Как поднять авторитет власти?

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Сергей АНТУФЬЕВ размышляет о некоторых аспектах Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
— Сергей Владимирович, вы внимательно слушали Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Над какими аспектами социально-экономической политики России оно заставило вас задуматься? Что вызвало обеспокоенность?
— С первых слов своего Послания Президент обратил внимание на проблему снижения доверия общества к институтам государственной власти, ясно дал понять, что всем следует задуматься над сложившейся ситуацией. Основной причиной снижения доверия населения к власти, как следует из Послания, является коррупция. Это одно из главных препятствий для реализации экономических реформ, национальных проектов.
Кроме того, особую поддержку и понимание вызвали слова главы государства о том, что “давно пора прекратить из Москвы руководить строительством школ, бань и канализаций”. Это своеобразный показатель того, что федеральные органы государственной власти под флагом борьбы с коррупцией, обеспечения целевого использования средств слишком увлеклись процессом концентрации в своих руках всех функций государственного управления. Думаю, не случайно Президент сказал о необходимости “продолжить и процесс передачи полномочий”. Считаю, что глава государства сознательно сделал акцент на том, что сегодня идея по распределению властных полномочий по специфике и уровню решаемых вопросов пока, к сожалению, в полной мере не реализуется. Сосредоточение финансовых ресурсов и рычагов управления в руках федерального центра не принесло ощутимого положительного результата. Наоборот, как мы можем сделать вывод из Послания, Президент не удовлетворен ходом реализации федеральных адресных целевых программ, тем, как идут финансовые потоки из федерального центра в регионы. Думаю, что, говоря о борьбе с коррупцией и перераспределении полномочий, он тем самым связал эти две проблемы вместе.
— В Государственной Думе вы представляете Смоленскую область. Приведите “живой пример” того, как на практике идет разграничение полномочий между федеральным центром и конкретным регионом. На Смоленщине существует такая проблема?
— К закону 2003 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” депутаты Госдумы приняли поправку. Согласно ей, по решению регионального законодательного собрания исполнение данного закона можно отложить до 1 января 2009 года. Администрация Смоленской области и областная дума, по-моему, сделали правильный выбор. Они не стали откладывать реализацию норм федерального закона и уже сегодня сформировали многоуровневую систему местного самоуправления. Проделана огромная работа в области межбюджетных отношений. Поэтому считаю, что пожелание Президента о том, чтобы жизненно необходимые вопросы решались непосредственно на местах, в Смоленской области уже выполняется.
— Вы являетесь еще и членом Комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции. Какова ваша точка зрения как эксперта в этой области: децентрализация власти и разграничение полномочий между федеральным центром и регионами будет способствовать снижению коррупции или же, наоборот, вызовет ее рост на местах?
— По моему мнению, это будет способствовать борьбе с коррупцией и сокращению ее масштабов. И вот почему. Чем ниже уровень власти, чем чиновник ближе к населению, тем более прозрачным становится деятельность властных органов. Их представители работают на небольшой территории, они у всех на виду. В таком случае возможностей для коррупционных махинаций существенно меньше. Да, наверное, и соблазнов тоже.
— А почему ничего не слышно о масштабах коррупции в Беларуси? По крайней мере, если я не ошибаюсь, эта тема не становилась одной из доминирующих в Послании Президента Беларуси Александра Лукашенко Национальному Собранию и белорусскому народу. С чем это может быть связано?
— Очень сложно сравнивать ситуацию с коррупцией в России и Беларуси. У нас совершенно иные механизмы межбюджетных отношений. Беларусь — унитарное государство с высокой степенью централизации. Россия — это федерация, где каждый субъект имеет достаточно высокую степень свободы при принятии решений, в том числе и финансовых. Наверное, нельзя сбрасывать со счетов и фактор удачно выстроенной в Беларуси системы контроля исполнения принимаемых решений. В этом смысле нам есть чему поучиться у белорусов.
— Западные политические институты критикуют Беларусь за отступление от так называемых демократических стандартов. Мол, чиновники просто боятся брать взятки, и все держится на примитивном страхе. Так ли на самом деле обстоит дело или же это сознательное очернение эффективной системы государственного управления?
— Краски сгущают, как правило, политики, никогда не бывавшие в Беларуси. Рассказы о массовом характере репрессий и преследований чиновников являются домыслами и не имеют ничего общего с реальностью. Вместе с тем официальный Минск дает понять, что тот, кто нарушил закон, должен нести ответственность.
— Иными словами, вор должен сидеть в тюрьме...
— ...Независимо от того, какую должность он занимает. Это, по-моему, и является основой порядка, которому мы, в хорошем смысле этого слова, завидуем. А этот порядок, скажем, кое-кого не может не беспокоить.
— В своем Послании Президент говорил и о вопросах внешнеполитической деятельности России. В частности, он коснулся проблемы реформирования СНГ.
— Считаю, что глава государства продолжил мысль о том, что СНГ сегодня — структура, выполнившая на определенном этапе свою функцию. В настоящее время более перспективными являются межгосударственные объединения иного формата. Президент выделил Союзное государство, Евразийское экономическое сообщество и Единое экономическое пространство. Замечу, что во всех трех межгосударственных объединениях участвуют Россия и Беларусь. Тем самым Владимир Путин продолжил свою мысль о том, что если кого-то из членов СНГ что-то не устраивает в деятельности Содружества, это еще не повод для отказа от интеграционных процессов на постсоветском пространстве. “Сообща мы решаем проблемы, которые никто за нас не решит. При этом, — подчеркнул Владимир Владимирович, — реально видим, что многостороннее партнерство позволяет это делать с меньшими затратами, с большей эффективностью”.
— Какие проблемы, упомянутые в нынешнем Послании Президента, напрямую касаются деятельности депутатов Государственной Думы?
— Полагаю, каждый вопрос, затронутый в Послании, либо напрямую, либо косвенно касается деятельности Государственной Думы. Потому что вопросы демографии, повышения обороноспособности страны, борьбы с коррупцией будут эффективно решаться только в рамках существующего права, требуют принятия новых законодательных актов. Обозначенные Президентом направления решений названных проблем должны обрести свое содержание в федеральных законах.
Уже сейчас имеется ряд законопроектов, способствующих улучшению демографической ситуации в стране, повышению ее обороноспособности, борьбе с коррупцией, перераспределению полномочий между федеральным центром и регионами, органами государственной власти и местного самоуправления. То есть можно сказать, что профильные комитеты Государственной Думы получили “добро” от Президента на то, чтобы законопроекты, которые сегодня уже практически готовы, были рассмотрены и в ближайшем времени приняты.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter