Вместе со специалистами мы узнали, соблюдается ли температурный режим в общественном транспорте

Как принимают в салонах?

Отопительный сезон в городском общественном транспорте длится с 15 октября по 15 апреля. А значит, пассажиры автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов не должны мерзнуть, отправляясь из точки А в точку Б. Корреспондент «Р» решила проверить, в салоне какого транспорта сегодня теплее всего.

Высокий градус в салоне

Первый транспорт, на который пал мой выбор, — трамвай. Считаю его самым душевным. Видимо, это отголосок студенческой юности — каждый день вагончик красного цвета уносил меня на университетские занятия. Правда, в те времена в трамваях было довольно прохладно. Иногда не спасала даже горячая кровь. Другое дело, что трамваи сегодня не такие, как 20 лет назад.

В трамвае мой термометр замерил 15 градусов. 

Сажусь в трамвай № 1 — в сторону железнодорожного вокзала. В моей женской сумочке — обычный термометр, снятый с петель оконной рамы собственной квартиры. Через 15 минут на нем +15. Впрочем, и без этого измерительного прибора очевидно: в салоне очень тепло, работают электрокалориферы. В салоне много пассажиров, «упакованных» в теплые куртки и шарфы, которые также вносят лепту в отопление. Драгоценные градусы уходят разве что через открытые двери на остановочных пунктах. Сегодня эти потери незаметны, потому что на улице безветренно.

Следующий объект на колесах — троллейбус № 92. Здесь приблизительно такая же картина: многолюдно, тепло из электрокалориферов вдоль окон тянет по ногам, а на моем термометре +14.

Измерительный прибор в моих руках начинает привлекать внимание пассажиров. Кто-то улыбается, кто-то удивляется. Я и сама понимаю, что достоверность эксперимента в моем случае сомнительна. Поэтому обращаюсь к специалистам.

Всю информацию о температуре можно отследить в режиме реального времени.

Температура в режиме онлайн

Отправляюсь в автобусный парк № 2 Минска. Автобус № 127 готов выйти на линию. Водитель прогревает салон. Температура воздуха сегодня, напомню, плюс два. В салоне автобуса постоянно работает система отопления, использующая технологическое тепло двигателя (конвекторы в салоне). При температуре воздуха от плюс 5 градусов утром с момента выезда на линию и до 09:00, а также с 16:00 до 19:00 в автобусах дополнительно включаются вентиляторы отопления салонов. Когда за окном минус 5 градусов и ниже, вентиляторы отопителей салонов работают на протяжении всего времени работы на линии.

Подробности узнаю у заместителя директора автопарка № 2 Александра Фомина. Специалист уточняет: температурный режим в автобусах выполняется. И это очень легко проверить — всю информацию о температуре можно отследить в режиме реального времени.

— Любую машину, которая стоит в парке либо работает на линии, вижу на экране, — объясняет диспетчер автомобильного транспорта по выпуску Елена Клочко. На каждой машине установлена система навигационного обеспечения и передачи данных. В этой системе отражается в том числе и температура в салоне. Система работает круглосуточно и «опознает» даже машину, которая стоит в парке.

Хочу лично убедиться в работе системы. Поэтому идем в автобус № 127, который разогревается перед выездом. Измерить здесь температуру прошу специалистов. Работник производственно-технического отдела достает пирометр — инфракрасный бесконтактный измеритель температуры. Лазер устройства упирается в стенку отопителя, который должен быть включен при выезде на линию. Цифры на устройстве пляшут, но высвечивают 20 градусов. Через два часа он может разогреться до 40 и выше. Второй раз луч пирометра упирается в отопитель, который находится под пассажирским сиденьем. И здесь цифра 20 градусов. Последний «взгляд» инфракрасного измерителя — на датчик температуры в салоне, который находится над кабиной водителя. Впрочем, это больше профессиональные замеры. Обычному пассажиру достаточно посмотреть на электронное табло, на которое выводится температура воздуха в салоне. Сейчас в пустом, не до конца прогретом автобусе +10. Понятно, что при выезде на маршрут температура поднимется.

В пустом, не до конца прогретом автобусе +10. При выезде на маршрут температура обязательно повысится. 

Специалисты «Минсктранса» следят за работой систем отопления общественного транспорта. Температуру проверяют при выезде транспортного средства из парка, а также во время работы на линии. И результаты есть. Пассажиры все реже жалуются на холод в салоне. Нет повода для жалоб — в столичном наземном транспорте тепло. Система обогрева присутствует в каждой машине, просто она немного разная. Самым теплым мне показался автобус. В троллейбусе и трамвае чуть холоднее, но температура в них примерно одинаковая. Мой обычный термометр показал плюс 15 и плюс 14 соответственно. В электробусе за 20 минут ртутная шкала застыла на плюс 18. Хотя, по моим ощущениям, этот необычный транспорт прогревается медленнее, но и тепло держит дольше.

КОММЕНТАРИЙ

Александр СИКОРСКИЙ, заместитель главного инженера — начальник ПТО государственного предприятия «Минсктранс»:

— Салоны городского общественного транспорта в осенне-зимний период отапливаются в зависимости от температуры окружающей среды. В соответствии с установленным в «Минсктрансе» порядком в автобусах с 15 октября по 15 апреля постоянно работает система отопления, использующая технологическое тепло двигателя (конвекторы в салоне). При температуре воздуха окружающей среды от плюс 5 градусов (включительно) и до минус 5 — с момента выезда на линию до 09:00, а также с 16:00 до 19:00 в автобусах дополнительно производится включение вентиляторов отопителей салонов. При температуре воздуха от минус 5 (включительно) и ниже вентиляторы отопителей салонов автобусов работают на протяжении всего времени работы на линии.

Отопители в салонах троллейбусов, электробусов и трамваев включаются при температуре окружающей среды от плюс 5 (включительно) и ниже на протяжении всего времени работы на линии.

В соответствии с Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и Правилами автомобильных перевозок пассажиров включать отопление салона необходимо при температуре воздуха ниже плюс 5 градусов или согласно указаниям автомобильного перевозчика.

Соблюдение установленного порядка работы отопительного оборудования пассажирского транспорта контролируется удаленно — посредством анализа отчетов системы навигационного обеспечения и передачи данных, а также путем проведения выборочных проверок функционирования систем отопления салонов транспортных средств во время их работы на линии органолептическим методом и использованием инфракрасного бесконтактного измерителя температуры (пирометр).

На поставленных предприятию в 2020 году 70 троллейбусах с увеличенным автономным ходом модели МАЗ-203Т70 и 44 автобусах модели МАЗ-203 имеется возможность работы отопителей салона в автоматическом режиме с поддержанием заданной температуры (до 20 градусов).

Также в 80 электробусах предприятия каждый отопитель салона работает от своего датчика температуры, по которому оценивается необходимость включения отопителей (оптимальная поддерживающая температура салона, установленная на датчике, равна 18 градусам). В дальнейшем при обновлении подвижного состава запланировано приобретение пассажирского транспорта с наличием функции работы отопителей салона в автоматическом режиме.

ВЫВОД

Самым теплым мне показался автобус. В троллейбусе и трамвае чуть холоднее, но температура в них примерно одинаковая. Мой обычный термометр показал плюс 15 и плюс 14 соответственно. В электробусе за 20 минут ртутная шкала застыла на плюс 18. Хотя, по моим ощущениям, этот необычный транспорт прогревается медленнее, но и тепло держит дольше.

misnik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter