Вырастить урожай сельхозкультур для фермеров — полдела, сложнее выгодно реализовать. Какие здесь варианты?

Как попасть в сети

На столах белорусов должно быть по максимуму продовольствие отечественного производства, говорил Глава государства в августе во время совещания по вопросам закладки садов и обеспечения внутреннего рынка плодоовощной продукцией. Многие ли сельхозпроизводители, в частности фермеры, заключают по весне договоры на поставку полезных и вкусных овощей, фруктов в торговые сети? И как быть тем, кто, убирая выращенный на полях, в садах урожай, озадачился, куда же его реализовать?

Инфографика Ольги ПАК

По словам заместителя начальника главного управления растениеводства — начальника управления картофелеводства, плодоовощеводства, агрохимии и защиты растений Минсельхозпрода Татьяны Карбанович, в прошлом году вырастили 883,3 тысячи тонн картофеля, 545,7 тысячи тонн овощей, 183,9 тысячи тонн плодов и ягод. Удельный вес продукции крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства картофеля — 46 процентов, овощей — 65, плодов и ягод — 53. В 2020-м показатели такие: 43, 63 и 52 процента соответственно. Очевидно, тенденция роста продолжится, так как нынешний год выдался урожайным.

Консультант отдела реформирования, предпринимательства и малых форм хозяйствования управления государственной собственности Минсельхозпрода Иван Кошля подчеркивает, что для фермерских хозяйств созданы условия лучше, чем для других производителей сельхозпродукции. Яркий пример: в Государственной программе «Аграрный бизнес» девять отраслевых подпрограмм, одна из них направлена на поддержку и развитие малых форм хозяйствования, в том числе КФХ. Предусмотрено там и бюджетное финансирование. Помимо того, фермерские хозяйства могут поучаствовать в иных подпрограммах, а другие субъекты хозяйствования такой возможности не имеют.

За последний десяток лет по валовому объему производства, посевным площадям, другим важным критериям КФХ усиленно идут на увеличение. К слову, в стране свыше 3,6 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств и чуть более тысячи сельхозпредприятий. Если бы было невыгодно, не создавались бы новые.

С тенденцией роста разобрались, но где и на каких условиях можно им реализовать выращенный урожай? И вот тут у каждого свои варианты, как за пределами Беларуси, так и на внутреннем рынке, свои аргументы в пользу любого из них. Например, работают с торговыми сетями, реализуют продукцию на сезонных сельхозярмарках, а проходят они во всех уголках страны, на рынке «Валерьяново».

Глава КФХ «Диана» Шкловского района Владимир Малиновский говорит очень важные слова: любой хороший хозяин смотрит, где и как выгоднее продать товар, причем начинает думать об этом заранее, зная о высокой конкуренции. Если в прошлом году сетовали на недобор урожая, то в нынешнем свежих витаминных продуктов хватит с лихвой. Вот и не стоит расслабляться.

Владимир МАЛИНОВСКИЙ: «Любой хороший хозяин смотрит, где и как выгоднее продать товар, причем начинает думать об этом заранее, зная о высокой конкуренции».
Фото Ольги Даниловой.

— Многие в начале сезона заключают договоры на поставку продукции в торговые сети, а некоторые медлят. Одна из причин — отсрочка платежей: иной раз расчеты затягиваются на 2—3 месяца. Но есть оптовые покупатели, в том числе на внешнем рынке, которые готовы работать по предоплате. У фермера право выбора, — подчеркивает Владимир Исакович.

«Диана» — одно из крупнейших фермерских хозяйств страны, к тому же весьма успешное. Нынче уже накопали свыше 53 тысяч тонн картофеля при средней урожайности более 400 центнеров с гектара, планируют собрать около 70 тысяч, в то время как в 2021-м в Могилевской области получено 90 тысяч тонн. На внутреннем рынке ежегодно реализуют 35—40 процентов. В этом году, может, будет и больше. Работают с разными торговыми сетями, напрямую продают населению.

Начальник отдела потребительского рынка управления организации торговли и общественного питания МАРТ Татьяна Краснюк подчеркивает: для совершенствования порядка обеспечения населения свежей плодоовощной продукцией в межсезонный период принято постановление Совета Министров от 04.10.2022 № 658 «О стабилизационных фондах товаров». Установлено, что товары из стабфондов должны поставляться по договору, в котором прописаны объем, номенклатура, цена товаров, цель приобретения, график поставки, ответственность за его нарушение в виде неустойки в размере не менее 10 процентов стоимости недопоставленного (невыбранного) товара. Договорная работа проводится на постоянной основе до 15 ноября.

По оперативной информации МАРТ, на 5 октября республиканскими торговыми сетями с сельскохозяйственными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами заключено договоров на поставку 54,4 тысячи тонн свежей плодоовощной продукции, что составляет 70 процентов от их потребности в межсезонный период.

По договоренности с крупными торговыми сетями в регионах республики проходят обучающие семинары с сельхозпроизводителями «Как войти в торговые сети». Их цель — достижение взаимовыгодного сотрудничества торговых сетей и фермеров для обеспечения внутреннего потребительского рынка белорусскими овощами и яблоками под полную потребность. Это поможет сохранить ценовую стабильность, сократить импорт овощей и фруктов.

По словам Татьяны Краснюк, положительный отклик производителей и торговли получили мероприятия, проведенные в Гомельской и Могилевской областях.

Анатолий КОРЕНЬКО.
Фото Светланы Кислой.
— Это отличная площадка для обсуждения важных, актуальных вопросов, которые интересуют фермеров, желающих наладить крепкие взаимовыгодные связи с торговыми сетями, укрепить позиции на внут­реннем рынке. Тем более до конца года продлено продуктовое эмбарго. Механизм взаимодействия есть, понадобится время для доработки отдельных штрихов, чтобы на прилавках наших магазинов были белорусские яблоки, другая вкусная и полезная плодоовощная продукция, — поясняет генеральный директор Белорусской ассоциации по садоводству и питомниководству «Белсадпитомник» заслуженный работник сельского хозяйства Анатолий Коренько.

КФХ и сельхозорганизации, входящие в ассоциацию, планируют собрать 129 тысяч тонн фруктов, в целом по стране объемы возрастут до 190 тысяч тонн.

— Массово к сбору урожая приступили 10 сентября, уже заготовили 100 тысяч тонн. Ранее мы сообщили МАРТ ожидаемые объемы производства и реквизиты каждого нашего хозяйства. Затем информацию передали крупным товаропроводящим сетям. Знаю, что ряд наших фермеров уже заключили договоры на поставку продукции в торговые сети «Корона», «Гиппо», «Евроторг» и другие. Яблоки в среднем закупают по 1,2—1,5 рубля. Это на уровне прошлого года. Даже с учетом торговой наценки и возросшей на них себестоимости получается до 2 рублей. Думаю, доступная цена, — продолжает Анатолий Николаевич.

Какие же вопросы, касающиеся реализации продукции, чаще всего возникают у фермеров? Например, время составления договора. В частности, предлагают оформлять документы не весной, а в августе, когда уже виден формирующийся урожай, риски невыполнения заказа минимальны. Опасаются также подписывать договоры, составленные на более чем 20 страницах. Поступают предложения и об обязательном своевременном расчете, совместной ответственности сторон за невыполнение требований. Сейчас все в основном ложится на плечи фермеров, в частности затраты на приобретение тары, транспортные расходы. Есть и другие важные моменты: использование скидок, учет энергозатрат на хранение продукции при формировании ее стоимости в зимне-весенний период и т.д.

Председатель совета Минской областной ассоциации фермеров, глава крестьянского хозяйства «Силин» Воложинского района Николай Силин в свою очередь резюмирует, что не всегда фермерам, занимающимся производством овощей, удается наладить взаимосвязь с торговыми сетями, гораздо проще реализовать продукцию на рынках, ярмарках.

— Себестоимость картофеля — 50 копеек. Фермер, чтобы не работать себе в убыток, может продавать по 60. При таких условиях в гипермаркетах он бы стоил не более 80 копеек. А ведь там цены гораздо выше. То же самое и по другим овощам. Мешают перекупщики, причем качество продаваемой ими продукции не всегда идеально. Наши овощи, картофель всегда проверяют, есть документы, но возникают вопросы, реализоваться сложнее. Многие фермеры в этом году получили рекордные урожаи по разным сельхозкультурам. Например, того же картофеля более 450 центнеров с гектара. В Лунинце есть фермер, который собирает столько моркови, что готов обеспечить всю страну. Безусловно, мы заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве с торговыми сетями, — подчеркивает Николай Силин.

Фермерское хозяйство «Ольшаны» Столинского района на внутреннем рынке продает около половины производимой продукции. В первую очередь речь идет о томатах, последний сбор их запланирован на конец октября, яблоках, урожай которых превысит 3 тысячи тонн, и капусте — намерены собрать ее около 300 тонн.

— Могли бы и больше продать в Беларуси. Зачем нам искать покупателей в России, других странах? Но, к сожалению, есть ряд пока не решенных вопросов. Многие годы работаем с разными торговыми сетями. С кем-то вынуждены были попрощаться. По сути, мы продаем им отличную продукцию за копейки, а они выставляют цену гораздо выше. Бывают и возвраты. В своих овощах мы уверены, а они говорят: не подходит. Например, отгрузили партию ранней капусты. Они долго не могли машины разгрузить. А потом смотрят — качество не то. Разве в этом мы виноваты? Мы отправили отличные кочаны капусты — и проиграли. Через посредников работать проще, возвраты минимальны, хотя понятно, что уступаем в цене, — отмечает заместитель главы хозяйства Татьяна Тарасевич.

Присоединяется к обсуждению вопроса и пресс-секретарь Белкоопсоюза Татьяна Ляшкевич:

— Заготовительные организации потребкооперации активно сотрудничают с более чем 250 сельхозпроизводителями, преимущественно фермерскими хозяйствами. В текущем году заключено около 380 договоров на закупку 11,4 тысячи тонн сельхозпродукции. Обычно до начала посевного сезона на базе наших областных организаций проводим совещания с фермерами. Активно налажена работа во многих районах. Есть КФХ, с которыми сотрудничаем немало лет.

Заготовительные организации потребкооперации закупают картофель по 45—70 копеек (цена за килограмм продукции), капусту — по 40—60, свеклу — по 40—60, лук — по 70—90, морковь обходится им в 45—80 копеек, яблоки товарные, которые реализуются в торговой сети, приобретают за 1—1,9 рубля.

Вот и получается, что проблемы решаемы, главное — заинтересованность обеих сторон. Не стоит забывать и о таком важном аспекте, как растущий покупательский спрос на фермерскую продукцию. Привозным товарам, какими бы глянцевыми и сочными они ни казались, покупатели все чаще предпочитают отечественное, натуральное, полезное, а главное — вкусное.

bernikovich@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter