Как отдохнуть, чтобы не устать

Проект «Два в одном» продолжается. Корреспондент Дмитрий Умпирович уже вовсю плещется в Эгейском море, писатель Владимир Степан тоже продумывает вариант близкого отпуска. Чем не повод провести очередную параллель между отдыхом годов минувших и эпохи настоящей?..

Проект «Два в одном» продолжается. Корреспондент Дмитрий Умпирович уже вовсю плещется в Эгейском море, писатель Владимир Степан тоже продумывает вариант близкого отпуска. Чем не повод провести очередную параллель между отдыхом годов минувших и эпохи настоящей?


У меня есть черная кожаная сумка на длинном ремне. Этой сумке 30 лет. Я ее люблю, если этим весомым словом можно охарактеризовать отношение к вещи. Сумку подарила жена. Специально для меня на сэкономленные деньги купила и привезла из Болгарии. Жена тогда работала в Академии наук БССР. Для поездки в Болгарию отбирали, как в команду космонавтов. Чтобы и здоровье было, и моральный облик соответствовал, да и внешний вид значение имел. Тянулась процедура с отбором лучших из лучших почти год. Инструктировали, проверяли, анкеты на сто вопросов заполнялись, собеседования с представителями компетентных органов проводились. Деньги меняли, характеристики собирали. Вообще, «геморрой» еще тот был. Прикиньте, Болгария — страна социалистическая, не шибко богатая, не Франция, не Англия, а такие проверки! Умножьте все эти процедуры в несколько раз и поймете, чего тогда стоила поездка из СССР в капиталистическую страну, в стан идеологических врагов, в логово буржуев, в загнивающий мир...


Жене повезло. Разговоров и воспоминаний о той поездке в Болгарию было много. Возможно, и сегодня, существуй Советский Союз, они оказались бы самыми сладкими и приятными. И зимними вечерами нам с дочкой довелось бы слушать про город Варну, про каменного солдата Алешу, про Шипку, танцы на угольях и греческого стоматолога, подарившего золотокудрой Елене корзину роз.


Я спросил у своих «фрэндов» по интернету, а многие ли были в Мавзолее Ленина. Ответ заставил задуматься. Многие видели мумии египетских фараонов, некоторые видели мавзолей Хошимина, но прожив более тридцати лет на белом свете, так и не побывали в Москве. Не ходили в Пушкинский музей, в Третьяковскую галерею и т.д. Не бывали в Санкт–Петербурге и Киеве, в Риге и Вильнюсе... Но при этом гуляли по Варшаве, Праге, Парижу, Лондону, Сиднею, Сан–Франциско, Вене, Барселоне, Бангкоку и т.д. Нашлись и такие, кто может о себе сказать, что все его «каникулы — римские». Можно подобному удивляться, можно придумать сто оправданий.


Те, кто родился и рос в СССР, в Москве бывали многократно. Я не смогу даже подсчитать, сколько раз бывал там на каникулах, а также в Ленинграде. Но за последние лет двадцать Европа стала много ближе моим соотечественникам, чем бывшие республики Советского Союза и их столицы. Да и по деньгам часто получается, что отдых в Европе дешевле, чем отпуск в Москве...


А вот смысл отдыха за последние лет тридцать, а может, и пятьдесят почти не изменился. Если отдых, то это — море. Считается, что если после отпуска кожа не стала черно–коричневой, как солдатский ремень, так ты и не отдыхал как следует.


У моей знакомой красуется на полке дешевая фаянсовая чашка с картинкой и надписью. Картинка самая обыкновенная: море, скала, чайка. Надпись замечательная: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории». Это Владимир Владимирович Маяковский в 1928 году написал. А почему? Да здорово ему там отдыхалось, вот и похвалился, чтобы те, кто там не был, завидовали. Но я большому советскому поэту не завидую. У каждого свое море.


Наверное, нет на свете ничего интереснее и приятнее, чем вспоминать, где, с кем, когда, а главное, как отдыхал. Вы стояли когда–нибудь в очереди длиной в 10 дней за билетом на поезд–самолет? Поезд тот славный ехал от берегов Черного моря в столицу Латвии. Назывался Симферополь — Рига. Нет? Я так и знал. Каждый день три раза надо было подходить, отмечаться в общей тетради и продвигаться к заветному билету. Вернуться с «югов» много труднее, чем доехать до Черного моря.


Знаете, чем еще хороша была жизнь в СССР? Без больших проблем можно было рвануть на Сахалин, на Камчатку смотреть вулканы и гейзеры, крабов есть и икру красную большой ложкой. Собственно, из еды, кроме икры, крабов и рыбы, там особо ничего и не было. Даже с водкой были проблемы.


А если не очень интересует природа Дальнего Востока, не нравятся Японское и Охотское моря? Тогда можно на Север. Можно по великим сибирским рекам поплыть. Правда, для этого отпуск должен быть долгим–предолгим, ну как та очередь за билетом домой.


Сейчас с отдыхом однозначно лучше, чем во времена СССР. Вот этим летом я перекину через плечо кожаную сумку, привезенную женой из первой заграничной поездки. Положу в нее коробочку с норвежскими блеснами, купленными в Барселоне. Возьму в руки спиннинг и отравлюсь на белорусскую речушку Ушачку ловить щук. Буду идти по берегу и напевать старинную песенку: «Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна...»


Верю, что так оно и будет. Только о таком отдыхе и мечтаю.


Владимир Степан.


«Уважаемые пассажиры, пристегните ремни! Чартерный рейс нашей авиакомпании приземлится в Хургаде через четыре часа. Желаем приятного полета!» Пока россияне смещают свой туристический вектор в сторону экзотических направлений — Мальдив, Китая, Шри–Ланки, Доминиканской Республики, Мексики, белорусы по старинке предпочитают уже давно обжитые украинские, турецкие, египетские и черногорские курорты. В отпускную пору ежедневно десятки самолетов и поездов из Минска, Киева, Москвы везут к морю все новых и новых отдыхающих.


«Говорит командир корабля, мы пролетаем над территорией Украины. Температура за бортом — минус 52 градуса». Наша южная страна–соседка останется Меккой для белорусских туристов, пожалуй, еще на долгие годы. Длиннющий симферопольский скорый поезд–«сотка» с вечно бегающими по вагону детьми, остановкой в Мелитополе, где прямо на платформе на последние гривны можно затариться несколькими ведрами сладких персиков, для многих был, есть и будет одним из самых главных, незыблемых символов курортного сезона. Плевать на то, что жить, скорее всего, придется в частном секторе, а до моря шагать минут двадцать. Плевать на грязные пляжи, где не повернуться, даже на расценки, которые в итоге опустошат кошелек больше, чем египетские «десять дней — четыре звезды — все включено». Зато это Крым (Одесса, Затока)! А значит, красивейшая природа и ностальгия. Народная тропа туда не зарастет.


В иллюминаторе маринистические пейзажи сменяются урбанистическими. Это самолет вошел в зону ответственности турецких диспетчеров. Уж не знаю, увидим ли мы с высоты птичьего полета цепочку средиземноморских и эгейских курортов, но мне кажется, что за популяризацию туризма и финансовые вливания местные власти должны приплачивать отдыхающим из постсоветских стран. Удивительное дело, сейчас всесоюзными здравницами гораздо правильнее называть не Сочи, Туапсе, Ялту или Геленджик, а Кушадасы, Анталью, Аланью или Мармарис. Аквапарки, всевозможные другие водные развлечения, дельфинарии, экскурсии, дайвинг — это все, конечно, можно найти и в Крыму. Но сравните уровень! Единственный минус — поведение за границей пьяных русских. Эта тема уже давно набила оскомину и стала юмористическим сюжетом. Посмотрите, например, популярный скетчком «Наша Раша» — зарисовки про Гену и Вована из Нижнего Тагила. Правда чистейшая!


«Уважаемые пассажиры, наш самолет над Средиземным морем вошел в зону турбулентности, просьба пристегнуть ремни!» Еще чуть–чуть — и мы покинем территорию Европы. Перечисление всех оставшихся там мест массового и эксклюзивного отдыха займет не одну полосу. По немецким и французским автобанам колесят экскурсионные автобусы, везя любознательных туристов с фотоаппаратами к Эйфелевой башне, Дрезденской галерее или собору Святого Петра в Ватикане. Другие предпочтут туризм кулинарный. Отведать баварское пиво с колбасками, настоящую итальянскую лазанью, испанскую паэлью, попробовать устрицы, до отвала наесться голландским сыром и запить его выдержанным французским вином или кальвадосом — аж слюнки текут. А сколько вариантов пляжного отдыха! Греция, Черногория, Испания... Да и как можно забыть знаменитое: «Курица — не птица, Болгария — не заграница»?! Туда советские люди протоптали дорогу уже в середине 70–х.


Но пока мы мечтали, голос стюардессы предупредил о заходе на посадку. Египет уже под ногами. Сейчас, уверен, все пойдет по сценарию стандартному: виза — гид — Красное море — дайвинг... Очередные улыбчивые сотрудники отеля, обращаясь к девушкам с заклинанием «моя хабиби», завлекут в свою сувенирную лавку, предложат посетить пирамиды, Луксор, покататься на корабле по Нилу. Впрочем, чего мне вам все это рассказывать. Многие если не видели своими глазами, то фотографии уж точно смотрели.


Одно только расстраивает. Как и во времена Владимира, наши туристы сейчас знают красоты заморские лучше, чем отечественные. Видели венецианские каналы, но не пейзажи Браславских или россонских озер. Наблюдали за стайкой разноцветных рыбок в Красном море, но не за полчищем аистов в нетронутом Полесье. Катались на слонах в Таиланде, но не гладили зубров в Беловежской пуще. Пробовали настоящий кубинский ром, но не знают вкус самогона из Дудуток... Только вот отдых в Беларуси, не на собственных шести сотках или в родительском деревенском доме, тоже позволит себе не каждый. Главным образом из–за ажиотажа со стороны россиян. Им наши санатории милее и дешевле многих популярных курортов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter