В минском Центре здорового сна лечат пациентов с парасомнией

Как попасть в плен к Морфею

В минском Центре здорового сна что ни неделя, то новый пациент...
«Кто ел из моей миски?!» — «Я не ел из твоей миски!» И ведь не врет. То есть врет, но не сознательно. По факту — ел, но сам того не зная. Антон встает почти каждую ночь, садится к холодильнику и с аппетитом кушает. Утром просыпается весь в крошках, но ничего не помнит. Это болезнь. Называется парасомния. И она многолика. Одни во сне едят, другие галлюцинируют, третьи ходят по дому и двигают мебель, четвертые смотрят ночные «страшилки»… В минском Центре здорового сна что ни неделя, то новый такой пациент. 


Есть и куда более серьезные расстройства: синдром апноэ, например. 32-летний Денис жалуется, что не в состоянии и 20 километров за рулем проехать — засыпает. Оказалось, виною этот самый синдром, причем в тяжелой степени. За ночь у парня десятки раз останавливается дыхание. Наутро же он, как правило, даже не помнит, что просыпался от удушья. 


Апноэ опасно. Из-за долгих остановок дыхания насыщение крови кислородом катастрофически снижается. Организм пытается адаптироваться: резкие скачки давления, выброс адреналина — и частичное пробуждение мозга. За ночь может быть до 60 (!) таких микропробуждений. Обычно это происходит так. Человек храпит, храпит — и вдруг замолкает, с минуту не дышит, потом резко всхлипывает и с еще большей силой начинает храпеть. Не путать с обычным храпом. Жертва синдрома апноэ из-за ночных «перебоев» дыхания страдает сильнейшей сонливостью днем, при этом зачастую совершенно не понимает истинную ее причину. 


Всего существует 99 расстройств сна, говорит консультант Центра здорового сна Татьяна Горбат (на снимке). От простой бессонницы до нарколепсии, когда человек внезапно засыпает днем, прямо на рабочем месте или в транспорте. Причем таких приступов может быть несколько. 


99 расстройств… А врачей-сомнологов, диагностирующих и лечащих сонные расстройства, у нас раз-два и обчелся. Думается, физиологический процесс, в котором мы пребываем одну треть жизни, заслуживает все же большего внимания. 


Лично я, например, своего морфея обследовала. Заполнила специальную анкету в Центре здорового сна, а вечером специалисты привезли мне домой полисомнографическую систему. Перед засыпанием прикрепили датчики мне на голову, подбородок, под нос, на грудную клетку и ноги. Они регистрировали мозговые волны, работу сердца, дыхание и разные другие параметры, вплоть до движения глаз и напряжения мышц подбородка. Определили даже минимальные изменения насыщения крови кислородом и малейшие мышечные подергивания ног в течение сна. Назавтра программа обработала все эти данные и выдала отчет о моем сне. Аж на шесть страниц. Сомнолог изучил их и поставил диагноз: фрагментация сна. Короче говоря, я плохо сплю (если не вдаваться в медицинские подробности). Почти не достигаю глубокой фазы. Вот незадача. Верните мне сон! Вернут его психотерапевтическая коррекция и фототерапия (лечение светом). В зависимости от расстройства применяют еще и иглорефлексотерапию, медикаментозное и другое лечение. Например, людей с синдромом апноэ выручает СИПАП-терапия. Человек спит, можно сказать, с кислородной маской. К ней фиксируется трубка, через которую небольшой компрессор подает воздух. СИПАП-аппарат не дает смыкаться дыхательным путям и таким образом обеспечивает постоянный доступ кислорода в организм. Плюс устраняет храп.


Не надо отмахиваться даже от простой, казалось бы, безобидной бессонницы: мол, мелочи жизни, травки попью — все наладится. Не наладится, по крайней мере, не скоро. А недосыпы сильно «обкрадывают» организм. Если вы каждую ночь ворочаетесь в кровати до двух-трех часов, знайте: вы не одиноки. Консультанты центра говорят, что к ним приходит очень много таких страдальцев. Недосыпание истощает, потом приводит к перевозбуждению, скачкам давления, аритмии... Днем человек «обесточен», как будто его выключили из розетки. Он не может полноценно трудиться. В результате — проблемы на работе, а это еще один повод, чтобы измученный мозг ночью подольше продержал беднягу в тревожном бодрствовании. Порочный круг. А вы говорите, мелочи жизни. И ведь больничного листа по этой причине не дадут в поликлинике. Некоторые же годами мучаются, спят, почти не достигая глубокой фазы сна — только поверхностная. Без малого треть ДТП случаются из-за того, что водители засыпают за рулем. Почти половина несчастных случаев на производстве вызваны сонливостью. 


Вернемся еще раз к парасомнии. Необычной и многоликой. Лунатизм и ночные кошмары (как виды парасомнии) нас нисколько не удивляют. Другое дело — синдром взрывающейся головы. Редкое явление. Проявляется так: человек вдруг резко просыпается от громкого звука, который существует только в его голове. Он может быть похож на взрыв бомбы или выстрел. А про сонный паралич слышали? Когда люди сразу после пробуждения ощущают, что все мышцы тела парализованы. «Изувеченный» Морфей может сделать из спящего даже сексомана. В глубоком сне у человека отключаются участки мозга, отвечающие за разум, но остаются активными области, регулирующие базовые потребности, в том числе половое влечение. Представьте: женщина выходит ночью из дома, приглашает к себе прохожего, проводит с ним ночь, а наутро ничего не помнит. 


Еще один вид парасомнии — быстрое движение глаз. Мозг дает неправильный сигнал телу, и спящий начинает активничать: может кричать, бить подушку, вставать с постели…


Нарушение сна почти всегда следствие психического состояния. «Лечите душу…» — говорил Оскар Уайльд. И, похоже, был прав.

Наталья СТАСЬКО


Snatw3@tut.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter