Как попасть в сети

В ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ годы прошлого столетия Беларусь отправляла до миллиона тонн картофеля в разные уголки СССР. Государственной комплексной программой развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011—2015 годах предусмотрено к 2015 году восстановить такие объемы поставок. Что для этого необходимо и как складывается конъюнктура на картофельном рынке? Выгодно ли аграриям заниматься традиционной для белорусов культурой? Ведь цена, по которой принимают клубни те же крахмальные заводы, а сейчас это 350—400 рублей за килограмм, не покрывает затрат на их выращивание.

Сохранит ли честь мундира белорусский картофель

В ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ годы прошлого столетия Беларусь отправляла до миллиона тонн картофеля в разные уголки СССР. Государственной комплексной программой развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011—2015 годах предусмотрено к 2015 году восстановить такие объемы поставок. Что для этого необходимо и как складывается конъюнктура на картофельном рынке? Выгодно ли аграриям заниматься традиционной для белорусов культурой? Ведь цена, по которой принимают клубни те же крахмальные заводы, а сейчас это 350—400 рублей за килограмм, не покрывает затрат на их выращивание.

Пока еще в десятке

По валовому производству картофеля Беларусь занимает восьмое место среди самых крупных производителей культуры в мире. Пальма первенства здесь принадлежит Китаю, вслед за ним идет Россия. Третий крупный производитель — Индия. Первая тройка стран выращивает более 40 процентов мирового объема картофеля. Доля Беларуси по посевным площадям, занимаемым культурой, составляет около 3 процентов от мировых. Ежегодно в республике собирают от 7 до 9 миллионов тонн второго хлеба, а по производству его на душу населения (800—900 кг) мы вполне соответствуем званию «бульбашей». Но не по урожайности. И тем более не по качеству.

Начиная с 2007 года в республике увеличивается производство картофеля в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах. В нынешнем году собран весомый урожай — 1 миллион 427 тысяч тонн, или по 237 центнеров на круг. В стабилизационные фонды заложено 93,2 тысячи тонн картофеля, 13 тысяч реализовано на ярмарках, незначительная его часть пошла на экспорт. Остальное отправлено на хранение, поступило в торговлю, на переработку, на корм скоту. Например, в Минской области при вале в 413,7 тысячи тонн реализовано 125,8 (11,84 на экспорт), 84,8 пошло на корм. Пока производство второго хлеба для аграриев столичного региона остается убыточным. 184 тысячи тонн вместят хранилища. Это тот резерв, на который делаются ставки по увеличению товарности и прибыльности популярного продукта. Так, на Минщине в соответствии с программой за два последних года построены и введены в эксплуатацию после реконструкции и модернизации картофелехранилища вместимостью 85,2 тыс. тонн. Но в современных условиях сохранить — это еще не все.

В среднем три процента валового сбора в республике перерабатывается на картофелепродукты. А в США, Великобритании и Германии на чипсы, крекеры и другие полуфабрикаты используется соответственно 75, 41 и 22 процента всего картофеля. Причем ежегодно этот показатель увеличивается на 5—7 процентов. В странах Западной Европы перерабатывающие предприятия расположены в зоне выращивания картофеля и выпускают как готовые продукты, так и полуфабрикаты, которые затем на других заводах подвергают окончательной переработке. Это сокращает транспортные расходы и потери, обеспечивает высокое качество продукции и утилизацию отходов на месте. Именно предприятие определяет технологию выращивания и сортовой состав в зависимости от вида переработки, организует семеноводство требуемых сортов. Таким образом получается структура с полным производственным циклом «выращивание — переработка — реализация».

В зоне доступа. К сырью

По программе развития отрасли 14 подобных интеграционных комплексов созданы и у нас. Один из них на базе ОАО «Машпищепрод», выпускающего как сухие продукты из картофеля, так и замороженные, и ЧСУП «Дукора-Агро» в Пуховичском районе.

Второй год хозяйство оказывает заводу услугу по выращиванию основного сырья. Семена, средства защиты растений предоставляют переработчики. Это выгодно сельчанам, утверждает директор «Дукоры-Агро» Андрей Харлап. По его словам, нет головной боли со сбытом, налицо доход. На каждом килограмме хозяйство заработало по 229 рублей. В прошлом году оказали услуг на 1 миллиард 367 миллионов рублей.

В нынешнем году картофель выращивали на 400 гектарах. В амбарном весе собрали 9785 тонн клубней при средней урожайности 244,6 центнера. Отметим такую деталь: только 6,7 процента от общего сбора ушло в отходы, качеством довольны как заводчане, так и сельчане.

— Вся картошка чистая и сухая. «Машпищепроду» даже не так важен общий урожай, как его качество — клубни определенной формы и размера, — главный агроном ЧСУП «Дукора-Агро» Василий Гордиенко рассказал об особенностях технологии выращивания. В этой связи и посадки были загущены. Выращивали 11 сортов, из них 8 белорусских. На килограмм чипсов, например, необходимо 7 килограммов картофеля так называемых массовых сортов, а такого, как «сигнум», достаточно 3.

Заложили 1600 тонн семян, под 200 тонн надо еще. В следующем году посадки будут расширены до 700 гектаров. Гребнеобразователей, сажалок хватает. В распоряжении хозяйства два немецких комбайна «GRIMME» и один отечественной сборки.

Но если сравнивать немецкую технику и отечественную, то оценка явно не в нашу пользу. Как образно пояснил главный агроном, «гримос» идет бесшумно, а гомсельмашевского еще не видно, но уже слышно. При его разгрузке рядом надо ставить несколько человек собирать рассыпанный картофель, а немецкий может даже на ходу разгружаться. А вот сортировальным оборудованием, телескопическим загрузчиком для хранилища, произведенными экспериментальным заводом НПЦ по механизации сельского хозяйства, картофелеводы довольны.

Для интеграционного комплекса в Пуховичском районе проведена модернизация старого, еще колхозного, хранилища и закуплена техника для возделывания сырья для «Машпищепрода». С этой целью израсходовано 3,4 миллиарда рублей из инновационного фонда концерна «Белгоспищепром». Покупали технику и оборудование заводчане и за собственные деньги. За два последних года на это было направлено два с половиной миллиарда рублей. Кроме того, в ОАО собственными силами провели модернизацию существующих цехов по переработке картофеля, изготовили и ввели в эксплуатацию оборудование и линию по производству сухого картофельного пюре. На что направили еще около трех миллиардов рублей, из которых два — собственные средства. Сейчас ведется строительство хранилища вместимостью 4 тысячи тонн.

По словам начальника отдела плодоовощной и крахмально-паточной отраслей концерна «Белгоспищепром» Марии Дайняк, на реконструкцию и переоснащение предприятий республики по переработке картофеля и создание сырьевых зон в 2011 году направлено 29 миллиардов рублей.

Здесь уместно оценить степень модернизации этой отрасли в России, на рынки сбыта которой мы по-прежнему возлагаем большие надежды.

Так, Белгородский агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм» инвестировал в выращивание картофеля около 14 миллионов евро. Оценив перспективы рынка, компания готова вложить в проект еще около 7 миллионов евро. Холдинг запустил его сразу на двух площадках — в Белгородской и Новгородской областях — соответственно по 600 и 200 гектаров. В итоге осенью было собрано порядка 19 тысяч тонн товарного картофеля и 7 тысяч тонн семенного. Весь он заложен на хранение. Часть урожая, относящегося к чипсовым сортам, направят на перерабатывающие заводы. Кроме того, в настоящее время ведется строительство собственного перерабатывающего производства. По мнению руководства холдинга, проект признан успешным, и его уже в следующем году планируется выделить в отдельное направление. Компания намерена создать еще два орошаемых участка в двух районах Белгородской области. Видимо, засуха 2010 года научила россиян перестраховываться, потому что наши соседи много средств вкладывают именно в оросительные системы.

— Частный российский капитал активно идет в картофельную отрасль, — констатировал заместитель директора ОАО «Машпищепрод» Дмитрий Лиморов. — Причем одновременно покупается вся линейка техники одной фирмы, создается переработка, налаживается сбыт. Продукция россиян все больше проникает и на украинский рынок, конкурируя с нашей.

С чем пришел в Думу бизнесмен Александр Богомаз?

Недавно брянский фермер Александр Богомаз, начинавший в 90-х годах с двух гектаров земли, а сейчас владеющий 20-ю тысячами угодий с картофельным полем в три с половиной тысячи гектаров и с объемом продаж в 10 миллионов долларов, стал депутатом российской Государственной думы. Фермерское хозяйство располагает 25 картофелехранилищами по 2,5—3 тысячи тонн каждое и на протяжении года реализует клубни через крупные сети «Ашан», «Пятерочка», «Магнит». За смену на современном сортировальном комплексе 5 работников способны отсортировать 100—120 тонн картофеля. Выходит продукт чистым и упакованным в сетки. Судя по выступлениям в прессе, у бизнесмена наша страна вызывает живой интерес. «Я уверен, что если в Брянской области со стороны законодательной и исполнительной власти будет неравнодушное отношение к сельскому хозяйству, то в ближайшие годы мы Беларусь догоним и перегоним», — заявляет он. Немного осталось: на Брянщине второй хлеб возделывается на площади почти в 48 тысяч гектаров. В Думе Александр Богомаз рассчитывает добиться принятия законов, которые бы стимулировали предприятия по переработке. И это будет второй толчок в развитии АПК. Первым, по его мнению, стало субсидирование процентных ставок по кредитам.

По оценкам экспертов, основной объем продаж картофеля в России приходится на внутреннюю розничную сеть. Ее доля в структуре продаж колебалась от 64 процентов в 2009 году до 58 процентов в 2011-м. На долю государственных закупок приходилось в среднем около 15 процентов   продажи,   на   долю HoReCa (так обозначается группа предприятий общественного питания) — 9 процентов, промышленной переработки — 7 процентов, продажи на другие цели — 9 процентов. Прогнозируется, что в 2012—2016 годах наиболее активно развивающимся сегментом продаж картофеля будет HoReCa. Предполагается, годовой прирост здесь составит в среднем 11 процентов. Достаточно быстро будут расти и объемы продаж для сектора промышленной переработки — около 8 процентов в год. А самым быстрорастущим сегментом на рынке замороженных овощей и фруктов стал замороженный картофель и изделия из него.

«Принцип Комаровки» в масштабах страны

Бесспорно, белорусским производителям картофеля с каждым годом конкурировать на российском рынке будет все сложнее. Особенно актуальным становится вопрос сотрудничества с крупными розничными сетями, которые берут в работу только продукты с понятным, легко прогнозируемым спросом. На фоне многообразия товаров важны не только цена и качество, но и узнаваемость, говорят специалисты в сфере маркетинга. Уже сформирован рынок брендов. Понятно, вписаться в схему продвижения могут лишь единичные белорусские предприятия, которые создали себе имя и выпускают продукцию в объемах, способных удовлетворить запросы сетевиков.

В то же время логистические схемы в России устроены таким образом, что весь товар в основном стекается в два крупных центра — Москву и Санкт-Петербург, которые затем распределяют продовольствие по другим регионам.

— Но каждое хозяйство со своим мешком картошки ездить не будет, нужны крупные поставки. Нужны объединения производителей, обеспечивающих гарантированное качество товара, холдинги, такие как агрокомбинат «Восток» Гомельской, ОАО «Фирма «Кадино» и «Фирма «Вейно» Могилевской, «Толочинский консервный завод» Витебской, «Отечество», СПК «Агро-Мотоль» Брестской областей. Да и белорусским производителям явно надо учиться торговать более цивилизованно, — считает генеральный директор республиканской ассоциации «Картофельплодоовощ» Александр Ярохович. — Сейчас же даже в масштабах страны действует принцип Комаровки: толкнуть можно все что угодно. Наконец, нужна специальная организация, которая бы занималась экспортом овощей.

Для создания такой структуры также необходимы инвестиции. Пожалуй, в производстве и продаже картофеля последний этап требует все больших затрат. Например, фермерское хозяйство «Цнянские экопродукты», расположенное в Логойском районе, не только пошло на расходы по предпродажной подготовке картофеля, его мойке и шлифовке, но и на оригинальную упаковку и звучный бренд «BULBALAND».

А в России в этом году недобрали картошки лишь Северо-Западный, Южный и Уральский федеральные округи, где обеспеченность продуктом составляет от 70 до 80 процентов, рассказал Александр Ярохович. В других регионах производители превысили потребность в нем. На Брянщине и вовсе имеют 200 процентов к необходимым объемам.

Но белорусская бульба все же попадает в Россию. Увеличили экспортные поставки ее в Белкоопсоюзе. По словам начальника отдела внешнеэкономической деятельности Дмитрия Михеева, в этом году отгружено 9 тысяч 100 тонн картофеля, преимущественно в ближнее зарубежье. За этот же период 2011 года — 4900 тонн. Правда, его цена несколько ниже: если в прошлом году картофель продавали за пределы страны в среднем по 15 центов за килограмм, то сегодня — по 13. Повысились требования и к качеству товара с белорусских полей. Например, рынки Ростовской области заполнены нашей продукцией, но продается там она «не под своим именем», а под местными брендами.

Кстати, чтобы войти в сети «Евроторга», «Машпищепрод» стал изготавливать для них торговую марку снэков «Don Potato’s». Такой вот новый мундир приобрела продукция, раскруткой которой занимается уже торговая организация. Ведь встречают, как известно, по одежке.

Елена КЛИМОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter