Может ли медик выложить в интернет профессиональное видео и принять в подарок конфеты

Как подобает врачу

С недавних пор медики работают по правилам медицинской этики и деонтологии, утвержденным Минздравом. Постулаты официально зафиксированы в должностных инструкциях. Впрочем, эти высокие профессиональные каноны и раньше были негласным законом. Да — принципам гуманизма, милосердия, сдержанности, профессионализма, конфиденциальности и толерантности. Нет — формализму, бюрократизму, разглашению врачебной тайны, пренебрежительному отношению к кому бы то ни было при выполнении своих обязанностей... А если углубиться в частности? В вопросы, по которым мы, пациенты, регулярно затеваем целые дискуссии? Вот что отвечают эксперты.

Медик должен найти ключ к любому пациенту.
ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

Как медику уйти от конфликта?

Никто не спорит, работа медика — сама по себе стресс, порой в режиме 24/7. Ведь к нему идут с бедами, страхами,
Дмитрий Шевцов.
ФОТО АЛЕКСАНДРА СТАДУБА.
тревогами и даже нежеланием вообще принять болезнь. И Дмитрий Шевцов, председатель ОО «Белорусская ассоциация врачей», депутат Палаты представителей Национального собрания, уверен: пациент вправе требовать к себе особого отношения, внимания. Хотя белый халат тоже никак не защищает от внутренних проблем. По словам старшего преподавателя кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО Дины Марченко–Тябут, это может быть и синдром эмоционального выгорания, и выработавшийся с годами цинизм, и так называемая редукция профессиональных обязанностей, когда человеку все меньше хочется выкладываться. Как же тогда настраивать своего пациента на позитивный лад, найти душевный контакт, чтобы вместе, как учил еще Гиппократ, бороться с недугом?

Психологический курс в университете — это, конечно, хорошо, но на этапе студенчества, а дальше медик начинает нарабатывать собственный, не книжный, опыт, путем проб и ошибок. Тут–то и надо ему, если что, помогать — учить, как сглаживать конфликты, грамотно выводить себя из стресса... Таков сегодня новый подход. Минздрав уже утвердил целую концепцию — создание центров мониторинга и профилактики психологических рисков в работе медиков. Организовываться служба будет на базе других центров — симуляционно–аттестационных. Они при поддержке Всемирного банка активно развиваются, но если изначально были предназначены для отработки практических навыков и умений, то теперь к ним добавят и психологическую составляющую. Пилотные проекты начаты в Минске, Минской, Гродненской и Брестской областях. А всего к 2023 году откроют 22 центра: 17 — в медколледжах, 4 — в вузах и один в БелМАПО. Кстати, их работа поможет среди прочего более четко определить болевые точки.

Можно ли отблагодарить конфетами?

На этот вопрос Дмитрий Шевцов всегда отвечает: «Если каждый пациент захочет подарить доктору коробку конфет после выписки или к празднику, то у того, к сожалению, разовьется сахарный диабет. С другой стороны, ведь человек искренно хочет уважить. Как бы я поступил? Улучил бы 5 минут, чтобы коробку открыть и по конфетке попробовать с пациентом, если позволяет время — еще и чашку чая налить». Принципиальный момент: когда дарить? Если перед оказанием помощи, то, конечно, это будет расценено неправильно руководством, правоохранительными органами тем более. После — иное дело. И лучше не тет–а–тет. Хотите выказать признательность и уважение к медику — пусть об этом знают. Поэтому самый оптимальный вариант, считает Дмитрий Евгеньевич, — благодарственная запись в книге замечаний и предложений, письмо на имя главного врача, в вышестоящую инстанцию (комитет либо управление здравоохранения): «Потому что все благодарности, так же, как и все нарекания на службу, всегда зачитываются на общих планерках. И потом по итогам месячной работы, когда заседает комиссия по премированию, это обязательно учитывается».

Что медик не должен выкладывать в интернет?

Однозначно: свою профессиональную деятельность в присутствии пациента. Он может (с согласия администрации) прилюдно похвастаться поступившим в больницу новейшим наркозным аппаратом, полагает Дмитрий Шевцов. Или, наоборот, выложить технику «времен Очакова»: мол, смотрите, на чем мы до сих пор работаем... Но консультация, осмотр, операция — это часть врачебной тайны, это обнародовать запрещено категорически. Разве что можно коллегам показать снимки или видео, чтобы вместе обсудить сложный случай и найти выход. Еще, считают эксперты, медику не пристало выкладывать свои фото с сигаретой или подшофе, а то получается сплошное лицемерие: утром ты агитируешь за ЗОЖ, а вечером пускаешься во все тяжкие?

ИЗ ИСТОРИИ

Хотя нравственные основы медицины были заложены еще в эпоху античности, этику и деонтологию в разные времена понимали по–разному. Скажем, доктора старой школы у постели больного не разговаривали по–русски — только на латыни, чтобы он ничего не знал о своем состоянии. Врачебная тайна, а как же! А, скажем, домашний лекарь Бисмарка Швенингер проповедовал такую истину: «Врачом быть — значит всегда из двух сильнее быть!» Что, собственно, наглядно и продемонстрировал. Когда первый канцлер Германии в начале знакомства, поморщившись, заявил Швенингеру, что ему недосуг отвечать на вопросы, доктор отрезал: «Тогда лечитесь у ветеринара!» Бисмарк опешил, но сдался — в результате Швенингер вылечил его, на что уже никто не надеялся. Интересные профессиональные заповеди были и у легендарного русского доктора Петра Шатилова. Он учил своих студентов: бойтесь пациентов, которые могут утопить вас в потоке слов и бумажек, будьте с ними мудрее змия и кротче голубя.

КСТАТИ

По словам Ольги Маршалко, начальника управления кадровой политики, учреждений образования Минздрава, сейчас у нас в рамках электронного здравоохранения создается система персонифицированного учета медиков. В том числе речь о создании для каждого личного интернет–кабинета, с указанием информации об образовании, переподготовке, повышении квалификации, стаже и отзывами пациентов. Во многих странах именно это помогает выстроить рейтинг медработника. Врач с 10 годами стажа, высшей категорией и кучей восторженных отзывов и доктор, проработавший четверть века, но имеющий всего лишь вторую категорию и сплошные нарекания, — есть же разница? В общем, такой личный кабинет — и профессиональный стимул, и элемент здоровой конкуренции, и хорошая подсказка для пациента.

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter