Как потопаешь, так и полопаешь

Беларусский рынок труда слишком уж избаловал соискателей

Поменьше работать — побольше получать. Золотая мечта, превращающаяся в действительность в Беларуси. Безработица не достигает и 1 %, от дефицита умелых рук и светлых голов стонут почти все отрасли. Завлечь кадры тяжело уже даже высокой зарплатой, которая по своему росту перегнала все разумные макроэкономические пределы. При упоминании средних $ 500 в эквиваленте многие кривят носом. Мол, маловато будет. В Швеции, Германии или России побольше платят. А в Индии, Вьетнаме, Таджикистане или Кыргызстане?!

Отечественный рынок труда получил почти последнее «китайское предупреждение». Причем и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Родной экономике-то для своего развития не хватает всего 200—300 тысяч человек. Капля в море в разрезе мировых «запасов» трудовых ресурсов. Многие страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока запросто заполнят белорусские вакансии. Философствовать на тему «Много или мало полтысячи долларов в месяц» никто не запрещает. Как и с пренебрежением взирать на некоторые вакансии. Действительно, в Москве зарплаты несколько выше. Не говоря уже про Париж, Берлин или Мюнхен.

Вот только смотреть на более богатые регионы в разрезе доходов — большая наивность. Во-первых, предлагаю изучить и такой статистический показатель, как безработица. Причем не средний «по больнице», а среди молодежи. Именно он отражает возможности трудоустройства «новых рук». И тогда станет грустно-прегрустно. В государствах ЕС доля безработицы среди выпускников составляет 10—40 % в зависимости от региона. «Заветные» для наших «мечтателей» страны сами не могут обеспечить своим «свежеиспеченным» работникам высокооплачиваемые места.

Во-вторых, рынок труда стал глобальным. Поэтому, оценивать свою потенциальную стоимость очень недальновидно, изучая только «дорогие» страны, — не мешает посмотреть и на регионы с более скромным денежным довольствием. Во многих провинциях в Индии доход в $ 100 считается очень даже хорошим. Средняя зарплата в Китае уже выше белорусской. Но Поднебесная — огромная страна. Есть двигатели промышленности и бизнеса — Пекин и Шанхай, но немало провинций, в которых живут в несколько раз беднее. Да и в промышленных областях еженедельно у ворот предприятий выстраиваются тысячные очереди из желающих поработать. И львиная доля из этой трудовой армии готова с «низкого старта» помчаться «попахать» за наши «презренные» $ 500 в месяц и выше.

Не стоит сбрасывать со счетов и южного соседа. Сейчас его реальному сектору неминуемо аукнется затянувшийся политический кризис. Причем независимо от способа его разрешения. В начале 2000-х бригады из северных регионов этой страны с удовольствием брались за возведение сельскохозяйственных объектов в белорусских СПК. В родных селах работы либо не было, либо оценивалась она намного дешевле. И традиция трудовых десантов может очень быстро возродиться.

Конечно, до поры до времени государство сдерживало трудовую миграцию. Но в Беларуси уже образовался слишком серьезный вакуум на рынке труда. И пускай, например, родные строители крутят носами: на отечественных площадках уже не являются редкостью бригады из Турции, Китая, Кореи… Да и в других отраслях постепенно появляются иностранцы. Даже в тех, которые считаются самыми «захудалыми» с точки зрения белорусов. Недавно пошел в свою поликлинику, а там хирург — этнический иранец. И всем доволен. Словом, «последнее китайское предупреждение» уже прозвучало. И немалому количеству белорусов стоит задуматься о своей конкурентоспособности. Вот станет безработица в Беларуси хотя бы 3—5 %, тогда и вакансии приобретут дополнительную привлекательность. А недовольные могут попытаться «прорваться» на шоколадные должности в Европу или Москву. Ради бога, если получится…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter