Как переучиваться бизнесу

Насыщение рынка труда в Беларуси только видимое.  Специалистов много, но ощущается недостаток в профессионалах. Особенно в области маркетинга и менеджмента.

Насыщение рынка труда в Беларуси только видимое.  Специалистов много, но ощущается недостаток в профессионалах. Особенно в области маркетинга и менеджмента. На узкие специализации — логистика, мерчандайзинг, управление продажами, бренд-менеджмент — спрос в несколько раз превышает предложение.

По оценкам руководителя проекта газеты «Работа сегодня» Юрия Зыгмантовича, на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой грамотных профессионалов  в сфере организации деятельности зачастую ищут именно по рекомендациям. Однако принцип «сарафанного  радио» часто не приносит результатов – круг профессионалов в сфере бизнеса ограничен. Услуги кадровых агентств также не всем подходят: специфика каждого предприятия индивидуальна, и, соответственно, навыки специалистов должны быть «заточены» под отраслевые особенности. Остается акцентировать внимание на «выращивании» собственных кадров. 

Образовательных программ по бизнес-наукам сегодня немало. Если судить исключительно по рекламе — тренинги, семинары, курсы повышения квалификации и переподготовки... Однако, как отмечают специалисты консалтинговых агентств, большинство подобных курсов полезны только в качестве ознакомления. Но для успешной практической работы такого образования явно недостаточно, да и квалификация самих тренинг-преподавателей нередко сомнительна. Для качественной подготовки специалиста необходимо 1—3-годичное обучение. Зачастую с отрывом от производства. Да и само обучение стоит немалых средств – до 10 тысяч долларов. 

— Повышение квалификации менеджеров и специалистов должно осуществляется в системе последипломного профессионального бизнес-образования, — уверена Ирина Белова, руководитель департамента менеджмента бизнес-школы ИПМ. – Правда, традиционные технологии и программы в бизнес-образовании нередко подвергаются всесторонней критике. Одни считают: в таких программах доминирует теория, другие, наоборот, упрекают в недостатке научности и поверхностности, третьи — в стремлении пройтись галопом по Европам. Сегодня пересматривается сама традиционная модель бизнес-образования. Например, многие эксперты считают, что доступ к управленческому образованию должен быть открыт только практикующим менеджерам, отобранным по их реальным достижениям. Также достаточно распространено мнение, что управленческое образование и практика должны проходить параллельно. 

Современные руководители компаний уже поняли: для успеха бизнеса и собственной карьеры необходимо вкладывать деньги в образование. Но одно дело – посещать курсы, потому что «так надо» или «модно», и совершенно другое – разработать четкую концепцию образования менеджеров на собственном предприятии, чтобы повысить результативность их работы. 

— Перед тем, как принять решение о подготовке определенных специалистов, необходимо определить, какие недостатки в работе компании нужно устранить, что можно усовершенствовать и по какому направлению ощущается дефицит знаний у сотрудников, — продолжает Ирина Белова. — Сейчас набирает популярность корпоративное обучение сотрудников. Преподаватели-тьиторы составляют программы, ориентированные на решение проблем конкретного предприятия. Во-первых, стратегии и тактике управления персонал обучается в команде единомышленников; во-вторых, подготовка, направленная на решение проблем, способствует повышению мотивации персонала. 

В мировой практике все больше компаний переходят к концепции непрерывного обучения персонала. Постепенно такие технологии проникают и в Беларусь. Иметь собственный резерв специалистов выгоднее, чем брать неподготовленного человека с улицы. 

Согласно исследованиям, только один хорошо обученный мерчандайзер или специалист по логистике «окупается» за полгода – за это время он способен существенно увеличить прибыльность родной компании. Например, статистика свидетельствует: покупатели совершают на 13 процентов больше покупок в магазинах, где мерчандайзинг продукции безупречен. По некоторым оценкам, сокращение логистических издержек на 1 процент эквивалентно почти 10-процентному увеличению объема продаж фирмы. Поэтому экономить на подготовке таких специалистов невыгодно. 

Есть в подготовке собственных кадров и подводные камни. Конкуренция между предприятиями, борьба за ценного сотрудника — жесткие. Специалист, на обучение которого была затрачена немалая сумма, через некоторое время может перейти в другую организацию.  Угроза «утечки мозгов» иногда сдерживает руководство предприятий от инвестиций в развитие своего персонала. 

Справка «Р» 

Определения «мерчандайзинг», «логистика» имеют несколько значений и могут отличаться в понимании. Логистика – это инструмент минимизации затрат на всем пути от получения сырья до  приобретения товара покупателем. В современных организациях логистический менеджмент уже давно не ограничивается такими классическими логистическими функциями, как складирование или транспортировка. В зону ответственности логистики все больше интегрируются такие функции, как исполнение заказа, снабжение, планирование и контроль производства, обслуживание потребителя. Мерчандайзинг – это комплекс мер, направленных на продвижение того или иного товара, марки, упаковки непосредственно в торговом зале.  Инициатива по внедрению идей мерчандайзинга исходила от наиболее организованных розничных торговцев, которыми являлись сети супермаркетов. Но со временем от соблазна использовать мерчандайзинг для стимулирования сбыта не удержались и производители товаров. На отечественный рынок идеи мерчандайзинга были занесены мультинациональными корпорациями, такими, как «Кока-Кола», «Филипп Моррис» и другие. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.3
Загрузка...
Новости