Как помирились Иван Иванович и Иван Никифорович

Н.В.Гоголь живее всех живых
Вчера в клубе им. Дзержинского популярная столичная антреприза «Никола–театр» — именное театральное заведение режиссера Николая Пинигина и агентства «Альфа–концерт» продюсера Евгения Ершова — представила после долгого перерыва очередную премьеру.

Действие «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Николая Гоголя тезка писателя Николай Пинигин, каждую работу которого мы рассматриваем в микроскоп — скорее от большой любви, чем от желания выудить промахи, — перенес в быт советского дачного поселка 70–х. Оттого вся эта и без того искрящаяся гоголевская история засверкала какими–то новыми оттенками и в сердце почти каждого взрослого зрителя наверняка защемила чистой нотой сладкой ностальгии. А как удержаться от нее, если старая аранжировка вступительных аккордов Георгия Свиридова к программе «Время» сидит не только в памяти у людей взрослых, но даже в подкорке последних советских пионеров, к коим себя причисляю? А стальной голос Ефима Копеляна из «Семнадцати мгновений весны», звучащий в спектакле? Как говорится, это наше всё.

Видимо, работа над популярным телевизионным проектом канала СТВ «Рожденные в СССР» для Николая Пинигина не прошла бесследно и он захотел перенести советскую эстетику на сцену. Покуражиться со старым идеологическим инвентарем, проветрить чулан с воспоминаниями. Получилась бодрая сатирическая история. Прием не нов — режиссер Кирилл Серебренников переносил действие «Леса» Островского в застойные 70–е. Помещица Гурмыжская в исполнении Натальи Теняковой там превращалась в томную вдову номенклатурного работника, выкуривавшую сигарету в три затяжки.

В спектакле Пинигина герои тоже имеют весьма конкретную социальную идентификацию: Иван Иванович (Виктор Манаев) — знаменитый в прошлом оперный певец, лауреат многочисленных премий (мотив, заметьте, вполне автобиографический, премий у Виктора Сергеевича действительно хватает), а Иван Никифорович (Сергей Журавель) — военный в отставке.

Признаюсь, было опасение увидеть актерские повторы. Все–таки компания Пинигин — Журавель — Манаев еще со времен «Арта» сбита прочнее любого садового товарищества. Но актеры играют без скидок на прошлые и нынешние заслуги. Привкуса междусобойчика, тусовки, собравшейся на случайный огонек, здесь нет и в помине. Начиная новой стрижкой Сергея Журавля, расставшегося со своими длинными до плеч волосами, и заканчивая рисунком роли — все здесь новое и совершенно свежее. Иногда даже забываешь, что это Гоголь. Только блестящие диалоги, шутки напоминают о первоисточнике. В тексте много вольных отступлений, не мешающих общему делу.

Разбавляют триумвират более чем достойные партнеры, с которыми тоже пройдены «огонь, вода и медные трубы». Актриса Купаловского театра Елена Сидорова смачно играет грубоватую жену Ивана Никифоровича. Для нее мужнино слово не обсуждается. Бутылку водки на дачный стол она приносит безошибочно, как кошка — мышь. Сам Николай Васильевич так писал об этой героине: «Она была неохотница до церемоний, и, когда у Ивана Никифоровича была лихорадка, она сама своими руками вытирала его с ног до головы скипидаром и уксусом. Агафия Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами... Она сплетничала и ела вареные бураки по утрам, и отлично хорошо ругалась...» В общем, как с типичной советской мещанки–дачницы списано.

Купаловец Сергей Кравченко образом интеллигентного рассказчика придает истории форму и законченность. Геннадий Фомин добавляет нужную порцию гоголевской чертовщинки. Играть такое со времен «Комедии» Фомину не привыкать.

В нынешнем спектакле смешались нравы и времена. И совсем неважно, что в центре конфликта — ружье, два мешка картошки, шинель, шесть соток земли, задетое самолюбие или соседский забор. Советский человек всегда за что–то цеплялся. Ему нужно было себя куда–то приложить, оформить свои претензии в материальном мире среди предметов и вещей. Без них ему было пусто, словно бы он всегда боялся заглянуть внутрь самого себя. О том, как искоренить этот страх, вовремя вспомнить о чем–то главном, мне кажется, и рассказывает новый спектакль «Никола–театра».

На снимке: Елена Сидорова (Агафия Федосеевна) готова угостить рюмочкой не только сценического мужа, но и всех зрителей.

Фото Александра Дмитриева.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter