Проверено: начинающие и опытные водители - кто кого «сделает» в теории и на практике?

Как правила помнят

Водители с многолетним стажем часто говорят, что начинающие автомобилисты плохо знают правила дорожного движения. Вчерашние выпускники автошкол на это возражают: они недавно зубрили билеты и потому выдержки из ПДД в их памяти еще свежи, а вот опытные водители кое-что из теории успели подзабыть. Чтобы поставить точку в споре начинающих и опытных водителей, накануне Дня автомобилиста корреспондент «Р» устроила для них импровизированный экзамен и выяснила, насколько быстро забываются приобретенные в автошколе знания.

Некоторые водители успели подзабыть дорожные знаки.

Дорожная грамматика

— Проводить параллели между стажем вождения и дорожной бе­зопасностью некорректно. Попасть в аварию может любой. Все зависит от человека, — перед началом эксперимента делится мнением гос­автоиспектор ЦАИ Центрального района Минска Андрей Лыч. 

Водители со стажем вождения менее двух лет у ГАИ под особым контролем. Ездить они обязаны с наклейкой «70». Однако многие ее игнорируют. То ли стесняются, то ли боятся поучительных сигналов клаксонов в свой адрес от других водителей. «Учителей» на дорогах-то хватает…


Начинаем эксперимент. Теоретические тесты на базе автошколы будут сдавать водитель профессиональный с 15-летним стажем Павел Корень и курсант автошколы Алексей Геворкян, которому через два дня предстоит сдавать выпускной экзамен в ГАИ. Обоим нужно ответить на три билета. В каждом — десять вопросов. В билете разрешено допустить одну ошибку. На решение теста — 45 минут. Пока испытуемые сосредоточили все свое внимание на мониторе, заместитель директора по учебной части школы Сергей Кунцевич рассказывает о тестах:

— На каждый вопрос от двух до пяти вариантов ответа. Из них лишь один верный. Одно время были тесты, где на вопрос могло быть до 9 вариантов ответа, из которых 8 верные. Например, вопрос о порядке действий при наезде на пешехода. Варианты нужно было расположить в правильной последовательности.

С теорией Алексей ГЕВОРКЯН и Павел КОРЕНЬ справились довольно хорошо.

Тяжело в учении — легко в бою

Первым с тестом справляется Павел Корень. На экране загорается «Экзамен не сдан». Павел допустил 5 ошибок.

— Должностные лица каких органов не имеют права остановки транспортных средств? — пробегается по ошибкам Сергей Кунцевич. — Варианты ответа: внутренние войска МВД, Вооруженные Силы РБ, МЧС, пограничные службы. Павел выбрал пятый вариант: «Все из перечисленных». А правильный ответ — МЧС. Это было прописано в Изменениях в ПДД в 2006 году. Поскольку Павел сдавал экзамен до принятия изменений, он мог ответа на этот вопрос и не знать.  

Тем временем тест завершает и Алексей Геворкян  — экзамен сдан.


— Сейчас более 2,5 тысячи тестовых задач. Некоторые закручены так, что непонятно, что от тебя хотят. Приходится несколько раз перечитывать вопрос, — сетует Алексей и тут же шутливо добавляет: — Тяжело в учении—  легко в бою.

С теорией оба испытуемых справились довольно хорошо. А что с практикой? Едем на закрытый автодром. По пути завуч автошколы по практической части Андрей Кунцевич рассказывает:

— Я работаю в автошколах с конца 1990-х годов. За это время количество часов на практическое вождение планомерно увеличивают. Сначала это было 20 часов, а с 2015 года — 50.


Тем временем Павел и Алексей начинают отрабатывать «Гараж», «Диагональную парковку» и «Эстакаду». Это основные элементы, сдаваемые на экзамене в ГАИ. 

— Нужно время, пока человек сможет управлять машиной, не задумываясь, какую передачу включить и в какое зеркало посмотреть. Опыт дает уверенность. Выпускники, выезжая в город, немного боятся, — Андрей Кунцевич делает ставку на опытного водителя.


От теории к практике

Первым за руль учебной Renault Sandero садится Павел. «Гараж» и «Эстакада» покоряются ему с первого раза. А вот с «Диагональной парковкой» пришлось попотеть. Ориентирование по стойкам и столбикам, как позже признался Павел, он помнил слабо. 

— Курсанты выполняют «диагоналку» четко по алгоритму, который ему рассказал инструктор, а опытный водитель паркуется по ощущениям, — объясняет неудачу Павла на этом элементе Андрей Кунцевич. — В жизни же никто не паркуется на раз-два. Попробовал — вперед подъехал, чуть-чуть сдал назад… А в ГАИ нужно все сделать с первого раза. Включил заднюю передачу и заехал.

Павел уступает место Алексею. Осмотревшись по сторонам, курсант стартует. На выполнение элементов у него уходит чуть больше времени, чем у Павла.

На выполнение элементов у Алексея ГЕВОРКЯНА ушло чуть больше времени, чем у Павла.

— На форумах многие жалуются: «А как же практика?!» Якобы ученикам автошколы запрещено ездить по загруженным дорогам, — завожу разговор о том, насколько хорошо автошколы готовят выпускников к вождению в реальной жизни.

— Автошколы согласовывают учебные маршруты с ГАИ. По центру и по кольцевой действительно не ездим. Но дорог с оживленным трафиком и без них хватает. Наши маршруты процентов на 70 совпадают с теми, на которых курсанты сдают экзамены, — парировал Андрей Кунцевич. 

Подводя итог нашего эксперимента, могу сказать: теоретические вопросы курсанты щелкают как орешки. С вождением тоже все в порядке. Хотя по сравнению с опытными водителями на один и тот же элемент им нужно больше времени. Но опыт, как известно, приходит с практикой.


Есть вопрос!

Напоследок мы решили устроить массовый тест для автомобилистов. В этом нам помогает госавтоиспектор Андрей Лыч. Сперва проверим, насколько хорошо водители знают дорожные знаки. Тормозим автомобилистов и поочередно показываем им три знака: подача звукового сигнала запрещена, железнодорожный переезд со шлагбаумом и сезонные миграции земноводных. С первым и последним у всех 10 опрошенных нами водителей проблем не возникло. А вот знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» опознали лишь три водителя. Остальные путали его со знаком «Ремонт дороги», поскольку знак представляет собой черный забор в красном треугольнике. Видимо, повальное незнание этого знака объясняется тем, что в Минске не так много железнодорожных переездов и водители его подзабыли за ненадобностью.

Следующим десяти автомобилистам задаем один вопрос из экзаменационного билета. Он звучит так: какой из перечисленных круглых сигналов светофора разрешает движение? Четыре варианта ответа: желтый мигающий сигнал, желтый сигнал, сочетание красного и желтого сигналов, красный мигающий сигнал. Из 10 остановленных водителей лишь 2 смогли ответить на него правильно. А какой ответ дали бы вы?

gorbatenko_inna@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter