На Международной машиностроительной выставке в Брно нашлось время и для бизнес-дня Беларуси

Как победить конкурента

На Международной машиностроительной выставке в Брно нашлось время и для бизнес–дня Беларуси
«Нужно мыслить понятиями XXI века», — говорит заместитель председателя Палаты депутатов парламента Чехии Войтех Филип во время белорусского бизнес–дня на Международной машиностроительной ярмарке в Брно. Эта выставка — крупнейшая в Центральной и Восточной Европе, проводится ежегодно с 1958 года, и белорусские компании участвуют в ней регулярно. Но наш бизнес–день в этом году — особенный по уровню представительства: пришел не только Войтех Филип, но и заместители министров промышленности и торговли и иностранных дел Чехии, и все говорят о «новой странице» в отношениях. Совсем недавно в интервью нашей газете об этом же говорил и министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек.

Международная машиностроительная выставка в Брно.

В Брно об этом говорили много, отмечая схожесть наших стран: и население у нас примерно одинаковое, и площадь, и структура промышленности чуть не на 80% совпадает, и Беларусь, и Чехия называют себя центром Европы. Из–за этой вот схожести нас интересует в первую очередь «углубление производственной кооперации», подчеркивает первый заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский. Хотя от цели увеличения товарооборота никто отказываться, конечно, не собирается. «Чехия входит в ЕС, Беларусь — в ЕАЭС, используя возможности, которые дают два этих союза, мы можем увеличивать товарооборот», — уверен замминистра. «Очень важно, что чешско–белорусские отношения не обременены неоплаченными долгами», — отмечает посол Чехии в Беларуси Милан Экерт, добавляя: — Беларусь всегда имела хорошее имя на чешском рынке». А потому к снижению товарооборота чехи относятся философски: «Конечно, это печально, но придет время, когда ситуация изменится, и снова начнется подъем», — уверен заместитель министра промышленности и торговли Чехии Иржи Колиба. Для того, чтобы это время настало как можно скорее, и проводили в Брно бизнес–день Беларуси, и участвовали в выставке наши предприятия.

Отправляюсь к стенду Барановичского станкостроительного завода. По словам начальника бюро отдела маркетинга Дмитрия Криворота, предприятие в Брно не впервые: «В прошлом году на этой выставке мы нашли заказчика по литью, с которым работаем до сих пор. В этом году хотим увеличить объемы экспортных поставок, найти новых заказчиков». Получается, уже познакомились с представителями польского предприятия: «Сегодня будем подписывать дополнительное соглашение на поставку штамповок на 2017 год. Ждем и представителей немецкой фирмы, с которой сотрудничаем, но хотим увеличить объем поставок практически в два раза». Я желаю им удачи, но не могу не спросить о трудностях, с которыми сталкиваются белорусские предприятия при продвижении своей продукции на международном рынке. «Много конкурентов, — вздыхает Дмитрий Криворот. — Хотя наше качество и сроки поставки соответствуют европейским требованиям, наша серийная продукция оказалась сейчас не слишком востребованной. Раньше объемы производства были больше, было больше возможностей. А сейчас — конкуренция».

— А что нужно для того, чтобы в этой конкуренции выиграть? — спрашиваю.

— Снижать себестоимость продукции. А для этого нужно перевооружаться, нужно высокопроизводительное оборудование, над этим мы сейчас и работаем. Собираем объемы продукции, чтобы под них закупить оборудование.

Желаю Барановичскому станкостроительному заводу больше заказов и иду в другой павильон, где выставляется Белорусский металлургический завод. По прихоти судьбы стенд БМЗ соседствует со стендом «Арселор Миттал», крупнейшей металлургической компании мира. Такое соседство кого угодно может смутить, но наши держатся крепко: «Мы лучше!» — одновременно восклицают Алексей Мельников, заместитель директора отдела продаж БМЗ, и Наталья Новикова, директор компании «БМЗ Польска».

У стенда БМЗ. Крайние справа — Наталья Новикова, Алексей Мельников и Владимир Чаус.

Конкуренция наших пугает не слишком. «Мы единственные такие, — говорит Владимир Чаус, заместитель начальника отдела маркетинга. — Только у нас есть полный цикл производства, начиная с выплавки и заканчивая производством металлокорда для шин». В прошлом году БМЗ продал в Чехию продукции на 20 млн долларов, а в Брно ездят из года в год: «В Чехии эта выставка крупнейшая машиностроительная, здесь четверть нашей целевой аудитории. К тому же мы сейчас реализовали самый крупный инвестиционный проект в Беларуси, построили новый прокатный цех, что позволило нам полностью закрыть производство полуфабрикатов и перейти к выпуску высокотехнологичной продукции. Фактически последние три года мы работаем на таких выставках, чтобы завоевать клиентуру по новым продуктам».

Опять киваю на соседний стенд «Арселор Миттал» и спрашиваю о конкурентах. «Мы не хуже однозначно, — заверяет Владимир Чаус. — Ни по качеству, ни по ценовым параметрам, ни по сервису, который оказываем клиенту. Наши преимущества: широчайший спектр продукции и хорошая товаропроводящая сеть». В разговор вступает директор предприятия «БМЗ Польска» Наталья Новикова: «Нас сравнивают с самыми лучшими европейскими производителями. Но жалуются на высокие цены». Оказывается, по некоторым позициям продукция БМЗ дороже «Арселора». Поэтому БМЗ, как и Барановичский станкостроительный завод, ищет возможность снизить себестоимость и завоевать новых клиентов. Хотя Наталья Новикова вздыхает: «Всегда найдется тот, кто привезет продукцию из Китая и будет самым дешевым на рынке». Китай, кстати, в этом году на Международной машиностроительной выставке в Брно — почетный гость с отдельной национальной экспозицией. Конкуренция становится все более жесткой.

Cказано

«Беларусь является важным игроком на международном рынке и играет по правилам. Мы с удовольствием будем участвовать в тех проектах, которые вы будете предпринимать где угодно в мире».
Заместитель министра иностранных дел Чехии Мартин Тлапа.

«Беларусь — один из самых серьезных наших партнеров. Я не могу вспомнить ни одного страхового случая, который выставил бы Беларусь в негативном свете. Беларусь — очень надежный партнер».

Заместитель министра промышленности и торговли Чехии Иржи Колиба.

Брно.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 200 (25082). Вторник, 18 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter