Как по маслу!

На автозаправках появится рапсовое топливо
На автозаправках появится рапсовое топливо

Заливая в бак машины солярку, водитель может и не знать, что вместо обычного дизельного топлива он уже пользуется биологическим. Разницу на глаз не определишь, а подсказкой станет разве что зеленая маркировка на колонке. Идут последние приготовления, чтобы новое горючее поставить на промышленный поток и сделать его доступным для всех автолюбителей.

Единственная в стране установка по переработке рапсового масла в топливное сырье действует на ОАО «Гродно Азот». Первую пробную продукцию здесь выпустили еще в начале августа, теперь же выдают в сутки по 7 тонн — максимальная мощность. Главный инженер предприятия Андрей Сиротин держит в руке бутылку с коричневой жидкостью с приятным запахом и поясняет некоторые тонкости технологии: «Чтобы получить биотопливо, надо масло смешать с метанолом, который производится в стране только на ОАО «Гродно Азот». Именно по этой причине мы всерьез взялись за новый вид продукции».

Альтернативное топливо, конечно же, появилось не сегодня. Во многих странах мира ученые ищут замену продуктам нефтепереработки. В Италии, например, перетирают виноградные косточки. Для Беларуси же самой подходящей культурой является рапс. «С одного гектара можно получить 3 тонны семян, а из них выжать тонну масла. После обработки метанолом на выходе получится тонна сырья, — сыплет цифрами заместитель начальника управления перспективного развития и инвестиций концерна «Белнефтехим» Георгий Ушкевич. — Затем оно смешивается с соляркой, «рапсовая» доля при этом составляет всего 5 процентов, что соответствует европейскому стандарту».

Андрей Сиротин считает дело весьма перспективным: на Минском моторном заводе успешно прошли испытания гродненского биотоплива. От обычного, дизельного, оно отличается меньшим количеством токсических веществ, при сгорании не так сильно дымит, да и детали лучше смазываются. Сейчас проверку проходит солярка с 30–процентной биодобавкой.

Генеральный директор ОАО «Гродно Азот» Александр Радевич убежден, что интерес к альтернативному энергосберегающему топливу будет расти: «Наша установка рассчитана на 2 тысячи тонн в год, но это только начало. Через год планируем запустить новое оборудование мощностью 60 тысяч тонн. Потребности же страны в два раза больше».

В концерне «Белнефтехим» говорят о расширении производства: вторым предприятием по выпуску биогорючего будет могилевское «Химволокно». В каждой области определят опорные нефтебазы по его хранению. До конца декабря «рапсовая» солярка поступит на 15 автозаправочных станций Гродненщины. Ее цена будет на 10 процентов ниже, чем обычной.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter