Как провожают пароходы

Что  помогает  мозырским  речникам  в  непростых  экономических  условиях  успешно  держаться  на  плаву

Что  помогает  мозырским  речникам  в  непростых  экономических  условиях  успешно  держаться  на  плаву

В кабинете директора РУПВП «Нижне-Припятское» Ивана Козела есть любопытная фотография. На ней Иван Кондратьевич в своем  форменном мундире на борту теплохода беседует с Президентом страны Александром Лукашенко. Пристальному вниманию Президента к развитию отечественного речного судоходства вряд ли стоит удивляться. Эта тема  непроста уже изначально. Только на первый взгляд законы водных артерий кажутся нам простыми как дважды два. На самом  деле ответы даже на такие «школьные» вопросы, как, к примеру, почему реки текут на восток, а не на запад, и по какой причине правый берег размывается больше, чем левый, не так уж просты. Не потому ли для принятия важных государственных решений мнения профессионалов, образно говоря, пропустивших речное течение через свое сердце, представляются такими значимыми?! 

Что же касается нынешнего руководителя «Нижне-Припятского», то он на предприятии, можно сказать, аксакал. В 1965 году   после окончания Ленинградского института водного транспорта пришел рабочим в тогдашний техучасток. Выбор парня не был случайным: его отец Кондрат Андреевич также был потомственным речником. Несколько десятков лет трудился на сплавучастке и дед. Такая вот профессиональная фамильная эстафета. Здесь Иван Кондратьевич прошел путь от простого техника до директора предприятия, в должности которого работает уже 26 лет. 

В 1992-м техучасток был переименован в Нижне-Припятское предприятие водных путей.  И это, к слову, было не последней сменой «шильды». Но главный смысл деятельности мозырских речников (cегодня здесь трудится 280 человек) оставался прежним: обеспечивать безопасность судоходства. Сюда входят и углубление речного русла, и извлечение со дна реки останков старых дубрав, и установка навигационного оборудования — буев, береговых перевальных и ходовых знаков, и капитальный ремонт гидротехнических сооружений. 

Любая  работа по  плечу 

— В общем объеме путевых работ нашего предприятия  60 процентов занимает дноуглубление, — констатирует Иван Козел. — В начале 90-х годов наши земснаряды извлекали ежегодно со дна Припяти до 8—9 миллионов кубометров грунта. Теперь же в силу известных и мало зависящих от нас причин довольствуемся миллионом. Кстати, в минувшем году 250 тысяч кубических метров песка намыли только по прямым хозяйственным договорам. Среди наших заказчиков — предприятие «Промжилстрой» ОАО «Мозырский НПЗ», стройтресты Мозыря, дорожники… 

С особой гордостью говорят мозыряне о своем вкладе в подготовку столицы «Дожинок-2007» города Речицы к республиканскому празднику урожая. На реках Днепре и Ведриче они реконструировали затон с оборудованием зон отдыха. Несмотря на напряженный режим работ, с поставленной задачей мозырские речники справились успешно: со дна водоемов было извлечено почти 83 тысячи кубических метров песка, а стоимость работ составила около 515 миллионов рублей. 

Всего же за минувший год коллектив предприятия выполнил работ и оказал услуг на 6 миллиардов рублей. Размер чистой прибыли — 50 миллионов рублей при темпе роста производительности труда к предшествующему году 107,4 процента. 

— По большому счету, мы никогда не делили наши заказы по значимости, считая все их важными, — признается директор предприятия. — Беремся и за  подъем затонувшего парома для Мозырской овощной фабрики вблизи деревни Костюковичи, и за углубление перекатов, разработку грунта и сооружение временного причала у деревни Стрельск, и за прокладку подводных коммуникаций. Не игнорируем и частные заказы на перевозку пассажиров… 

Видимо, такая, с позволения сказать, здоровая «всеядность»  и помогает коллективу уверенно держаться на плаву при общей, требующей  улучшения ситуации с финансированием отечественных предприятий водных путей, когда отчисляемые последними налоговые и иные выплаты значительно превосходят размеры выделяемой господдержки. Покрыть эту разницу (сумма приблизительно в 3 миллиарда рублей) даже  стабильно работающему коллективу весьма непросто. Тем более  что технические средства для самых благих порывов — земснаряды, буксирные теплоходы, пассажирские «Ракеты», баржи, брандвахты, катера и моторные лодки (а всего 83 единицы флота, находящиеся на балансе РУПВП «Нижне-Припятское») — сегодня имеют износ около 90 процентов. «Кусающиеся» цены на запчасти и комплектующие к агрегатам теплоходов и земснарядов, и вдобавок нахождение заводов-изготовителей за пределами страны еще более усложняют ситуацию. 

Риск    дело  благородное 

— В стране необходимо заняться восстановлением флота, разработать специальную программу капитального ремонта и обновления парка судов, — полагает директор. — Насколько востребованны они — показал недавний период, когда мы активно доставляли по Припяти в украинские порты белорусские калийные удобрения. Более 100 тысяч тонн перевезено за небольшой промежуток времени… 

К слову, украинские фирмы и индивидуальные перевозчики  сегодня «неровно дышат» в отношении белорусского флота. Приезжали не раз и в «Нижне-Припятское», просят продать им земснаряды, буксиры, предоставить в долгосрочную аренду баржи, теплоходы  для перевозки тех же гранд-шлаков для цементных заводов. Но, увы! 

Конечно, мозыряне не сидят, сложа руки, ожидая манны небесной в виде бюджетных ассигнований: находят средства для поддержания дееспособности парка судов. Благо несколько лет назад под «крыло» РУПВП «Нижне-Припятское» передан бывший Петриковский судостроительный завод — на базе его создан ремонтно-эксплуатационный участок. Сейчас коллектив РЭУ ремонтирует не только флот предприятия, но и обновляет плавсредства ГПУ «Национальный парк «Припятский», порта «Микашевичи» — всего на сумму более 600 миллионов рублей. Недавно со стапелей  Пинского ССРЗ сошел после ремонта теплоход «Енисей». Учитывая возрастающий интерес к экотуризму и тихому семейному отдыху, он переоборудован мозырянами для приватных и корпоративных речных прогулок. На борту 10 спальных мест, уютная кают-компания, мангал, рыбацкие снасти. Уже в начале июля обновленное судно выйдет в свой первый коммерческий рейс, одновременно оно будет использовано как буксирный теплоход. Практика прошлых лет предоставления подобных услуг  известными со времен СССР красавцами «Ракетами», прогулочными суднами и катерами, убедила: хоть и дороже, чем  поездка на авто, обходится клиентам водное путешествие, к примеру, до Турова или деревни Сидельники, но разве имеет цену истинное наслаждение от плавания и любования красивейшими уголками полесской природы! Руководитель уверен: 150 миллионов рублей, потраченных на реконструкцию «Енисея», окупятся с лихвой. 

Безусловно, рисковал Иван Козел и его подчиненные, когда несколько лет назад брали в аренду для вылова рыбы 100-километровый участок Припяти и прилегающих к ней водоемов. Сегодня деятельность немногочисленной рыболовецкой бригады предприятия имеет приличную рентабельность. Вылавливают до 30 тонн речной рыбы в год. Свежий продукт покупают по сходной цене не только работники «Нижне-Припятского», ей сполна обеспечивается ведомственное кафе «Речное» и торговая сеть предприятия, также работающая рентабельно. Сюда же поступает и мясная продукция с собственной свинофермы на 200 голов, расположенной в деревне Рудня Мозырского района. 

Главная  ценность    люди 

Забота о людях на «Нижне-Припятском» — главный приоритет. Ибо, по мнению Ивана Козела, случайные люди среди речников попадаются редко. Разве каждый способен проводить на расстоянии от семьи и близких недели, а то и месяцы, почитая за бытовой комфорт более чем скромные условия брандвахты или теплохода?! На таких самоотверженных людях держится добрая слава мозырских речников. Это, например, капитан буксирного теплохода «Припять» Владимир Голод, начальник службы путевого хозяйства Степан Сигай, командир земснаряда ВД-30 Михаил Гоморов, мастер РСУ Александр Кособуцкий, главный инженер Сергей Казак, начальник участка отстоя и ремонта судов «Кимборовка» Николай Козлович. 

Речники не замыкаются лишь в своих проблемах и интересах своего предприятия. Они любят свой город. Недавно во благо городского благоустройства коллектив «Нижне-Припятского» передал отслужившую свой срок брандвахту. Ее отремонтировали и вскоре на прибрежных волнах Припяти рядом с городской площадью появилось оригинальное кафе со сказочным названием «Три пескаря». 

Сейчас это одно из излюбленных мест отдыха местной молодежи и гостей Мозыря. Убедился в достоинствах заведения и автор этого материала, отведав в «Трех пескарях» несколько изысков белорусской кухни, приготовленных умелыми руками профессиональных поваров. Признаюсь искренне: вку-у-сно!!! 

На снимке: к нынешней навигации теплоход «Стрежень» подготовлен основательно. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter