Как «приручить» денежные реки?

Строительство крупных логистических центров с развитой складской инфраструктурой, интеграция белорусских перевозчиков в международные информационные сети и прочие меры, которые планируется предпринять в 2008—2010 годах, позволят, как рассчитывают в правительстве, направить потоки грузов из Азии (Китай, Индия, Турция) в Европу через Беларусь и заработать на этом многие сотни миллионов долларов.

Между Европой и Азией
За последние пять лет транзит только автомобильного грузового транспорта через Беларусь увеличился вдвое, а за десятилетие объем получаемой выручки вырос в десять раз. Но в силу разных причин некоторые потоки все еще идут в обход Беларуси. Однако, если создать сеть крупных логистических центров, мы можем изменить ситуацию в свою пользу.
Автотранспортные предприятия из ЕС, чья техника уже должна соответствовать классу Евро-4 и Евро-5,  даже не рискуют отправлять свой транспорт, например, в зауральскую часть России или Казахстан: там просто не смогут заправить такую технику топливом соответствующего высокого качества. А азиатским и ближневосточным отправителям нужна перевалочная база, с которой бы грузы небольшими партиями направлялись в разные страны европейского континента.
По данным специалистов Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, только, например,  бельгийская компания заявила вложить около 250 миллионов долларов в создание инфраструктуры логистического центра около Национального аэропорта «Минск». В реализации аналогичных проектов заинтересованность также проявили инвесторы из России, США, Ирана, других стран. Объем их вложений, по экспертным оценкам, может составить до 1 миллиарда долларов. Как предполагается, строительство в первую очередь развернется на территории свободных экономических зон, то есть около каждого областного центра.
Без простоев
Столь масштабные инвестиции, как ожидается, позволят зарабатывать на транзите значительно больше, чем сегодня, обеспечат заказами работников белорусских транспортных предприятий, принесут выгоду другим отраслям экономики.
— От вложений в модернизацию транспортной инфраструктуры на самих перевозчиков приходится только треть выгоды, — рассказывает начальник отдела развития транспортной деятельности и логистики Минтранса Сергей Кучинский. — Две трети получают другие отрасли. Скажем, сельхозорганизации, которые без потерь доставят зерно на место, врачи, которые вовремя подоспеют на «скорой», и потом им не придется тратиться  на дорогостоящее лечение.
Сегодня в работе белорусских перевозчиков транзитные грузы составляют около 40 процентов, то есть из десяти автомобилей шесть выполняют заказы отечественных клиентов, а четыре — иностранных. При этом львиная доля транзитных перевозок связана с Россией. До последнего времени белорусские автоперевозчики в этой стране ежегодно получали в среднем около 60 тысяч разрешений на доставку грузов из России в Евросоюз и обратно. Однако это количество постепенно уменьшается. На всю большую Украину сегодня выдается только 9 тысяч аналогичных разрешений. «Где гарантия, что и наши водители в перспективе вдруг не окажутся без работы?» — призывают задуматься специалисты.
На опережение
С развитием логистической инфраструктуры медлить ни в коем случае нельзя, советует поторопиться Сергей Кучинский. Та же Украина активно вкладывает средства, чтобы направить азиатско-европейский транзит через собственную территорию. Главная задача заключается не только в том, чтобы построить склады и дороги, но и обеспечить эффективное информационное взаимодействие, включить Беларусь в общемировые логистические «цепочки».
Для ускорения реализации планов, по мнению экспертов, необходимо форсировать принятие закона о концессиях, с помощью других правовых актов формировать благоприятный инвестиционный климат. Важным шагом в практической реализации планов может стать и первая международная специализированная выставка и конгресс «Транспорт и логистика», которая с 29 мая по 1 июня проходит в Минске на проспекте Победителей,14.
    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter