Экспорт сельскохозяйственной продукции по итогам года планируется увеличить на 7,1%

Как по маслу

Прошлый год для наших фермеров и переработчиков выдался удачным: поставки на внешние рынки заметно увеличились. Белорусские «прысмакі» появились на полках магазинов 8 новых стран, где раньше никогда не присутствовали. О расширении продовольственного кейса и географии поставок, инвестициях в отрасль и самых перспективных направлениях развития АПК говорили эксперты из разных стран во время II международного форума «Беларусь аграрная».

Главная задача аграриев на ближайшие годы — выпускать продукцию самого высокого качества.
Фото aston.ru

Начнем с приятной цифры: по итогам прошлого года экспорт сельхозпродукции увеличился на 16 процентов. Аграрии и переработчики заработали в казну более 4,9 миллиарда долларов. Планка на этот год поставлена не менее амбициозная и серьезная: нарастить поставки на внешние рынки еще на 7 процентов. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов не скрывает: будет непросто, конкуренция увеличивается, и производителям необходимо активнее работать над диверсификацией поставок.

Впрочем, серьезный задел для этого уже есть: например, существенно изменилась структура экспорта в Китай. До прошлого года почти 70 процентов сельхозэкспорта в эту страну составляло сырье — кожа, пушнина, льноволокно. Доля готовой продукции была незначительной. Минувший год стал переломным: поставки готовой продукции (в частности, молочной) выросли с 11 до 64 процентов. Например, прямо на полки китайских магазинов поставляется ультрапастеризованное молоко. За последние два года практически все молочные предприятия в стране получили сертификат на поставки своей продукции в Китай. В планах на этот год — реализовать договоренности и контракты на 114 миллионов долларов. Помимо молочки, большие перспективы на китайском рынке и для производителей говядины и мяса птицы. Напомним, уже сертифицированы 2 производителя на экспорт говядины, а в этом году китайский рынок должен открыться для пяти птицефабрик. Первые поставки нашей курятины, как надеются в министерстве, могут начаться в середине года.

Что касается стран Евросоюза, поставки туда удалось увеличить на четверть. Алексей Богданов напоминает о сложностях, связанных с таможенными пошлинами:

— Европейский рынок для нас очень сложный. В первую очередь именно из-за высоких таможенных пошлин. Молочная продукция, например, увеличивается в цене в два раза. Тем не менее сегодня мы ведем переговоры с Европейской комиссией по сертификации мяса птицы, расширению списка молочных предприятий и возможности транзита животноводческой продукции в порты Клайпеды.

Главная задача аграриев на ближайшие годы — выпускать продукцию самого высокого качества, которую можно дорого продавать и вкладывать деньги в развитие. Такую цель обозначил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун. По его оценке, ставку стоит сделать в том числе на развитие кормовой базы. Обеспеченность дешевыми кормами позволит стране получать молочную продукцию с низкой себестоимостью и наращивать экспортный потенциал.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter