Как попадать в цель, которую никто не видит

Предвижу дискуссию насчет "самая - не самая".
Предвижу дискуссию насчет "самая - не самая". Искусствоведы наверняка не преминут взыскать с меня за самовольную раздачу эпитетов. Но фишку эту бросаю намеренно. Чтобы лишний раз убедиться: галерея известна, посещаема, обсуждаема. Иначе - с чего бы так истово шуметь?

Далее: "Жильбел" - еще не музей Гуггенхайма, а 10 лет для галереи - почти что младенчество. Стоит ли общественности откликаться на это событие? Здесь, конечно, все зависит от мировоззренческих приоритетов. Местные глобалисты, предпочитающие репродукции и проверенные цитаты, останутся за столиками "Макдональдса", не усмотрев в дате ничего значимого. Почвенники (намеренно отказываюсь от термина "антиглобалисты", ассоциирующегося у меня с террористами)... так вот почвенники, люди, знающие цену натуральным образцам, уверена, этот первый юбилей "Жильбела" встретят с одобрением. И надеждой на то, что стерилизация национальных особенностей, столь очевидная в современном взаимопроникающем мире, в искусстве все же небезусловна. Тем более когда его поддерживает национальный бизнес. Собственно, десятилетняя деятельность галереи была направлена именно на это: пропаганду и поддержку современного национального изобразительного искусства. Состоялось огромное количество выставок, положено начало солидной коллекции, которая когда-нибудь станет срезом времени, образом эпохи. И как бы ни были затерты и опошлены в нашем сознании слова "просветительство" и "патриотизм", в данном случае они как нельзя более уместны. Галерейная деятельность "Жильбела" еще принесет славу не только его создателям, но и нашей стране. Будем только терпеливы и великодушны. В конце концов, собрание купца Третьякова тоже поначалу выглядело домашней камерной коллекцией.

Давно и не мною сказано: три условия необходимы для настоящего развития личности. Это - большие цели, большие препятствия и большие примеры. Судьба Валерия Жильцова достаточно плотно укладывается в эту схему, тем более что препятствий в нашей стране всегда было не занимать. Правда, сложнее с примерами и целями. Их в начале 90-х пришлось конструировать заново. Семидесятилетний советский период подавления частной инициативы стер из генетической памяти (или исковеркал до неузнаваемости) такие понятия, как честолюбие, амбиции, выгода, успех. Поэтому большинство "новых белорусов" дальше чем об особняках и не грезят. Ладно, не все сразу. Но Жильцов - из меньшинства. Из тех, кто метит в цель, которую пока никто не видит. Это обнадеживает. В том смысле, что если кто-то упорно посылает "телеграммы" в будущее (а деятельность художественного центра "Жильбел" рассчитана не просто на перспективу, а на большую перспективу), значит, уверен, что это будущее состоится...

Елена МОЛОЧКО, ведущая рубрики "Автограф","СБ".



- Валерий Яковлевич, галерейной деятельностью вы начали заниматься в беспокойное время, начало 90-х, когда в художественной среде явно наметились разброд и шатания. Связи с Союзом художников и Министерством культуры у наших творцов стали по материальным причинам заметно ослабевать, а с вами, галеристами, взаимоотношения еще не были сформулированы. Наверняка хлебнули и недоверия, и подозрительности, и незаслуженных претензий. Причем и от художников, и от чиновников, верно?

- Естественно, авторитет с неба не падает. Был даже период дискриминации "Жильбела" со стороны общественности. Искусствоведы ревновали - им казалось, что мы отбираем их хлеб. Чиновники злились за то, что коммерсанты вторглись, как они считали, в их монополию. И сами художники поначалу не доверяли: кто такие, а вдруг обманут? Словом, начинали со счета не в нашу пользу. Прошло несколько лет, прежде чем наш престиж вырос настолько, что Министерство культуры пригласило художественный центр "Жильбел" в рабочую группу по организации II международного Шагаловского пленэра, а лично меня даже членом жюри.

- Да, имя у "Жильбела" серьезное. Вы работаете активно и - что немаловажно - устойчиво.

- Скажу больше: за 10 лет вокруг галереи сложился круг людей, обращающихся за советом, консультацией при выборе картины именно в "Жильбел".

- Какому художнику или направлению лично вы отдаете предпочтение?

- Если бы я прямо ответил на этот вопрос, то перестал бы быть профессионалом. Я предпочитаю все талантливое - от академизма до концептуализма. Между галеристом и художниками идет своего рода вечная предвыборная кампания. Отдать симпатии кому-то одному - значит самому себе перекрыть кислород, закончить игру. Иначе как? Нет тайны - нет азарта! Мы следим за всем, что входит в понятие "современное искусство Беларуси". А фамилии - это некорректно. В конце концов, не стоило тратить столько крови, организовывать и содержать галерею, чтобы продемонстрировать лишь собственное увлечение. Просветительская миссия? Ну, это, может быть, нескромно, но к истине ближе. Мы стремимся сформировать цельную коллекцию, которая бы отражала все тенденции в изобразительном искусстве Беларуси конца XX - начала XXI века. Имидж "Жильбела" и диктует политику при выборе картин в галерею.

- Вы не пытались хотя бы однажды организовать аукцион искусства?

- Мы-то готовы его провести, но вот публика... Мне кажется, сознание большинства еще не готово к такому проекту. Аукцион - дело будущего, когда в обществе сформируется средний класс, готовый не только тратить деньги на искусство, но, главное, разбирающийся в живописи и графике не на любительском уровне.

- Ваше меценатство не удивляет ваших товарищей по бизнесу? Они вообще часто интересуются картинами, коллекцией?

- Постоянно. Поначалу это многих поражает. Но приходит время, и смотришь - человек уже сам просит поводить его по мастерским, познакомить с художниками.

- Есть ли планы показать свою коллекцию за рубежом?

- Есть серьезное предложение выставить собрание в Третьяковской галерее. Это и почетно, и... опасно. Здесь главное не превратиться в неофита, потерявшего голову от новых радужных перспектив. Галеристы, знаете ли, как саперы: тоже ошибаются один раз. Поэтому работаем, работаем... Что касается Запада... Ехать туда - дело преждевременное. Позывы "новых русских" обязательно засветиться на Западе успеха, как показывает опыт, не имели. Почему? Потому что имя сначала зарабатывается дома. И потом очень важно, в каком зале первый раз выставиться. В проходной завода, в холле госпиталя или пусть даже мэрии, как практикуют некоторые? Дело, считай, проиграно. Для серьезных кругов твоя репутация безвозвратно потеряна.

- У меня родился интересный вопрос: галерею никогда не пытались обокрасть? В принципе, знаменитые собрания - и Лувр, и Эрмитаж - время от времени становились жертвами алчности соплеменников. А "Жильбел"?

- Хм, вы что-то прослышали или наобум?

- Честное слово, спонтанно!

- Как вы знаете, мы арендуем зал в Доме природы в Троицком предместье. Пару раз в год его приходится освобождать от картин - для зверей. И вот при такой "пересменке" охрана, сдавая смену, недосчиталась нескольких полотен. Они были срезаны ножом прямо с подрамников. Но утром еще ведь висели на месте! В общем, методом дедукции, как говорится, пришли к выводу, что рабочие, ухаживающие за зверями, их и вырезали, но вынести из здания пока не смогли. Точно. Нашли рулоны за клетками с животными. Фамилию художника не скажу, он и сам о происшествии ничего не знает. Холсты мы восстановили, реставрировали в лучшем виде.

- Отличный финал. А теперь, Валерий Яковлевич, я хотела бы внести для читателей ясность и рассказать, что вы возглавляете все огромное предприятие "Жильбел", которое шьет военную форму, а также создает к ней всю геральдику. На днях "Жильбелу" исполнилось 13 лет. Слышала, вас даже называют империей форменной одежды, знают за рубежом, верно? Очень необычный род деятельности. Здесь одной коммерческой жилки мало, нужны специфические знания. К чему веду? К кокардам, звездам, погонам, шевронам. Как все это создается в "Жильбеле"?

- Ручная работа. Удалось сохранить мастериц золотого шитья. Без нас, возможно, ремесло зачахло бы, как это произошло в России. Как вы понимаете, после распада СССР республика оказалась без собственной формы. Еле-еле наскребли средств, чтобы одеть белорусскую милицию, и то в камуфляжную. Достаточно агрессивно, правда? А функции милиции доброжелательные, она - не спецназ. Словом, с определенного времени "Жильбел" стал заниматься формированием концепции военной формы в республике. Дело важное, форма - имидж государства. Но совершенно новую форму создать нельзя, ее попросту никто не наденет. Следует учитывать исторические корни, традиции, менталитет. Белорусская военная форма естественно вытекает из советской и в то же время близка к европейским образцам. Впрочем, и военная форма подвергается влиянию моды. Мы готовим акцию: показ военных мод. Хотим, чтобы руководители силовых ведомств убедились воочию, как форма со временем подвергалась влиянию со стороны социальных и политических реалий.

- У вас много заказчиков? Силовики, по-моему, недолюбливают частников...

- Этот негатив давно переломлен. Госателье в городе тоже есть, но тот, кто хочет получить форму быстро и качественную, заказывает ее у нас. Скорость исполнения: сегодня - на завтра. И чем еще выгодно отличается "Жильбел" от других ателье: мы готовы экипировать человека с ног до головы. Шьем все: и летнее, и зимнее обмундирование. И атрибутику здесь же можно приобрести, а также ремешки, пуговицы, галстуки с эмблемой.

- Кстати, дорого ли стоит генеральская форма?

- Красивая одежда, не правда ли?.. Труда много, а стоит дешево. Это - нонсенс, но цены строго регулируются государством. При инфляции 12% цены разрешают пересогласовывать только на 1%. Совмин, с одной стороны, борется с банкротством, а с другой - останавливает развитие предприятий. Поэтому предприятия в республике не развиваются, а выживают. Нет прибыли - нет фонда развития. Наши же чиновники смотрят на прибыль отвлеченно, потому что сами никогда не были собственниками. Им кажется, что прибыль - это чей-то толстый кошелек. Очень примитивно. И пока экономикой управляют чиновники из прошлого, на прорыв надеяться нечего. Но они будут, думаю, держаться до последнего. Как Брестская крепость.

- Ученые утверждают, что сознание в обществе меняется только через три поколения... А вам самому не приходила в голову мысль поработать во власти или баллотироваться, скажем, в депутаты?

- Это неизбежный путь для деловых людей во всем мире. Управленцы, менеджеры на определенном этапе должны переходить в другую категорию. Когда и в нашем государстве такое станет возможным, это будет означать новый этап в экономике - период настоящего ее развития.

- Скажите, Валерий, кто из людей оказал на вас большое влияние?

- Хм, пожалуй, доктор Поль Брэгг и его книга о здоровом образе жизни. Вот уже 9 лет я каждый день в 6.20 утра прихожу в бассейн, а в 7.45 сажусь за рабочий стол. Домой подтягиваюсь к 10 вечера. Мне нравится жить в состоянии повышенного напряжения. Я не устаю от стрессов и "катастроф", я воспринимаю их иначе. Наблюдаю, что многие, кто работает со мной рядом, выдыхаются года через два. Удивляюсь... Я - не устаю.

- А старинный пистолет на стеллаже в кабинете - это еще одно ваше увлечение?

- Нет, это подарок и вообще, кажется, новодел: не старинный, а "под". Стоит перед глазами, потому что сувенир со значением. Это многоствольный капитанский пистолет, который использовался когда-то при бунтах на кораблях - чтобы палить в толпу.

- Ну и какое значение вы вкладываете в эту аллегорию?

- Демократия - это порядок, согласны?

- Попробуй возрази под дулом пистолета...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter