Как правильно снять сливки?

На мировом рынке продовольствия — ажиотаж. Российские потребители не успевают привыкнуть к новым ценникам, как те уже устаревают...
На мировом рынке продовольствия — ажиотаж. Российские потребители не успевают привыкнуть к новым ценникам, как те уже устаревают... Если, скажем, за килограмм «Пошехонского» минчане платят около 10 тысяч рублей, то жители Брянской или Смоленской области готовы отдавать в полтора раза больше. А производители довольны. Благоприятной конъюнктурой грех не воспользоваться. Но у ситуации есть и другая сторона...

Насторожился Минторг. Вдруг бешеный спрос на продукты за пределами страны «высосет» товар с прилавков наших магазинов? На опережение должна была сработать инициатива ограничить экспорт сливочного масла и твердых сыров. Но она поддержки не нашла. Жизнь не раз доказывала, что административные барьеры эффективны далеко не всегда. И потом. Всю продукцию, производимую в стране, мы все равно не съедим. В прошлом году более половины молочных изделий ушло на экспорт. И рынок не испытывал дефицита. Да и когда еще, как не сейчас, пользоваться выгодной ситуацией? Спрос на порядок превышает предложение. Даже российские ветеринарные службы отказались от замыслов уже с ноября разрешить ввоз молочной продукции только с аттестованных предприятий. Когда цены растут — особо привередливым не будешь. Зато для наших крестьян и переработчиков — золотое время! Правительство подсчитало, что сейчас от экспорта сельхозпродукции можно дополнительно получить до 700 миллиардов рублей. Если, конечно, продать ее по максимально выгодной цене.

И биржа в этом плане — лучшее, что придумано мировой экономической мыслью. Прозрачные схемы, конкуренция продавцов и покупателей формируют на товар реальную цену. У завода никогда не будет сразу столько клиентов, желающих купить продукцию, сколько придет на биржу. Но тратя изрядные суммы на содержание собственных снабженческих и маркетинговых служб, об упущенной выгоде руководители предприятий думают не всегда. Или не хотят думать? Впрочем, сейчас эти размышления ни к чему. На днях Правительство приняло решение об экспортной продаже сыров и сливочного масла только через ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Это касается как предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.

На мой взгляд, шаг своевременный, от которого выиграют и заводы, и рядовые покупатели. И вот почему.

Первое. Многие предприятия продадут продукцию по более высоким ценам, чем раньше. Желающих купить сыры и масло сейчас на бирже гораздо больше, чем продать их. На недавних торгах заявка на их приобретение полностью удовлетворена не была. На 572 килограмма сыра претендовало около двадцати покупателей. Они были готовы приобрести товара и в четыре раза больше... В итоге цена на сыр выросла в полтора раза. Он «ушел» в считанные минуты. Любопытная деталь. За те несколько месяцев, которые идут биржевые торги сыром и маслом (еще не обязательные), продавцы заработали около полумиллиона долларов дополнительной выручки.

Второй аргумент в пользу нововведения Правительства трудно подтвердить документально. Но о нем знают и руководители предприятий, и сотрудники биржи. Почему первые торги и металлом, и лесом, и сельхозпродукцией на БУТБ шли, мягко говоря, со скрипом? Не думаю, что руководители предприятий поголовно сомневались в эффективности такой формы торговли. Просто жаль было отказываться от годами выстраиваемых схем и отношений. Даже если они не всегда соответствовали государственным интересам...

И третье. Биржа — чисто рыночный инструмент регулирования торговых потоков. При одном товарном «шлюзе» можно без квот и прочих ограничений планировать, сколько продукции продать за рубеж, а сколько оставить для себя. И при этом практически не потерять, а то и выиграть в деньгах. Ведь даже меньшие объемы продаж могут дать больше выручки, чем раньше. Поскольку товар уходит с торгов по значительно более высокой стоимости.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter