Как преодолеть обиду

Слово «обида» практически у каждого живого человека вызывает отклик, потому что какими бы мы ни были оптимистами, как бы хорошо ни смотрели на этот мир, большим трудом бывает проходить через обидчивость, через обиду. Мир так устроен, что нас обижают близкие, дальние. Мы даже обижаемся на Бога, на друзей, потому что в жизни есть предательство, боль. Если бы мы были статуями, наверное, обида переносилась бы очень легко, ведь статуи не дуются и не краснеют, а живой человек чувствует боль, потому что жить — это больно, это тяжело.

Каждый человек в детстве доверчив, открыт, он ожидает, что мир бросится ему в объятья, но происходят такие истории, о которых ты вспоминаешь с большой болью. Как быть? Как из этого выйти?

Мне кажется, самый первый шаг, который должен сделать человек, переживший такое состояние обиды, это признать, что он обижается. Не надо себя обманывать — борьба с обидой, с переживанием обиды начинается с того, что ты признаешь, что тебе больно, что это действительно с тобой произошло.

Второй момент — надо быть честным не только по отношению к себе, к своим чувствам, но и по отношению к человеку, который тебя обидел, и сказать: «Да, он совершил подлость». Если, конечно, это было на самом деле.

Третий пункт, который мне очень‑очень помогает, хотя это прозвучит достаточно экстравагантно: я быстро забываю обиды. Я заметил, что это мешает мне их правильным образом переживать, поэтому себе завел «злобный конверт». Что он собой представляет? Читал как‑то апостола Павла, 2‑е Послание к Тимофею, и нашел там строчку в 4‑й главе, где он говорит: «Александр Медник причинил мне очень много зла. Да воздаст ему Господь в день оный». Дальше он своему ученику Тимофею предписывает: «И ты берегись его, потому что он сильно много противился слову Божию». Апостол Павел — святой человек, образец благочестия, богослов и мудрец, он записал имя и преступление человека, который совершил против него очень горькое, огорчительное действие.

Я подумал: если апостол Павел записывает своих обидчиков, почему бы и мне не записывать? И я завел себе этот «злобный конверт», где полно карточек — каждая из них пронумерована, там записаны дата и место, где, когда и кто совершил против меня какое‑нибудь злодеяние. Звучит совершенно не по‑христиански, но мне очень помогает, потому что среди этих карточек есть и мои ошибки. Почему я себе позволяю пользоваться этим «злобным конвертом»? Почему он мне помогает? Потому что я заметил одну важную вещь, когда наблюдал за собой обиженным: если перенести опыт обиды из поля эмоций и своих внутренних размышлений в поле работы и дела, тогда эта болезнь очень быстро проходит. Что я имею в виду? Это обязательно нужно тщательно разъяснить.

Для меня «злобный конверт» — не памятник злопамятству. Я отмечаю для себя эти проступки, эти сложные для себя ситуации, чтобы сделать выводы относительно того, где я себя неправильно вел и с каким человеком мне не надо иметь дело. Я на него не обижаюсь, я просто знаю, что этот человек может подвести меня в самый неподходящий момент.

Самое странное, что, когда я перебираю эти карточки, у меня действительно проходит обида — нет никакой злости по отношению к этим людям, я перенес свою обиду в поле рабочих отношений. Сразу исчезли все мои эмоции, депрессивные состояния, обида на Бога в том числе, что Он меня окружил такими ненадежными людьми. Нужно помнить, что мы живем в мире, который действительно испорчен, в нем есть подлость, есть обман, есть боль — это нормально для нашего ненормального мира. Не нужно обольщаться. Поэтому я считаю, что обида — детский грех. Это состояние человека, который не позволяет себе быть взрослым и принимать всю трагичность этого мира. Потому что если мы понимаем, что мир болен, что люди в нем болеют, — мы учимся снисходительности.

Мы здесь живем не для того, чтобы ныть, а для того, чтобы работать, то есть сделать жизнь лучше, чтобы оставить этот мир после себя более совершенным, прекрасным, добрым. Если речь идет о взаимодействии с людьми, о соработничестве с ними, нужно просто смотреть, с кем ты работаешь, кто тебе может помочь и так далее. А не созерцать бесконечно свои обиды, которым уже 10, 20, 30, 40 лет. Мы никак не можем простить отца или брата, дядю. Зачем все это, если оно мешает нам трудиться, если мешает нашему творчеству? Поэтому, друзья мои, меньше боли — больше радости, больше труда.

Архимандрит Савва МАЖУКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter