Кто прошел отбор в стажерскую группу Большого театра оперы и балета Беларуси

Как попасть на сцену мечты

Ежегодный отбор в стажерскую группу прошел в Большом театре оперы и балета. В этом году приглашались тенора, баритоны, басы и меццо-сопрано.

Как попасть в Большой театр — вопрос, занимающий многих честолюбивых молодых артистов. Самая престижная сцена страны, роли, возможности и перспективы, наконец, слава и хоровод поклонников-меломанов — все это прекрасно звучит, однако добиться цели непросто. Хорошо быть гением, который у всех нарасхват, но певцы порой раскрываются не сразу: бывает, на это требуются годы. Именно для того, чтобы дать шанс подающим надежды новичкам, в Большом театре Беларуси с 2011 года идет постоянный набор в стажерскую группу..

После стажировки молодые артисты могут пробоваться на конкретные роли в Большой театр (бывший стажер Анастасия Храпицкая).

Сюда набирают молодых музыкантов — не старше 35 лет. Стажировка длится год, за это время можно успеть проявить себя. Руководит группой народная артистка Беларуси Нина Шарубина, она и рассказала нам, что с ясными, в двух словах обозначенными требованиями к стажерам все не так просто:

— Критерий оценки — в первую очередь, конечно, голос. Однако мы смотрим и на артистизм: бывает, и с голосом все хорошо, но данных именно для театральной сцены недостаточно.

Учитывается и послужной список претендентов, например, победы в конкурсах, но сами по себе дипломы не имеют первостепенного значения. Именно поэтому конкурсанты на прослушивании нервничают и наматывают круги за сценой. Да и на сцене некоторые буквально сжимаются в пружину, боясь лишний раз шевельнуть рукой или ногой, что, конечно, сказывается на результатах. В первом туре претенденты впечатляли (или не впечатляли, это уж кому как повезло) своими данными дирижерско-режиссерскую коллегию в Камерном зале, выступая под аккомпанемент рояля. Однако окончательный отбор всегда проходит в Большом зале в сопровождении симфонического оркестра.

Андрей Логвинов (бас). 

— Потому что в камерном иной раз бывает обманчивое впечатление, — рассказывает Нина Шарубина. — Там хорошая акустика, зал небольшой, все звенит и звучит. И многие ребята, которые очень неплохо показали себя в первом туре, выйдя к оркестру, совсем потерялись.

После первого этапа осталось 8 конкурсантов из 13, а до финала и заветного зачисления в стажеры добрались четверо певцов: два баса, Руслан Маспанов и Андрей Логвинов, баритон Павел Трофимик и меццо-сопрано Наталья Толстик.

 — Они еще очень молодые артисты, им учиться и учиться, тем не менее решение коллегии принять этих ребят было практически единогласным, — поделилась Нина Шарубина. — Они прозвучали в зале, как мы говорим, накрыли оркестр, показали неплохую технику исполнения, понимание того, что они поют. Тем более мы всегда исходим из потребностей театра. На сегодняшний день необходимы басы, также востребованы меццо-сопрано, голос довольно редкий.

Наталья Толстик (меццо-сопрано).

В течение года стажеры посещают уроки хореографии, работают с режиссерами и с международным отделом, где сидят специалисты по иностранным языкам и ставят правильное произношение — а иначе как спеть партию, скажем, на французском или немецком?

— Что касается актерского мастерства, каждый из стажеров должен быть введен в спектакли на небольшие партии второго-третьего плана, — продолжает рассказ Нина Шарубина. — Это работа и с концертмейстером, и с дирижером, который ведет спектакль. За сезон каждый должен выучить минимум одну главную партию для своего голоса — и как минимум сдать ее дирижеру. А может, кому-то повезет спеть в спектакле, это уже будет решать худсовет.

Обучение в стажерской группе — реальный шанс показать себя и в итоге приземлиться уже в штате театра. Так произошло, например, с уже сложившимися молодыми солистами, блистающими на сцене Большого, — Александром Гелахом, Виктором Менделевым, Дмитрием Шабетей или Александром Михнюком. Конечно, наиболее востребованы редкие голоса — басы и тенора, те, кого всегда не хватает не только в Беларуси, но и в целом по миру. Впрочем, все зависит от того, как себя покажет конкретный исполнитель. Попасть в стажеры здорово, но это само по себе ничего не гарантирует: лентяям не рады нигде. А потому — за работу!


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter