Как подтвердить заграничный маршрут?

Со вчерашнего дня одной бюрократической процедурой стало меньше. В наши паспорта больше не будут ставить отметки о пересечении границы

Со вчерашнего дня одной бюрократической процедурой стало меньше. В наши паспорта больше не будут ставить отметки о пересечении границы. Госпогранкомитет их отменил. Что в общем–то логично. В компьютерном веке живем. В прошлом году завершилась автоматизация всех пунктов пропуска, и механическое штампование документов жителей страны, курсирующих за пределы родины и обратно, утратило актуальность. Отказ от штампов экономит время, чистые страницы в паспорте... Но как теперь будем отчитываться за заграничные командировки, спрашивают читатели, ведь раньше день пересечения границы определялся именно по отметке в паспорте на погранпереходе?


«Дата–штампы не ставятся только в паспорта граждан Беларуси. В документах иностранцев и лиц без гражданства отметка о пересечении границы будет, — подчеркнул Александр Тищенко, начальник пресс–центра Государственного пограничного комитета. — Аналогично, как правило, поступают наши коллеги в других государствах. Это означает, что отметку о пересечении вами, скажем, границы Польши сделают польские пограничники».


Давно обходятся без отметок все выезжающие по долгу службы в Россию. «Специалист получает задание нанимателя, командировочное удостоверение, на котором ставится печать принимающей организации (форма и язык значения не имеют — цифры понятны без слов) или в гостинице, — уточняет Ирина Котова, заместитель начальника Минского городского управления департамента госинспекции труда Минтруда и соцзащиты. — А факт пересечения границы подтверждается проездными документами с учетом расписания движения поезда, автобуса, самолета. Если едем на машине, то у водителя имеется путевой лист, который он отмечает в пункте назначения».


Кстати, маршрут можно и просчитать: зная расстояние и скорость, несложно вычислить время пути. Принимаются во внимание и косвенные документы. Допустим, в километре от границы со Смоленской областью вы заправили автомобиль, перекусили в кафе, купили жевательную резинку. Сохраните эти документы, возможно, они пригодятся для отчета о командировке. «До сих пор по определению даты пересечения границы жалоб и споров не возникало, — констатирует Ирина Котова и полагает, что их не будет и впредь, — дискуссии и взаимные претензии возникают лишь по поводу расхода топлива, суммам командировочных у «дальнобойщиков» и их нанимателей».


А как отчитываются за командировки те, кто часто путешествует по миру: журналисты, артисты, спортсмены?


Владимир Новицкий, спортивный комментатор:


— Полагаю, ездить за границу теперь будет удобнее. Хотя лично я особого дискомфорта не испытывал и прежде, несмотря на то, что пару раз паспорт таки пришлось обменять — из–за виз и штампов о пересечении границ свободные странички заканчивались скорее, чем хотелось бы. Но я по жизни человек внимательный, аккуратный и, если видел, что места для штампов осталось мало, шел в ОВИР и заполнял нужную анкету — порядок есть порядок...


Впрочем, в памяти всплывает одна история... Летом прошлого года паралимпийская сборная Беларуси участвовала в чемпионате мира, который проходил в бразильском Сан–Паулу. Я летел туда в качестве руководителя делегации и переводчика. И вот в аэропорту «Минск–2» один из наших титулованных легкоатлетов Игорь Фортунов, неоднократный паралимпийский чемпион и чемпион мира, обнаружил, что у него закончилось действие разрешительного штампа на выезд. Однако наши замечательные пограничники узнали во мне комментатора и предложили связаться с руководством пограничного комитета. По телефону я объяснил, что у нашего спортсмена–инвалида, который принес стране немало медалей, возникли проблемы. Нам пошли навстречу — в порядке исключения Игорю разрешили пересечь границу. И на чемпионате в Сан–Паулу он снова здорово выступил...


Ирина Артимович, директор Государственного симфонического оркестра:


— Раньше командировки у нас оплачивались как раз по таким штампам. Как правило, по возвращении с гастролей каждый музыкант лично пишет авансовый отчет, к которому прилагается ксерокопия паспорта вместе с той страницей, где проставлены штампы с датами пересечения границы. На основании этого и выплачиваются суточные. Нет такой страницы — суточные удерживаются. Командировочное удостоверение у нас одно на весь оркестр, на него без проблем ставят штампы прибытия–убытия в зарубежных филармониях... Впрочем, если гастроли коммерческие и филармония не несет расходов по выезду, отчеты сводятся к минимуму. Если же это дни культуры или международные фестивали, тогда каждый выезд за пределы страны сопровождается серьезным бумагооборотом. Но, к счастью, никаких накладок на моей памяти не случалось — все–таки за границей Государственный симфонический оркестр гастролирует давно и достаточно активно. Не знаю, сэкономим ли мы в связи с отменой штампов время на границе, но паспорта наверняка теперь станем менять реже (за годы гастролей практически все музыканты оркестра проделали эту процедуру, причем не однажды). И это радует.


А как у них?


Януш Грачиньский, корреспондент варшавского телевидения:


— С командировками у нас все проще, чем у вас. Отношения работодателя со своими сотрудниками строятся на взаимном доверии. Мы пишем заявление, в котором указываем, куда едем, на сколько дней и даты отправления и прибытия. Билеты на проезд можно купить за свои деньги. Так быстрее. Но если наличности не хватает, то мы просто называем начальству примерную сумму, которую нам и выдают. Конечно, проездные билеты сохраняем для отчетности.


Официальная сумма суточных на день командировки внутри страны — 23 злотых. Это около 15.000 белорусских рублей. Что касается заграничных поездок, то все зависит от того, в какую страну направляешься. Понятно ведь, что жизнь в США намного дороже, чем, например, в Монголии. Так что и деньги на проживание в разных странах калькулируются по–разному. Так, допустим, при командировании в Беларусь мы получаем 39 долларов на сутки. Естественно, отель и дорога рассчитываются отдельно.


Однако наше руководство всегда учитывает вероятность непредвиденных расходов. Бывает, что у тебя горит срочный репортаж или важная деловая встреча, а мест в гостинице попроще нет... Или билеты на поезд остались лишь класса «люкс» — то есть очень дорогие... По приезде мы всегда представляем чеки за питание и проживание — и деньги нам возвращают. Кстати, наше начальство знает, что сотрудники всегда придерживаются корпоративной этики. Я, например, никогда не выберу себе пятизвездочный отель — это привилегия руководства. Но в экстренных случаях опять же делаются исключения...


В отличие от постсоветских стран от нас на работе не требуют ни печатей на «командировках», подтверждающих, что в это время вы были именно в этом месте (собственно, и самих командировочных удостоверений нет), ни дата–штампов в паспорте. Последнее нужно скорее нам самим, если мы едем к вам в командировку. Штампы необходимы для регистрации в стране пребывания, как того требует ваше законодательство. Обычно иностранца регистрирует отель, реже — хозяева квартиры, где остановился их заграничный гость. В любом случае печать упрощает процесс. По ней сразу видно, когда именно я приехал.


Перемещаясь по Европе, мы формально даже паспорт можем оставлять дома. Сами понимаете — Евросоюз. Но страны, которые не входят в Шенгенскую зону, — совершенно другое дело. Штамп при пересечении границы — не пустая бюрократическая прихоть, а закон и политика государства. Нужно это уважать.


Бронислав Ясинский, экс–администратор сборной Беларуси по футболу:


— В Европе знать не знают, что значит отмечать командировочные удостоверения. Думаю, что никто из футболистов «Реала», «Ювентуса» и других топ–клубов никогда их в глаза не видел. Это все пережитки советских времен. Я часто работаю с приезжающими в Беларусь судьями из Европы. И никогда они меня не просили проставить им печати, чтобы отчитаться за поездку. Как они отчитываются? А им вообще не надо писать отчеты — их направляет на матчи УЕФА, который платит за все. Европейские национальные сборные также не отмечают командировки. До выезда их федерация футбола готовит приказ о поездке. Начальникам команд достаточно предоставить по приезде финансовый отчет, приложив к нему билеты на самолет и чек из гостиницы. Вот и все. Да и у нас такая же система. Бегать по стадиону и искать печать нет времени. Тем более что штампы о пересечении границы, которые ставят при въезде в страну назначения, являются основанием для отчета. Хотя мы никогда не делали ксерокопии паспортов, чтобы отчитаться за выезд. В сборной важным документом считался счет из гостиницы — его и относили в бухгалтерию. Плюс по возвращении в международном отделе нашей федерации футбола давали справку, где было указано, кто и когда пересекал границу. Ну и билет на самолет также считается основанием для отчета за поездку.


Справка «СБ»


Основные документы, которые сотрудник должен представить в бухгалтерию, вернувшись из загранкомандировки:


3 авансовый отчет;

3 командировочное удостоверение со штампами принимающей организации;

3 билеты на проезд;

3 счет за найм жилья;

3 документы, подтверждающие иные расходы, произведенные с ведома и согласия работодателя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter