По словам заместителя начальника главного управления растениеводства — начальника управления картофелеводства, плодоовощеводства, агрохимии и защиты растений Минсельхозпрода Татьяны Карбанович, в прошлом году вырастили 883,3 тысячи тонн картофеля, 545,7 тысячи тонн овощей, 183,9 тысячи тонн плодов и ягод. Удельный вес продукции крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства картофеля — 46 процентов, овощей — 65, плодов и ягод — 53. В 2020-м показатели такие: 43, 63 и 52 процента соответственно. Очевидно, тенденция роста продолжится, так как нынешний год выдался урожайным.
Консультант отдела реформирования, предпринимательства и малых форм хозяйствования управления государственной собственности Минсельхозпрода Иван Кошля подчеркивает, что для фермерских хозяйств созданы условия лучше, чем для других производителей сельхозпродукции. Яркий пример: в Государственной программе «Аграрный бизнес» девять отраслевых подпрограмм, одна из них направлена на поддержку и развитие малых форм хозяйствования, в том числе КФХ. Предусмотрено там и бюджетное финансирование. Помимо того, фермерские хозяйства могут поучаствовать в иных подпрограммах, а другие субъекты хозяйствования такой возможности не имеют.
За последний десяток лет по валовому объему производства, посевным площадям, другим важным критериям КФХ усиленно идут на увеличение. К слову, в стране свыше 3,6 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств и чуть более тысячи сельхозпредприятий. Если бы было невыгодно, не создавались бы новые.
С тенденцией роста разобрались, но где и на каких условиях можно им реализовать выращенный урожай? И вот тут у каждого свои варианты, как за пределами Беларуси, так и на внутреннем рынке, свои аргументы в пользу любого из них. Например, работают с торговыми сетями, реализуют продукцию на сезонных сельхозярмарках, а проходят они во всех уголках страны, на рынке «Валерьяново».
Глава КФХ «Диана» Шкловского района Владимир Малиновский говорит очень важные слова: любой хороший хозяин смотрит, где и как выгоднее продать товар, причем начинает думать об этом заранее, зная о высокой конкуренции. Если в прошлом году сетовали на недобор урожая, то в нынешнем свежих витаминных продуктов хватит с лихвой. Вот и не стоит расслабляться.
Владимир МАЛИНОВСКИЙ: «Любой хороший хозяин смотрит, где и как выгоднее продать товар, причем начинает думать об этом заранее, зная о высокой конкуренции».
— Многие в начале сезона заключают договоры на поставку продукции в торговые сети, а некоторые медлят. Одна из причин — отсрочка платежей: иной раз расчеты затягиваются на 2—3 месяца. Но есть оптовые покупатели, в том числе на внешнем рынке, которые готовы работать по предоплате. У фермера право выбора, — подчеркивает Владимир Исакович.
«Диана» — одно из крупнейших фермерских хозяйств страны, к тому же весьма успешное. Нынче уже накопали свыше 53 тысяч тонн картофеля при средней урожайности более 400 центнеров с гектара, планируют собрать около 70 тысяч, в то время как в 2021-м в Могилевской области получено 90 тысяч тонн. На внутреннем рынке ежегодно реализуют 35—40 процентов. В этом году, может, будет и больше. Работают с разными торговыми сетями, напрямую продают населению.
Начальник отдела потребительского рынка управления организации торговли и общественного питания МАРТ Татьяна Краснюк подчеркивает: для совершенствования порядка обеспечения населения свежей плодоовощной продукцией в межсезонный период принято постановление Совета Министров от 04.10.2022 № 658 «О стабилизационных фондах товаров». Установлено, что товары из стабфондов должны поставляться по договору, в котором прописаны объем, номенклатура, цена товаров, цель приобретения, график поставки, ответственность за его нарушение в виде неустойки в размере не менее 10 процентов стоимости недопоставленного (невыбранного) товара. Договорная работа проводится на постоянной основе до 15 ноября.
По оперативной информации МАРТ, на 5 октября республиканскими торговыми сетями с сельскохозяйственными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами заключено договоров на поставку 54,4 тысячи тонн свежей плодоовощной продукции, что составляет 70 процентов от их потребности в межсезонный период.
По договоренности с крупными торговыми сетями в регионах республики проходят обучающие семинары с сельхозпроизводителями «Как войти в торговые сети». Их цель — достижение взаимовыгодного сотрудничества торговых сетей и фермеров для обеспечения внутреннего потребительского рынка белорусскими овощами и яблоками под полную потребность. Это поможет сохранить ценовую стабильность, сократить импорт овощей и фруктов.
По словам Татьяны Краснюк, положительный отклик производителей и торговли получили мероприятия, проведенные в Гомельской и Могилевской областях.
— Это отличная площадка для обсуждения важных, актуальных вопросов, которые интересуют фермеров, желающих наладить крепкие взаимовыгодные связи с торговыми сетями, укрепить позиции на внутреннем рынке. Тем более до конца года продлено продуктовое эмбарго. Механизм взаимодействия есть, понадобится время для доработки отдельных штрихов, чтобы на прилавках наших магазинов были белорусские яблоки, другая вкусная и полезная плодоовощная продукция, — поясняет генеральный директор Белорусской ассоциации по садоводству и питомниководству «Белсадпитомник» заслуженный работник сельского хозяйства Анатолий Коренько.
КФХ и сельхозорганизации, входящие в ассоциацию, планируют собрать 129 тысяч тонн фруктов, в целом по стране объемы возрастут до 190 тысяч тонн.
— Массово к сбору урожая приступили 10 сентября, уже заготовили 100 тысяч тонн. Ранее мы сообщили МАРТ ожидаемые объемы производства и реквизиты каждого нашего хозяйства. Затем информацию передали крупным товаропроводящим сетям. Знаю, что ряд наших фермеров уже заключили договоры на поставку продукции в торговые сети «Корона», «Гиппо», «Евроторг» и другие. Яблоки в среднем закупают по 1,2—1,5 рубля. Это на уровне прошлого года. Даже с учетом торговой наценки и возросшей на них себестоимости получается до 2 рублей. Думаю, доступная цена, — продолжает Анатолий Николаевич.
Какие же вопросы, касающиеся реализации продукции, чаще всего возникают у фермеров? Например, время составления договора. В частности, предлагают оформлять документы не весной, а в августе, когда уже виден формирующийся урожай, риски невыполнения заказа минимальны. Опасаются также подписывать договоры, составленные на более чем 20 страницах. Поступают предложения и об обязательном своевременном расчете, совместной ответственности сторон за невыполнение требований. Сейчас все в основном ложится на плечи фермеров, в частности затраты на приобретение тары, транспортные расходы. Есть и другие важные моменты: использование скидок, учет энергозатрат на хранение продукции при формировании ее стоимости в зимне-весенний период и т.д.
Председатель совета Минской областной ассоциации фермеров, глава крестьянского хозяйства «Силин» Воложинского района Николай Силин в свою очередь резюмирует, что не всегда фермерам, занимающимся производством овощей, удается наладить взаимосвязь с торговыми сетями, гораздо проще реализовать продукцию на рынках, ярмарках.
— Себестоимость картофеля — 50 копеек. Фермер, чтобы не работать себе в убыток, может продавать по 60. При таких условиях в гипермаркетах он бы стоил не более 80 копеек. А ведь там цены гораздо выше. То же самое и по другим овощам. Мешают перекупщики, причем качество продаваемой ими продукции не всегда идеально. Наши овощи, картофель всегда проверяют, есть документы, но возникают вопросы, реализоваться сложнее. Многие фермеры в этом году получили рекордные урожаи по разным сельхозкультурам. Например, того же картофеля более 450 центнеров с гектара. В Лунинце есть фермер, который собирает столько моркови, что готов обеспечить всю страну. Безусловно, мы заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве с торговыми сетями, — подчеркивает Николай Силин.
Фермерское хозяйство «Ольшаны» Столинского района на внутреннем рынке продает около половины производимой продукции. В первую очередь речь идет о томатах, последний сбор их запланирован на конец октября, яблоках, урожай которых превысит 3 тысячи тонн, и капусте — намерены собрать ее около 300 тонн.
— Могли бы и больше продать в Беларуси. Зачем нам искать покупателей в России, других странах? Но, к сожалению, есть ряд пока не решенных вопросов. Многие годы работаем с разными торговыми сетями. С кем-то вынуждены были попрощаться. По сути, мы продаем им отличную продукцию за копейки, а они выставляют цену гораздо выше. Бывают и возвраты. В своих овощах мы уверены, а они говорят: не подходит. Например, отгрузили партию ранней капусты. Они долго не могли машины разгрузить. А потом смотрят — качество не то. Разве в этом мы виноваты? Мы отправили отличные кочаны капусты — и проиграли. Через посредников работать проще, возвраты минимальны, хотя понятно, что уступаем в цене, — отмечает заместитель главы хозяйства Татьяна Тарасевич.
Присоединяется к обсуждению вопроса и пресс-секретарь Белкоопсоюза Татьяна Ляшкевич:
— Заготовительные организации потребкооперации активно сотрудничают с более чем 250 сельхозпроизводителями, преимущественно фермерскими хозяйствами. В текущем году заключено около 380 договоров на закупку 11,4 тысячи тонн сельхозпродукции. Обычно до начала посевного сезона на базе наших областных организаций проводим совещания с фермерами. Активно налажена работа во многих районах. Есть КФХ, с которыми сотрудничаем немало лет.
Заготовительные организации потребкооперации закупают картофель по 45—70 копеек (цена за килограмм продукции), капусту — по 40—60, свеклу — по 40—60, лук — по 70—90, морковь обходится им в 45—80 копеек, яблоки товарные, которые реализуются в торговой сети, приобретают за 1—1,9 рубля.
Вот и получается, что проблемы решаемы, главное — заинтересованность обеих сторон. Не стоит забывать и о таком важном аспекте, как растущий покупательский спрос на фермерскую продукцию. Привозным товарам, какими бы глянцевыми и сочными они ни казались, покупатели все чаще предпочитают отечественное, натуральное, полезное, а главное — вкусное.
bernikovich@sb.by