Зачем дружить с артистами и почему аккомпанируют всегда только на рояле? На вопросы о своей профессии отвечает концертмейстер хора Большого театра оперы и балета Беларуси Полина Задрейко.
– При работе в театре главное условие – любить музыку на всех ее уровнях
1 Итак, хочу стать концертмейстером. С чего мне начать?
– Самое главное – это любовь к музыке и грамотный педагог, который привьет интерес к будущей профессии. Мне посчастливилось, нашелся преподаватель, который увлек меня музыкой, и я до сих пор ею живу.
2 Как объяснить бабушке, кто такой концертмейстер?
– Это человек, который исполняет произведение на рояле вместе с певцом или другими инструментами. Так вроде немного понятнее, да?
3 Концертмейстер и аккомпаниатор – это разные люди?
– Со словом «аккомпаниатор» мы сталкиваемся не слишком часто. Так нас почему-то называют, когда мы, еще не окончив академию музыки, начинаем работать в музыкальных школах. Даже не знаю, с чем это связано. Обижает ли? Нисколько. Хотя, на мой взгляд, концертмейстер звучит чуточку значимее и приятнее. Концертмейстер все-таки играет большую роль во время подготовки к спектаклю. Оперные спектакли солист исполняет с оркестром, а вся подготовительная работа проводится в классе под руководством концертмейстера. Он не просто аккомпанирует, он в эти моменты еще становится учителем, помощником и правой рукой артиста.
4 Почему аккомпанируют всегда только на рояле?
– Может, скажу громко, но рояль – это король всех музыкальных инструментов. Кроме того, считается, что только на рояле можно воссоздать всю ту палитру звуков, которую оркестр передает большим количеством инструментов.
5 Можно репетировать без концертмейстера?
– Можно, но не нужно. Конечно, есть вариант все выучить самостоятельно, но полностью погрузиться в музыку, представить ее краски и оттенки без концертмейстера вряд ли возможно.
6 С руководителем хора (хоровым дирижером) нужно дружить?
– Обязательно. Как и в любом большом коллективе, в театре важны взаимопонимание и работа сообща. В оперном спектакле задействовано огромное количество людей: оркестр, дирижер, солисты, хор… И чтобы все это работало, взаимопонимание должно быть и в классе, и вне его. Спектакль идет один раз вечером, а работа в классе – каждый день на протяжении многих месяцев. Поэтому нам всем обязательно нужно жить дружно.
7 Кто важнее: хормейстер или концертмейстер?
– Конечно, хормейстер. Во-первых, это руководитель. Во-вторых, опытный человек, к мнению которого нужно прислушиваться, а его авторитету – доверять. Работа концертмейстера зачастую черновая: выучить материал, подыграть, а хормейстер слышит всю картину целиком.
8 Сколько партитур можно запомнить наизусть?
– Я знаю на память штуки две-три. И это при условии постоянной работы с хоровыми партитурами.
9 А надо их вообще заучивать?
– Нет. Скорее их просто нужно хорошо знать. Ноты – главный помощник концертмейстера.
10 Как играть и одновременно следить за дирижером?
– Ну, не третьим глазом, но боковым зрением так точно. Все мы люди творческие, и у каждого может возникнуть порыв интерпретировать произведение по-своему, сделать ускорение или, наоборот, замедление… Поэтому периодически нужно посматривать на дирижера и контролировать музыкальный процесс.
11 Если кто-то из солистов просит остаться после занятий в классе и подыграть, обязательно соглашаться?
– Я такой альтруист, да еще влюбленный в свое дело, что никому и никогда не отказываю. При работе в театре главное условие – любить музыку на всех ее уровнях. Если ты с этим соглашаешься, то ответ на вопрос очевиден.
12 Концертмейстер может заменить дирижера?
– Только на определенных этапах. За пульт стать в концерте или спектакле, конечно, не может. Здесь как минимум нужен навык дирижирования, этому надо отдельно учиться. А провести репетицию без хорового дирижера в принципе можно. Но на моей практике таких случаев пока еще не было. Другое дело – работа с молодыми ребятами, которые только пришли в труппу хора. Тогда мы занимаемся с ними без хормейстера. Но это не огромный коллектив, человек пять-десять.
Как и в любом коллективе, в театре важны взаимопонимание и работа сообща
13 Какой карьерный рост у концертмейстера?
– Для меня карьерный рост – это больше про различные стажировки, концертные проекты, участие в конкурсах. Считаю их очень полезными. С каждым годом уровень творческих состязаний все выше и выше, а соперничать с профессионалами всегда приятно. Еще при желании можно переучиться и стать симфоническим дирижером. В Белорусской государственной академии музыки есть возможность получить второе высшее образование на базе первого. Специальностей три: «композиция», «пение» и «дирижирование». То есть, если поставить цель, можно стать дирижером – и это тоже будет своеобразный карьерный рост.
СПРАВКА «ЗН»
Полина Задрейко. Родилась в Минске. В 2019 году окончила Белорусскую государственную академию музыки по специальности «фортепиано», в этом году – там же магистратуру. С 2019-го – концертмейстер хора Большого театра.
leonovich@sb.by,
Фото из личного архива Полины Задрейко
Как объяснить бабушке, кто такой концертмейстер и почему аккомпанируют всегда только на рояле? Полина Задрейко отвечает на вопросы о своей профессии
Как по нотам
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.