Как поступить в медицинский

Правда ли, что каждый из четырех медицинских университетов страны готовит врачей по своему, уникальному “рецепту”? — Образовательные стандарты едины для всех вузов, — возразил начальник управления кадровой политики учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения Беларуси Сергей СЫЧИК. — Правила проведения абитуриентской кампании — тоже. Поэтому конкурсы прошлого года в различных медицинских университетах разнятся ненамного.

В прошлом году проходная сумма баллов на лечебный факультет Гродненского государственного медицинского университета составила 266 для горожан и 229 для выпускников сельской местности. Лечфак Витебского государственного медицинского университета зачислял на первый курс горожан с суммой 259 баллов, сельчан — с 219,  лечебный факультет столичного Белорусского государственного медицинского университета принимал горожан с суммой баллов 295, сельчан — с 235. В Гомельском государственном медицинском университете проходные баллы чуть ниже: это молодой вуз, ему еще предстоит создать свою теоретическую базу, традиции, историю. Тем не менее,  качество подготовки в нем высокое, он интенсивно развивается и готовит кадры для всей республики.
Сказал — как отрезал
В каком из университетов наиболее безболезненно проходит распределение?
— В этом году на распределении мы не заметили резко негативного отношения к какому-либо региону. В том же Гомельском университете оно прошло достаточно спокойно: при необходимости наши выпускники едут в любые регионы.
“Наш” абитуриент и студент — тот молодой человек, который хочет быть “кем-то”, а не “где-то”. Если у человека есть горячее желание стать хирургом, он поедет туда, где есть возможность творческой работы и профессионального роста. Такой никогда не скажет, что согласен на любую работу, лишь бы в столице.
Профессия врача — это призвание, помноженное на желание и определенные морально-психологические качества — человеколюбие, преданность профессии, альтруизм: в медицину идут, не рассчитывая на высокие стартовые зарплаты. Главное для настоящего доктора — возможность профессионального и творческого роста, а при таких условиях бытовая неустроенность отступает на второй план.
Сестра, которая постарше
Каких специалистов выпускает единственный в стране факультет медсестер с высшим образованием?
— Действительно, несмотря на единые образовательные стандарты, каждый университет имеет свою специфику. В Гродненском государственном медицинском университете, кроме лечебного, педиатрического, медико-психологического факультета, есть факультет медицинских сестер с высшим образованием.
Многие удивляются, зачем нам такая “роскошь”, как медсестры с высшим образованием. На самом деле это очень хорошая и жизнеспособная идея: сестры с высшим образованием должны работать главными и старшими медсестрами организаций здравоохранения. А главная медсестра многопрофильной больницы — это организатор, и если ее образование на должном уровне, на новый уровень поднимется организация работы всей сестринской службы. Но в связи с тем, что дискуссия о целесообразности существования такого факультета не завершилась, в следующем году набор на него, скорее всего, будет прекращен. В этом году он сохраняется: судьба сестер с высшим образованием окончательно не решена.
Как учил Эскулап...
Правда ли, что в системе подготовки медиков за последние двадцать лет ничего не изменилось?
— Врачам приходится брать на себя ответственность за жизнь и здоровье людей, поэтому хорошо, что медицинское образование достаточно консервативно. В то же время мы внедряем в образовательные программы все самое современное и передовое из мировой практики и пытаемся гибко реагировать на потребности практического здравоохранения. Поэтому с недавних пор университеты вернули субординатуру: студенты-медики пять лет учатся по общим программам, на шестом курсе специализируются в узких сферах — терапии, хирургии, детской хирургии и так далее. Каждый год перечень специальностей субординатуры немного корректируется в соответствии с запросами практики.
Наши студенты не только упорно учатся, но и серьезно занимаются научно-исследовательской работой. Медицинские университеты обычно лидируют по количеству призеров Республиканской научно-практической студенческой конференции, лауреатов и стипендиатов специальных фондов Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренной и талантливой молодежи. А после шестого курса без пяти минут врачи проходят стажировку — интернатуру. Это уже настоящая работа в качестве врача-стажера под руководством практиков и преподавателей университета. После интернатуры молодой доктор получает право на самостоятельную врачебную деятельность.
Кадровый голод или лечебное голодание?
Какие узкие специалисты более всего востребованы практикой?
— Учреждения здравоохранения остро нуждаются во всех наших специалистах. В 2007 году выпуск всех медицинских университетов составил 1806 врачей, а заявленная потребность системы здравоохранения — 4526 врачей. Потребность в выпускниках медвузов просчитана до 2015 года: ежегодно Беларусь будет нуждаться более чем в полутора тысячах молодых специалистов. Поэтому все, кто поступил или поступит в университет, будут трудоустроены, в том числе студенты платной формы обучения.
Единственная проблема — с распределением в государственные учреждения здравоохранения Минска стоматологов: потребность в них невысока. Хотя в этом году все выпускники стомфака, которые получили распределение в Минск, устроены.
В прошлом году набор в медицинские вузы был увеличен на 460 человек, в нынешнем прием студентов за счет средств бюджета составит 1865 человек, и университеты вправе зачислить большее количество студентов на внебюджетную форму обучения и на заочное отделение фармацевтического факультета.
Окулисты “за глаза” не учатся
Неужели в медицинском университете есть заочное отделение?!
— Конечно, хирурга, окулиста или педиатра заочно не выучишь. Но на фармацевтическом факультете Витебского государственного медицинского университета есть заочная форма обучения. Она предназначена для специалистов, которые уже имеют среднее профессиональное образование или получают второе высшее образование после биологического факультета. Специфика фармацевтического факультета такова, что не противоречит заочному обучению. Но такой факультет на все медицинские вузы один.
Знание — сила врача
Сколько весят дипломы медицинских университетов за рубежом?
— В четырех белорусских университетах учатся граждане 50 стран мира. Все они без особых проблем подтверждают полученные в Беларуси дипломы и работают по специальности на родине и в Европе. В 2006 году в ГрГМУ обучалось 323 иностранных студента, ВГМУ — 575, БГМУ — 396, ГГМУ — 349. В рамках программы развития экспорта образовательных услуг делаем все возможное, чтобы к нам ехали студенты всего мира. Сдерживает только быт: в связи с введением раздельных конкурсов для сельских и городских абитуриентов в вузах стало больше сельчан, поэтому возник дефицит мест в общежитиях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter