Как пройти к университету

Живешь всю жизнь в одном городе, ходишь по одним и тем же улицам и не догадываешься, кто по ним прогуливался прежде...

Живешь всю жизнь в одном городе, ходишь по одним и тем же улицам и не догадываешься, кто по ним прогуливался прежде. Минск, несмотря на богатое прошлое и нынешний высокий статус, слабо обозначен мемориальными знаками в тех точках, где вершилась судьба не только столицы, но и всей страны.


Несколько лет я ходил на занятия с улицы Белорусской через стадион «Динамо» на улицу Кирова — в здание № 21. В 90–е здесь располагался один из первых лицеев новейшего времени. Некоторое время дом числился за Высшей партийной школой. Крепкое строение ничем не выделялось на общем стиле окружающих его зданий в стиле «сталинского ампира». Поэтому к рассказам своей классной руководительницы Дины Александровны Бабрицкой о том, что еще до революции здесь была гимназия, я относился с недоверием. Наша альма–матер не числилась ни в каких списках памятников архитектуры, а широкие коридоры и высокие потолки или, например, застекленный зимний сад — вполне нормальное явление для городского зодчества 1950–х годов. Да и как могла простоять гимназия с довоенных времен? «Немцы же все вокруг разбомбили!» — такая логика руководила моим скепсисом.


И только увидев знакомый дом на открытке из коллекции Владимира Лиходедова, датированной началом ХХ века и подписанной: «Реальное училище Хайкина», я поверил своей учительнице. Ведь здание с тех пор внешне совсем не изменилось. Выходит, и в войну выстояло!


Другой загадкой улицы Кирова для меня было ее довоенное название — Университетская.


Случайное знакомство с архивными документами подарило мне еще одно открытие. Оказалось, что в 1921 году, когда рождался Белорусский государственный университет, правительство выделило помещения для занятий первых студентов в разных частях Минска. Несколько — на нынешней улице Кирова. Там, где был ректорат, сейчас находится истфак. Недавно на стене этого здания появилась памятная доска в честь первого ректора Владимира Пичеты.


По современному адресу Кирова, 21 на следующий день после официального открытия университета была прочитана первая лекция для студентов: профессор Дмитрий Кончаловский поведал «О культуре Средиземноморья в эпоху господства Рима».


Признаюсь, теперь я по–другому смотрю на «мои университеты»: никогда бы не догадался, что среднее образование получал в стенах первого здания БГУ! Теперь понятно, почему улица Кирова называлась Университетской. А необычный дом, надеюсь, отметят когда–нибудь мемориальной табличкой.


Собственно, насыщение любого города информационными указателями и мемориальными досками — прямой путь к его туристической привлекательности. По крайней мере, чтобы заинтересовать прохожего, его нужно зацепить.


Фото из коллекции Владимира Лиходедова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter