Как привлечь клиентов районному комбинату бытового обслуживания?

Сегодня такие предприятия готовы прясть шерсть, молоть зерно и открывать автомойки...

Сегодня районные комбинаты бытового обслуживания готовы прясть шерсть, молоть зерно и открывать автомойки, чтобы привлечь клиентов. Но у всех ли это получается?

В прядильном цехе Жабинковского районного комбината бытового обслуживания изготавливают уникальную пряжу из овечьей шерсти. Цех работает на оборудовании 1898 года. На современных производственных линиях давальческую шерсть просто не спрядут.

— Разумеется, это, по сути, “музейное” оборудование требует постоянного  внимания, ремонта и грамотного обслуживания. Но модернизировать такое производство, я считаю, не нужно, — рассказывает Валентина Юхимук, директор Жабинковского РКБО.

Жители района держат овец и заинтересованы в переработке шерсти. В среднем ежемесячно цех выпускает около 300 килограмм чистошерстяной нити.  Есть на производственных площадях КБО и собственное трикотажное производство — местные жители и гости района давно оценили теплую и легкую, “экологичную” одежду, изготовленную местными мастерами.

И сок выжмут, и ковры почистят

Сегодня комбинаты бытового обслуживания переживают нелегкие времена: уменьшился спрос на многие услуги, одежду в любом ценовом диапазоне можно купить в магазинах и на рынках, объем фотоуслуг снизился из-за развития цифровых технологий, стали открываться частные парикмахерские, а большинство домохозяек обзавелось стиральными машинами...

— Я уверена, что бытовое обслуживание на селе людям необходимо, но очень важно выбирать именно востребованный спектр этих услуг. Если работать с умом и душой — все получится, — считает Валентина Юхимук.

Казалось бы, жители городка, ввиду малой удаленности от областного центра, могут пользоваться услугами брестских предприятий бытового обслуживания. Однако КУП “Жабинковский КБО” предлагает дополнительный вид услуг — переработку сельскохозяйственной продукции (помол зерна, выжимку соков).

— Чтобы комплексные приемные пункты в сельской местности работали не в убыток, а коллектив вовремя получал зарплату, клиенты — качественные услуги, от руководства требуется гибкая политика. Недавно закрыли комплексный приемный пункт в деревне Подлесье: дело в том, что в одном сельсовете было два приемных пункта. Но это не значит, что люди обижены нашим вниманием. Напротив, сеть комплексных приемных пунктов на селе должна быть развитой. Ведется постоянный мониторинг, в каком объеме востребована та или иная услуга в каждом конкретном населенном пункте. Вот, к примеру, у нас польские ковры “ожидают” чистки просто стена! Всегда есть заказы на реставрацию пухо-перьевых изделий.

— Наш КБО занимает ведущее место в области, — говорит начальник отдела идеологической работы Жабинковского райисполкома Александр Старицкий. — Численность автомобилей в районе растет, и недавно на производственных площадях комбината бытового обслуживания была открыта пока единственная в Жабинковском районе мойка для автомобилей.

В ожидании лучших дней

Причиной же убыточности одного из старейших предприятий бытового обслуживания Брестчины — Лунинецкого КБО стала именно нехватка той самой креативности и гибкости, неслаженная работа коллектива, отличают в Минторге. Работающий с 1965 года, комбинат долгое время уверенно входил в тройку лидеров среди коммунальных предприятий области. Сегодня КБО Лунинецкого района — 20 комплексных приемных пунктов на селе и один в городе Микашевичи, Дом быта, промышленный участок и промышленное здание, спектр услуг — широкий, но услуги эти недостаточно востребованы населением. К примеру, простой цеха по пошиву одеял связан с отсутствием заказов, как следствие — нехваткой денежных средств для приобретения сырья и материалов. Несвоевременное техническое обслуживание привело к выходу из строя стирального оборудования (на сегодняшний день из четырех стиральных машин работает лишь одна). Стремясь заинтересовать людей, комбинат предлагает низкие расценки на свои услуги, но это отрицательно влияет на размер заработной платы работников предприятия (средняя зарплата здесь не дотягивает до полутора миллионов рублей), в результате квалифицированные кадры на предприятии не задерживаются.

Впрочем, как отмечают в Минторге, появилась надежда, что дела на Лунинецком КБО все же улучшатся: предприятию предоставлены субсидии из средств местного бюджета на техническое перевооружение — приобретение швейного оборудования, производственных линий для участка железобетонных изделий и тротуарной плитки. В ближайшее время будет организован участок пухо-перьевой очистки и пополнен прокатный фонд. Предприятие получило льготы по платежам в бюджет за сданные в аренду помещения и налоговые льготы.

С учетом местных особенностей

— Мы все становимся более экономными, практичными. Неудивительно, что по своей востребованности бытовые услуги сегодня занимают третье место после жилищно-коммунальных и услуг связи, — отмечает начальник управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Республики Беларусь Валентина Левковская.

Выгодно использовать географическое положение  — соседство с Мирским замком — сумел Кореличский комбинат бытового обслуживания. Мирский замок — один из самых интересных туристических объектов Беларуси, а Кореличский КБО теперь предлагает гостям сувениры из льна. Раньше на предприятии одеяла шили вручную, сейчас это делает компьютеризированная машина, которая способна нанести до 1000 рисунков.

КУП “Вилейский РКБО” оказывает клиентам новый вид услуг по чистке ковров пенно экстрактным методом, а также предлагает чистку мягкой мебели с выездом на дом. Еще один вид услуг для вилейских красавиц — оздоровление и восстановление структуры волос с использованием вапоризатора — аппарата, который обеспечивает локонам паровые спа-процедуры.

Островецкий РКБО поможет хозяйкам очистить дом и внутри, и снаружи: чистит  шифер на крыше, который со временем обрастает мхом. А Ивьевский комбинат бытового обслуживания во всех комплексных приемных пунктах района и в Доме быта райцентра принимает заказы на копчение мясопродуктов из сырья заказчика. Копченое мясо и колбаски местные хозяйки заказывают не только к праздничному застолью, но и просто побаловать домашних и разнообразить ежедневный рацион.

Бытовое обслуживание самым тесным образом связано с повседневными заботами граждан, а потому едва ли уйдет в прошлое,  убеждена Валентина Левковская. Но залог успешной работы для предприятий этой сферы — максимальное приближение услуг к потребителю, к реальным потребностям людей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter