Как протиснуться по центру?

В Гродно ежегодно автопарк увеличивается на восемь тысяч машин. Восемь лет назад, гуляя по Москве, я сделала снимок для своей газеты. В это трудно сейчас поверить, но в тот субботний апрельский полдень на Тверской в объектив попали всего три движущихся автомобиля! Машин на улицах почти не было. А три года спустя по центру Москвы уже было не протолкнуться, вал иномарок запрудил широченные улицы, и на метро куда скорее удавалось добраться до нужного места, чем объезжая пробки на машине. В столичных теленовостях с той поры навсегда прописался ежедневный репортаж о ситуации на дорогах.
Боюсь, что еще год—два, а может, раньше — и бурный поток автомобилей захлестнет вместе с тротуарами узкие улочки Гродно. Метро нам не грозит, и добираться в случае спешки к намеченной цели придется пешочком дворами и огородами. Уже сегодня по числу машин на душу населения Гродно опережает Минск — 268 и 241 соответственно на тысячу человек. Но если в Минске и Москве с их многорядным движением еще есть где разминуться, то в Гродно на улочках, предназначенных когда-то для конных экипажей и заставленных сегодня припаркованными машинами, просто не повернуться. Что же будет дальше? Справятся ли город и госавтоинспекция с автомобильным нашествием, которое может нарастать, как снежный ком?
С этим невеселым вопросом я обратилась к начальнику отделения организации дорожного движения областной ГАИ майору милиции Павлу Буселу.
— Да, — согласился Павел Павлович, — в городе становится все теснее от машин, их припарковывают на газонах, тротуарах, под запрещающими знаками — сколько угодно и где угодно, поскольку к каждому знаку постового не приставишь.
Максимально трехрядное движение организовано лишь на пяти магистральных улицах, а на подавляющем большинстве — по одному ряду в двух направлениях. Ахиллесова пята — Старый мост через Неман, который провоцирует в утренние и вечерние часы пик автомобильные пробки от Советской площади до стеклозавода. Долгое время шла речь о расширении моста до четырех полос, но вдруг проектировщики решили, что проще построить новый мост рядом с железнодорожным. Когда именно это произойдет, сказать трудно.
Некоторой развязкой этого узла станет скорое окончание реконструкции Советской площади, — обнадеживает Павел Павлович. — Появится кольцо со светофорным регулированием возле драмтеатра. На самых узких улочках в историческом центре организовано одностороннее движение, таких улиц уже шесть. Для разгрузки центра и перераспределения транспортных потоков задумано строительство двух объездных магистралей, влево и вправо от улицы Суворова.
Строятся две стоянки по 500 мест в Девятовке, там же планируется подземный паркинг. И, может быть, вы заметили, на маленьких улицах в центре города укладывают тротуары почти вровень с дорогой и со скошенными бордюрами, чтобы проще было парковаться. Жильцы этих улиц и пешеходы, конечно, недовольны, но всем не угодишь. Еще Ильф и Петров заметили, что человечество делится на две половины: пешеходов и водителей, которые находятся в вечном противостоянии.
Подсчитано, что 29 тысяч автомобилей в Гродно не имеют постоянного места парковки, а значит, ютятся где попало. Однако на самом деле эта цифра значительно больше, поскольку к ней надо добавить те машины, что неудобно держать в гараже у черта на куличках, и те, что гостят в городе или идут транзитом. Это они загромождают улицы, газуют под окнами, загораживают проход, лишают детей и стариков когда-то уютных двориков.
Исходя из количества бездомных авто, ГАИ области предлагает при проектировании парковок у строящихся жилых домов вдвое увеличить существующие нормативы, чтобы на каждые три квартиры приходилось одно место для машины. И нарастить хотя бы до нормативного число парковочных мест у существующих многоэтажек.
Как это может выглядеть в натуре? Взяв за основу типовую девятиэтажку на 144 квартиры, я прикинула, что если внедрить предлагаемые ГАИ нормативы, то вокруг четырехподъездного дома смогут припарковаться 50 автомобилей — круто в сравнении с тем, что сейчас вдоль фасада едва умещаются 15. Но где мы земли-то наберемся? За счет газонов и сквериков? Стоит ли? Не лучше ли загонять автомобили под землю? С другой стороны, и новые нормативы смешны на фоне глобальной автомобилизации, когда уже не одна машина приходится на три квартиры, а нередко наоборот — три машины на одно семейство. Облегчает задачу лишь то, что поголовно моторизованная семья имеет, как правило, и особняк с гаражом.
Но в любом случае легковушкам, ночующим то ли в гаражах, то ли в спальных микрорайонах под окнами, днем приткнуться в центре города и проехать по нему все труднее.
Странно, однако, что при крейсерской скорости по городу в 50 километров (до 60 в Гродно и разогнаться особенно негде) аварий — в среднем 13 ежедневно. 166 человек ранено, 12 погибли на протяжении года, это в нашем-то не таком большом и не таком суматошном городе.
— Из-за превышения скорости, несоблюдения дистанции, невнимательности, извечного “авось” и нетрезвых водителей, — перечисляет причины Павел Павлович.
А я вспоминаю, как пару лет назад во время сумасшедшего ливня машины плыли по городским улицам, как катера, и глохли, залитые водой, а темное небо рассекали гигантские молнии — и ни одного ДТП (уточняла) не случилось в те жуткие часы! Думаю, оттого только, что люди за рулем как никогда мобилизовались и, чуя опасность, были предельно осторожны.
За год автомобильный парк города прибывает на 8 тысяч машин (детей за это время рождается втрое меньше!), и вряд ли это предел покупательной способности, поскольку молодое поколение первой материальной целью в своей жизни ставит именно приобретение машины, которая гораздо дешевле квартиры и очень часто становится средством добывания денег уже на жилье.
Кто бы спорил — гонять по городу на симпатичном автомобиле ах как комфортно, но когда видишь все более загромождаемые машинами улицы, закоулки, дворы, становится не по себе: чем это кончится? Теленовостями, основной темой которых будет “Как быстрее проехать по городу”? Судя по московскому опыту, именно так.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter