Фелипе Массе уже 35. Старик? Ну если только по паспорту. Его «формульная» биография берет начало с 2002 года, когда Масса впервые появился в команде «Заубер». Сегодня, по прошествии почти полутора десятков сезонов, Фелипе уже не выглядит слегка шальным бразильским мальчишкой, который, наряду с нестабильностью выступлений, тогда показывал еще и незаурядный талант. Недаром же его взяли в «Феррари» сначала тест-пилотом, а затем и напарником легендарного Михаэля Шумахера. В 2008 году Фелипе едва не стал чемпионом мира, побыв в этом звании полминуты, пока до финиша не доехал Льюис Гамильтон, которому в конечном итоге и досталось тогда это звание. Сегодня Масса — это уже ветеран, но он по-прежнему быстр и заметен на трассах.
В 2002 году Фелипе стал пилотом «Заубера».
|
|
— Фелипе, в этом году у тебя хорошая стабильность выступлений. Почти в каждой гонке ты не просто финишируешь, но и зарабатываешь очки. Но сколько еще нужно ждать болельщикам твоего первого подиума в этом сезоне?
— То, чего я сам жду от моих выступлений, так это первого подиума. Но гонка — это всегда борьба. Все знают, что это нелегко, я бы даже сказал, очень трудно. Но по результатам последних двух чемпионатов наша команда «Уильямс» была третьей, сейчас идем четвертыми. Легко подсчитать, что при таком раскладе подняться на подиум — это очень трудно. Но я не говорю, что это невозможно.
— Сегодня уже позади четвертая часть гонок. Можешь ли ты сказать, что доверяешь своей машине?
— Доверять — доверяю, но пока еще не было возможности финишировать в первой тройке. Простая арифметика: «Мерседес» и «Феррари» очень быстры. «Ред Булл» тоже показывает хороший темп. А это уже шесть болидов перед нами.
— Но у тебя большой опыт, он ведь тоже дает преимущество.
— Да, опыт помогает, но к опыту нужно еще обязательно добавлять быструю машину, чтобы добиваться высоких результатов.
— В нынешнем пелотоне есть 5 чемпионов мира, 2 вице-чемпиона и целая череда молодых талантливых пилотов. Если сравнить с эпохой твоего дебюта в «Формуле-1», то скажи, когда было проще и интереснее гоняться, — тогда или сейчас?
— Я думаю, что в «Формуле-1» всегда было трудно побеждать. Ведь здесь самая элита гонщиков. И всегда многое зависело от болида. По-настоящему определить, кто из пилотов сильнее, и тогда, и сейчас можно только на одинаковых машинах. А по поводу интереса гоняться мне кажется, что одинаково интересно и тогда, и сейчас.
— И все же 5 чемпионов в пелотоне.
— Да, это немало — и это хорошо. Но я думаю, что уровень нынешнего чемпионата настолько высок, что почти все из действующих сегодня пилотов «Формулы-1» способны побеждать в гонках, если у них будет быстрая машина.
— Сегодняшний регламент «Формулы-1» очень жесткий. Правила слишком сложны, чтобы их выучить с первого раза тем, кто только что пришел поболеть за команду или пилота. Может быть, эти правила следует упростить?
— На мой взгляд, пусть все так и остается. Да, «Формула-1» в целом очень сложная дисциплина. И мне нравится, что здесь все сложно. И чтобы в этом разбираться, нужно всерьез заинтересоваться. А если вам не до того, то, значит, это не ваш спорт.
— Что из двух систем защиты головы пилотов, предложенной как новшество на следующий сезон, тебе больше нравится?
— Главное, чтобы они соответствовали главному требованию: повышению безопасности пилотов во время аварий. Из этого и следует исходить при выборе.
— События этого сезона показали, что в своих оценках действий соперников пилоты стали все чаще прибегать к ненормативной лексике. А порой и к грубым оскорблениям, причем иногда это слышно в эфире. Может быть, стоит проводить гонщикам инструктаж по поводу этикета общения?
— Я не считаю, что здесь надо что-то менять. Мы живем в мире, где употребляются жесткие выражения. Главное, чтобы это не попадало на телевидение. А за этим следят, и когда пилот говорит что-то более жесткое, чем надо, его голос заменяют сигналом. Люди должны понимать, что из себя представляет опасный мир гонок «Формулы-1». И в порыве эмоций могут срываться некоторые слова. Главное, чтобы это не было нормой во время прямых интервью на телевидении.
— Насколько ты активно пользуешься интернетом для контактов с болельщиками? Помогают ли тебе социальные сети в этом плане?
— Конечно, я использую интернет, и это большая помощь для общения с теми, кто любит «Формулу-1». Люди лучше узнают мир гонок, это помогает им больше разбираться в гонках.
— А в какой степени ты свободен в плане общения в интернете? Есть ли у тебя ограничения со стороны команды, что можно говорить и чего нельзя? И как это контролируется?
— Ограничения, скорее, морального плана. Я не могу да и не собираюсь говорить что-то плохое о команде. У меня для этого нет оснований.
— То есть уважительное отношение должно сохраняться...
— Конечно. В жизни уважение должно сохраняться во всех отношениях.
— Фелипе, у тебя много поклонников в Беларуси. И они волнуются, как сложится твоя карьера в следующем сезоне. У тебя уже есть какая-то ясность в отношениях с командой?
— Я еще не знаю. У меня нет на следующий год контракта с «Уильямс», и я не знаю, что еще может случиться. Может быть, останусь в команде, может быть, уйду в другую, а может, и уйду в другой чемпионат. Еще ничего не ясно.
— Но по состоянию здоровья, по скорости реакции ты еще мог бы гоняться в «Формуле-1»?
— В этом плане я себя чувствую готовым продолжать гоняться на все 100.
Андрей БЫЛИНА