимые кадры для выполнения уже заключенных контрактов и запланированных на будущее заказов”. Президент Экономической палаты Чехии Владимир Длоуги оценивает дефицит рабочей силы в стране в

180 тысяч рук и надеется, что именно такие программы, нацеленные на привлечение рабочей силы из-за рубежа, помогут эту проблему решить. И предлагает расширить проект еще и на Сербию например. Больше всего Чехия нуждается в представителях рабочих профессий: столярах, плотниках, штукатурах, монтажниках, каменщиках и малярах.

Правда, те ребята, что клали плитку возле памятника Масарику в Карловых Варах, вряд ли имеют разрешения. Если “рабочие карты” у них и есть, то, скорее всего, польские: там их дают легче и больше, на “заробитчан” из Украины работает целая индустрия. Если въехать в Польшу по украинскому биометрическому паспорту без визы, то прямо на месте можно оформить разрешение на работу на полгода. Правда, обладателей таких карт обычно не предупреждают, что действуют они только на территории Польши. Поэтому пару месяцев назад сотни украинцев были выдворены из Чехии за то, что работали нелегально. Для многих это стало сюрпризом: в Польше их заверяли, что разрешения распространяются на весь Европейский союз.

Два миллиона поляков после вступления страны в ЕС уехали на Запад работать, в Британии даже появилось устойчивое понятие “польский сантехник” (который теперь конкурирует с “литовским сантехником”). Специалисты говорят, что в следующие тридцать лет стране для обеспечения устойчивого экономического роста нужно 5 миллионов рабочих. Где их взять? Есть два варианта: денно и нощно (обычно нощно) улучшать демографическую ситуацию или привезти рабочих из-за ближайшей границы. Пока поляки бьются за демографию, украинцы едут в Восточную Европу, не дожидаясь (а может, и не слишком надеясь) на рост экономики в собственной стране.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter