Как поднять имидж транзита?

БЕЛАРУСЬ заняла 91-е место из 155-ти в рейтинге логистической инфраструктуры, составленном Всемирным банком. За 5 лет мы опустились на 17 позиций. Наша страна разместилась между Боливией и Сирией. Набрав 2,61 балла, мы обогнали Россию, занявшую 95-е место, но несколько отстали от Казахстана и Украины. Тройка лидеров рейтинга — Сингапур, Гонконг и Финляндия. Рейтинг составлялся по опросам представителей логистического бизнеса, каждый из которых оценивает по пятибалльной шкале инфраструктуру стран, с которыми работает чаще всего. Используются шесть показателей: таможенные процедуры, транспортная инфраструктура, логистические услуги, возможность проследить передвижение грузов, своевременность доставки и организации международных перевозок.

Средняя загруженность введенных в эксплуатацию логистических центров в республике не превышает 40 процентов

БЕЛАРУСЬ заняла 91-е место из 155-ти в рейтинге логистической инфраструктуры, составленном Всемирным банком. За 5 лет мы опустились на 17 позиций. Наша страна разместилась между Боливией и Сирией. Набрав 2,61 балла, мы обогнали Россию, занявшую 95-е место, но несколько отстали от Казахстана и Украины. Тройка лидеров рейтинга — Сингапур, Гонконг и Финляндия. Рейтинг составлялся по опросам представителей логистического бизнеса, каждый из которых оценивает по пятибалльной шкале инфраструктуру стран, с которыми работает чаще всего. Используются шесть показателей: таможенные процедуры, транспортная инфраструктура, логистические услуги, возможность проследить передвижение грузов, своевременность доставки и организации международных перевозок.

Сложный путь в Европу

Состояние инфраструктуры в нашей стране эксперты оценивают достаточно высоко. Довольно низкой выглядит оценка качества таможенных процедур. Плохо обстоят дела и со своевременностью поставок. По пунктуальности мы уступаем всем нашим соседям. Придется еще поработать и над качеством управления.

Кстати, транспортно-логистические центры должны быть заняты не только большегрузными автомобилями, но и выгруженными товарами. При этом ахиллесова пята, функционирования отечественной системы чрезмерный документооборот. В Литве, например, связанные с ним трудозатраты в пять раз ниже. Наш механизм, требующий учета товаров с указанием стоимостных показателей, отнимает у сотрудников много времени. Причем десятки реквизитов необходимо заполнять даже при кратковременном хранении грузов.

Для оформления товарно-транспортных документов, естественно, нужны дополнительные работники, что увеличивает издержки. Несоблюдение же этих норм законодательства грозит экономическими санкциями. Необходимость его корректировки уже признают и сами чиновники. Органами госуправления рассматривается возможность отмены заполнения логистическими центрами определенных реквизитов в товарно-транспортных документах, включая стоимостные показатели обрабатываемых грузов.

Вышеназванные и другие проблемы негативно сказываются на привлекательности отечественной логистической системы — загруженность более десяти введенных в эксплуатацию центров различной функциональности в среднем не превышает 40 процентов. Но что удивительно, строительство новых объектов не останавливается. В настоящее время инвестпроекты по их созданию реализуются на 29 участках из 36, предусмотренных Программой развития логистической системы республики на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров.

Как говорит начальник отдела организации логистической деятельности Министерства торговли Роман Рачковский, в инфраструктуру отрасли уже инвестировано свыше 1,8 триллиона рублей. Кроме того, вне рамок указанной программы планируется создание еще 9 логистических центров.

В то же время специалисты утверждают, что исключительно транзитных логистических центров у нас нет, за исключением предприятия «Белтаможсервис», где идут таможенная очистка и распределение грузов. Недавно эта организация начала растаможку на территории своих центров товаров из России. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что это пока практически единственный иностранный клиент, которого заинтересовала белорусская транзитная логистика. Даже россияне, по словам директора РУП «Белтаможсервис» Юрия Короля, к сотрудничеству подходят весьма осторожно. «Вы понимаете, какой это доход для государства? Хотя обработанный объем — это менее двух процентов возможностей «Белтаможсервиса».

Перспективы, конечно, вырисовываются, но до их реализации дело, увы, не доходит. Начнем с того, что наши партнеры по Таможенному союзу до сих пор не разобрались с принципом резидентства, согласно которому после контроля на внешней границе ТС товар можно растаможить только в стране регистрации импортера. Многие российские и казахстанские компании были бы не прочь открыть в Беларуси свои представительства, в том числе и в сельских сырьевых зонах, если бы на них проводилась таможенная очистка товаров.

Насколько мне известно, в Европе логистический бизнес строится по-другому. Он полностью разделен: там есть инвестиционные компании — группы собственников, которые создают оснащенный склад, закупают автопарк. Их бизнес — это сдача склада в аренду. А есть операторы, бизнес которых — именно логистика. Они предоставляют свои услуги на базе арендованных площадей, поэтому у них нет проблем с кредитной задолженностью. В этом и заключается один из секретов более дешевых, чем у нас, логистических услуг. Скажем, за счет структуры затрат по хранению оплата всех услуг в Прибалтике обходится примерно на треть дешевле, чем в Беларуси.

Пока еще нестыковки

Глобализация сделала выгодным географическое положение страны. Усредненная раскладка себестоимости товаров говорит сама за себя: около 10 процентов приходится на заработную плату, 15—30 процентов — сырье и комплектующие, остальные 60—75 процентов «съедают» издержки, связанные с перемещением продукции, хранением, доставкой конечному потребителю.

При такой статистике транспортная логистика становилась «палочкой-выручалочкой» для белорусской макроэкономики. Через страну проходят кратчайшие транзитные потоки, соединяющие добрую половину мира. Развиваться сфера логистики в республике начала всего 4 года назад, когда от разговоров о выгодном транзитном положении перешли к получению экономической выгоды. И результаты не заставили себя ждать. Так, в прошлом году общий объем транспортно-экспедиционных и логистических услуг составил около 1,6 миллиарда долларов, что на 0,4 миллиарда больше, чем в 2011-м. Причем свыше одного миллиарда долларов специализированные организации заработали на экспорте. В то же время выручка экспедиторов и логистов «остановилась» на отметке в 212 миллионов.

Традиционно активнее создаются логистические центры в Минской области, что обусловлено удобным расположением — недалеко от столицы и на пересечении двух международных транспортных коридоров. В «отстающих» значатся Гомельская, Гродненская и Могилевская области. Несмотря на подвижки, на заседании совместной коллегии Минторга и Минтранспорта и коммуникаций министр торговли Валентин Чеканов отметил: «Мы пока наблюдаем, что в нашей стране скорее ведется строительство складов большой площади, не увязанных в общую систему. Происходит это потому, что у нас нет общего подхода к работе центров как единого целого».

Пока специалисты разбираются с «внутренними» нестыковками, не стоит забывать о нестыковках внешних, ведь сегодня транзитный потенциал государств — членов ЕврАзЭС составляет порядка 220 миллионов долларов, а к 2020 году планируется, что этот показатель увеличится вдвое. И Беларусь должна быть готова не только пропустить через себя поток, но и заработать на предоставляемых услугах.

В связи с этим в заинтересованных ведомствах настаивают: следует отменить так называемый принцип резидентства. Суть его заключается в том, что грузы, следующие в Россию или Казахстан через Беларусь из третьих стран, не могут проходить у нас таможенное оформление, а следовательно, обрабатываться, храниться… Таким образом, резидент-грузополучатель не может растаможить груз в Беларуси без создания соответствующего предприятия, что значительно сдерживает развитие нашей транспортной логистики. Как считают в Минторге, решение этого вопроса должно быть увязано с разработкой механизма администрирования взимания НДС, размер которого в каждой стране свой.

Нерешенным остается и вопрос грузоперевозок из третьих стран на территорию Таможенного союза по разрешительному принципу. В идеале белорусы могли бы забрать груз из сопредельного государства и доставить его в пункт назначения, тем более что некоторые грузоотправители не желают «бить» свои колеса о пресловутые российские дороги. Чтобы предоставить такие услуги сейчас, отечественный тягач должен «перецепиться» с другим тягачом из России, и тогда без разрешения «принимающей» стороны груз из третьей страны будет ввезен на территорию нашей восточной соседки.

Правда, чтобы иметь российский тягач, надо открыть, скажем, в Смоленске транспортно-логистический центр, запустить туда несколько десятков машин, платить налоги. Вместе с российскими партнерами частично решена проблема перевозки грузов, растаможенных на территории Беларуси и следующих на восток. Так, поляки предоставляют нам право вывоза на 128 тысяч поездок. По подсчетам экспертов, решение проблемы перевозок из третьих стран позволит дополнительно обеспечить выручку от экспорта услуг в размере 150—200 миллионов долларов.

Вновь дело в кадрах

Развитие транспортно-логистических центров Беларуси должно идти параллельно с наращиванием транзитных потоков, сказал на днях глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков во время посещения транспортно-логистического центра «Минск-Белтаможсервис».

Он подчеркнул, что программа реализуется нормально. Хотелось бы большего, но, с другой стороны, нельзя строить центры, если нет соответствующих товаропотоков. По мнению Андрея Кобякова, основой для роста можно считать уже начатую реальную работу по Таможенному кодексу ТС. Также он напомнил, что транзит — это естественное географическое и стратегическое преимущество Беларуси в Таможенном союзе. «Но чтобы его реализовать, нужно работать, предлагать более широкий сервис, более конкурентные цены», — подчеркнул глава Администрации Президента.

Андрей Кобяков также сообщил, что в ближайшее время будет вводиться еще несколько логистических центров. «Это важно и с точки зрения выполнения параметров социально-экономического развития страны», — отметил он и напомнил, что в Беларуси была поставлена задача достичь положительного сальдо торгово-экономического оборота.

«По товарам у нас пока отрицательное сальдо на начало текущего года. Но за счет того, что растут услуги во внешнеэкономической деятельности, в общем итоге за первый квартал имеем положительное сальдо. Это хорошо влияет на ситуацию на внутреннем валютном рынке, на наши инвестиционные возможности», — добавил глава Администрации Президента. При этом Андрей Кобяков сказал, что именно создание транспортно-логистических центров — одно из направлений, которое дает результат в развитии услуг во внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, благодаря слаженной работе Государственного таможенного комитета и РУП «Белтаможсервис» Беларусь начинает привлекать транзитные потоки из других стран ТС. Растет число рабочих мест, обработанных грузов, увеличивается работа наших транспортных компаний. Но пока транспортно-логистические услуги «размазаны» по различным секторам экономики. А это существенный минус.

Развитие отечественной логистики также уперлось в тупик финансирования. Простой склад возвести не проблема: ангар нужных размеров можно скрутить за полгода. Логистический центр — сложный организм с высокой автоматизацией, который способен не только принять-отпустить товар и хранить его некоторое время, но и формировать необходимые партии, обрабатывать информацию, производить над продукцией ряд технологических и производственных операций… Словом, без специальных технологий тут не обойтись. А их в Беларуси пока нет.

Мировые стандарты предполагают, что на тысячу жителей должно приходиться 120 квадратных метров складских помещений класса «А» и «В». Будапешт этот показатель перевыполняет в 3 раза, Прага — в 6 раз. В Минске, и тем более в сельских регионах, он практически нулевой. Большинство складских объектов достались от прошлой экономической эпохи и современными по уровню сервиса их назвать сложно.

Словом, как ни крути, а без иностранных инвесторов при строительстве логистических центров трудно обойтись. Удовольствие это недешевое. Строительство объекта для обслуживания международных грузопотоков обходится в несколько десятков миллионов долларов. Плюс инвестиции в соответствующую инфраструктуру: дороги, гостиницы, автозаправки.

А еще и кадры… Для развития логистики в Беларуси требуется подготовить 3—5 тыс. квалифицированных специалистов. Об этом сообщил ректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Валерий Толкачев на международной научно-практической конференции «Современная логистика: состояние и перспективы совершенствования».

Валерий Толкачев подчеркнул, что работодатели, занятые в сфере логистики, отмечают нехватку квалифицированных кадров. «В Беларуси пять вузов занимаются подготовкой логистов, эта специальность востребована как на уровне руководящем, среднего звена, так и на уровне практической реализации, — сказал он. — В области образования необходимо многое сделать. Без творчески мыслящих людей логистика не будет развиваться».

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter