Как обустроить местную власть?

Вчера Президент провел совещание о повышении роли органов власти первичного уровня в решении проблем жизнеобеспечения населения
Это будет еще один штрих к процессу совершенствования государственного управления. Некоторое время назад был сформирован новый состав Правительства и оптимизирована сама структура республиканских органов власти. Теперь речь идет о преобразованиях местного уровня. Суть замысла в придании больших прав и полномочий и тем самым повышении функциональности сельских, поселковых и городских (в городах районного подчинения) исполнительных структур. Философия вопроса проста и понятна. Третьим Всебелорусским народным собранием перед всеми структурами власти поставлена задача повернуться лицом к людям. «Приближение власти к народу, к конкретному человеку прежде всего нужно начинать с первичного, наиболее массового звена, — акцентировал внимание участников совещания Президент. — С тех структур, куда чаще всего обращаются люди».

Сельские исполкомы Александр Лукашенко назвал наиболее слабым на сегодня звеном в системе исполнительной власти. Здесь иной раз «пробуксовывает» реализация важных решений и задач. По крайней мере, именно на работу местных властей люди жалуются чаще всего. «Это тревожное явление, — считает Президент. – Ведь оценка гражданами общего положения в стране, эффективности функционирования всей системы государственного управления, как правило, начинается с местных органов власти».

Нельзя сказать, что в недоработках на местах исключительная вина конкретных людей. Президент отметил несоответствие нормативной базы для их работы возросшим требованиям и задачам, которые выдвигает сама жизнь. У исполкомов иной раз просто нет необходимых рычагов и полномочий, чтобы решать волнующие людей вопросы. Главой местной исполнительной власти фактически становится председатель сельсовета, но ни одним документом не определены конкретно его права и обязанности. Он даже лишен возможности принимать участие в решении кадровых вопросов своего уровня. Вот и получается: какие полномочия — такой и результат. «Как в таких условиях можно эффективно реализовывать государственный курс на местах?» — задал резонный вопрос Президент.

К совещанию был подготовлен проект положения о председателе сельского, поселкового, городского (в городах районного подчинения) исполнительного комитета. Однако, как показало его обсуждение, документ нуждается в серьезной доработке. Необходимо внести ясность в принципиальные вопросы. Например, как будет формироваться бюджет сельисполкомов? Президент отметил, что недопустимо дробить районную или областную казну на каждый сельсовет. «Так вы ни водопровод, ни газопровод ни в одну деревню не проведете», — убежден он. Определенные дотации, конечно, будут. Но основную часть «копилки» должны составить те сборы, которые формируются на месте. Например, госпошлина от нотариальных услуг. Предполагается, что низовые исполкомы будут наделены полномочиями их оказывать. Согласитесь, весьма интересная идея. И людям удобно, и местной власти — копейка.

По большому счету, сельисполкомы будут вправе решать львиную долю всех вопросов, по которым людям раньше приходилось обращаться минимум в районный исполнительный комитет. Они станут логичным, завершающим звеном выстроенной в стране «вертикали» власти. Именно принцип «не разрушить стержень «вертикали» Президент требует неукоснительно соблюдать при выработке всех предложений. Отсюда и задача теснейшего взаимодействия руководства районной власти с сельсоветами в решении всех вопросов. В том числе и назначении председателя сельисполкома.

Итогом совещания стало поручение Президента разработать проект указа, который одновременно определит принципы функционирования местных исполкомов и утвердит положение о председателе. Это должен быть конкретный и исчерпывающий по содержанию документ. Коль так, то и спешки в его подготовке быть не должно. Президент распорядился завершить всю работу до 1 января будущего года. С тем, чтобы новый состав местных Советов, выборы в которые пройдут в начале 2007 года, имел четкое представление о конкретике модели своей деятельности. А координация деятельности местных Советов, скорее всего, будет возложена на Совет Республики Национального собрания. Кроме того, Александр Лукашенко потребовал параллельно провести анализ всей законодательной базы, регулирующей вопросы местного управления и самоуправления и формирования «вертикали» власти. Результатом должен стать, возможно, кодекс, в котором будут воедино сведены все принципы, нормы и правила. Это станет и настольной книгой управленца — с одной стороны, и своего рода «путеводителем» по коридорам власти для людей — с другой. Ну а саму задачу совершенствования структур местного управления имеет смысл считать очередным и весьма широким шагом власти навстречу людям. Впрочем, это ключевой принцип стратегии строительства государства для народа, в котором не человек изматывает себя походами по чиновничьим кабинетам, а само государство идет к нему в стремлении решить насущные проблемы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter