Как платить будем?

1 сентября сродни Новому году - от родителей ждут подарков.
1 сентября сродни Новому году - от родителей ждут подарков. Приятно, конечно. Вот только, изрядно раскошелившись на обновки, ручки-тетрадки и прочие канцтовары для детей, многие папы и мамы в панике пересчитывают оставшиеся деньги - хватит ли еще и "на нужды школы".

В том, что скидываться придется, - никаких сомнений! Ведь этих самых нужд с каждым годом все больше. Кабинет отремонтировать - родители; парты ребятишкам маловаты - пусть скинутся и купят; доска новая нужна - как говорится, любой каприз за ваши деньги; ну а уж по 20 тысяч с класса на краску для школы и по 5 на очередные занавески - вообще святое дело. И попробуй не поучаствуй! "Это для ваших же детей", - причитает школьная администрация. А что ей остается делать? Еще пару лет назад нехватку мебели, осыпающуюся штукатурку или непокрашенные полы она могла объяснить отсутствием бюджетных денег, нынче этот аргумент во внимание не принимается, у проверяющих из районной администрации одно резюме: плохо работаете с родителями...

Школа все чаще напоминает широко раскрытый полупустой кошелек. На дне - то, что досталось ей от 6 процентов ВВП, примерно такая сумма выделяется из бюджета на нужды образовательной сферы; сверху - то, на что удалось "сподвигнуть" родителей. Процесс этот в высшей степени деликатный, потому что "сподвигнуть" надобно так, чтобы инициатива исходила совсем не от директора или учителя, а от самих пап и мам. Иначе не добровольные пожертвования получатся, а обыкновенное вымогательство. Чего лукавить, именно так зачастую и расценивают бесконечные школьные поборы родители.

Спору нет, без финансовой поддержки со стороны школе сегодня не обойтись. Но чем больше появляется у нее внебюджетных средств, тем больше становится "непоняток": собирают "слишком много" и не "на то", а все ли тратят по назначению - вообще неизвестно. Скажем, почему деньги сдавали на видеомагнитофон для школы (то бишь для детей), а тот оказался в личном пользовании директора?

Большие надежды на то, что финансовая жизнь школы станет прозрачной, связывают с попечительскими советами, положение о которых не так давно утвердило Министерство образования. Собственно говоря, в некоторых учебных заведениях они существовали и прежде, теперь же будут создаваться и работать на законных основаниях. Одна из основных задач совета -привлечение внебюджетных средств и контроль за их целевым использованием, что подразумевает содействие укреплению материально-технической базы учебного заведения, помощь ребятам из малообеспеченных семей, поддержку одаренных детей, участие в организации научных конференций, культурных мероприятий. Причем добровольные взносы и пожертвования от физических и юридических лиц должны зачисляться на банковский счет учреждения образования.

Казалось бы, дело за малым: эти самые попечительские советы быстренько сформировать - и разбогатеет тогда школа в одночасье. Увы, не все так просто. Одно из непременных условий существования попечительского совета - наличие в его составе людей успешных, известных, безусловно, богатых. VIP-попечителей на все школы однозначно не хватит...

Еще один немаловажный нюанс: спонсорство должно быть выгодно, престижно. Это аксиома. К примеру, в Москве (а в России попечительские советы в 2003 году должны появиться при всех учреждениях образования) средства, которые предприятие внесло на организацию спортивных, массовых и некоторых культурных мероприятий, изымаются из части его налога на прибыль. У нас, как на днях признал министр образования, система поощрения спонсоров пока не отлажена. Тем не менее школам настоятельно рекомендовано "работать в этом направлении". Чем в итоге может обернуться заманчивая сама по себе идея попечительства? Не исключено, что очередным штурмом родительских карманов, которые у многих и без того довольно тощие. Говорите, финансовые пожертвования на нужды школы - дело сугубо добровольное? Безусловно, но у нас много чего добровольного постепенно превращается в добровольно-принудительное. Тем более когда речь идет о детях.

Впрочем, дело не только в деньгах. Государство фактически признало, что в одиночку ему с проблемами образования не справиться. И с этой точки зрения попечительство - возможность построить в образовательной сфере партнерские отношения с гражданским обществом. Но готово ли государство поощрять самостоятельность школы, а родители - больше ей доверять? Ведь одно дело, если попечительский совет станет неким фискальным органом, контролирующим директора школы, и другое - если будет отстаивать интересы школы перед властью. А это уже совершенно новая - общественная - система управления образованием.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter