Как «обогатить» сухое вещество,

ПОГОДНЫЕ условия этого года в основном способствовали заготовке травяных кормов. Однако увеличение их производства не сопровождается ростом продуктивности животных. Нынче за январь—сентябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост производства молока составил только 0,3 проц., а удой от коровы даже снизился на 94 кг. Поэтому очень остро стоит вопрос рационального использования кормов в стойловый период. На наш взгляд, есть два основных способа решения этой сложной задачи: балансирование рациона с учетом живой массы, продуктивности, физиологического состояния, периодов сухостоя и лактации, а второй — приготовление на основе этих рационов полнорационных кормосмесей для разных технологических групп.

чтобы правильно сбалансировать рацион и получить от фуража максимальную отдачу.

ПОГОДНЫЕ условия этого года в основном способствовали заготовке травяных кормов. Однако увеличение их производства не сопровождается ростом продуктивности животных. Нынче за январь—сентябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост производства молока составил только 0,3 проц., а удой от коровы даже снизился на 94 кг. Поэтому очень остро стоит вопрос рационального использования кормов в стойловый период. На наш взгляд, есть два основных способа решения этой сложной задачи: балансирование рациона с учетом живой массы, продуктивности, физиологического состояния, периодов сухостоя и лактации, а второй — приготовление на основе этих рационов полнорационных кормосмесей для разных технологических групп.

Что же касается первого из них, то современные нормы кормления коров содержат более 30 показателей. Главными из них являются энергия и протеин. Установлено, что продуктивность животных на 55 проц. определяется поступлением энергии, на 30 — протеина и на 15 проц. — остальных элементов питания. Чтобы получить высокую продуктивность и сохранить здоровье коров, необходимо повысить концентрацию обменной энергии (ОЭ) в 1 кг сухого вещества (СВ) рационов до 10 МДж, а в период раздоя — до 11 МДж, концентрацию сырого протеина в СВ — до 16 проц., во время раздоя — до 17—18 проц. Дефицит энергии и протеина в рационах приводят к снижению продуктивности, ухудшению качества молока — сокращению в нем содержания белка и жира, потере упитанности, особенно в начале лактации, нарушению функции воспроизводства, послеродовым осложнениям. Так, при недостатке протеина на 10 проц. перерасход кормов на продукцию возрастает до 20 проц.

Единственным источником энергии и протеина для животных является сухое вещество кормов. Поэтому, по мнению специалистов, голодную корову может накормить всякий. Но чтобы заставить сытое животное потреблять больше кормов, а значит и сухого вещества, для этого необходимы знания, умение, опыт и, главное, желание.

Потребление сухого вещества зависит от живой массы, физиологического состояния коров, качества кормов, переваримости питательных веществ, состава рациона, его влажности, техники кормления и других факторов.

В СРЕДНЕМ коровы потребляют 2,8—3,2 кг сухого вещества в расчете на 100 кг живой массы, высокопродуктивные — 3,5—3,8, а коровы-рекордистки — до 4—4,7 кг. Поэтому в стаде не должно быть коров живой массой 400—450 кг. Кроме того, животные с более высокой живой массой эффективнее используют обменную энергию. Например, при ее концентрации в 1 кг сухого вещества рациона 10,8 МДж от коров живой массой 400 кг можно получать по 15 кг молока, с массой тела 500 кг — 20 кг, 600 кг — 25 кг, а от коровы с массой 700 кг — 35 кг молока.

Для повышения энергетической питательности сухого вещества часто увеличивают долю концентратов в рационе, что не совсем целесообразно. Следовательно, от коров с большей живой массой можно получить высокие удои на рационах с меньшем удельным весом концентрированных и большим — объемистых кормов при сохранении здоровья и способности к воспроизводству.

Следует иметь в виду, что чем выше качество кормов, тем большее потребление сухого вещества. Так, при поедании травяных кормов, содержащих около 8 МДж ОЭ в 1 кг СВ, его потребление коровами составляет 6,4—7,0 кг и не обеспечивает даже поддерживающего кормления. При повышении концентрации обменной энергии до 11 МДж в 1 кг СВ потребление сухого вещества возрастает в 2,5 раза и составляет 15 кг, а суточный удой увеличивается до 21 кг без использования концентратов.

Снижается потребление сухого вещества и при концентратном типе кормления, когда уровень комбикормов составляет более 50 проц. от энергетической питательности. Кроме того, введение значительного их количества резко уменьшает рентабельность производства молока.

При концентрации обменной энергии в 1 кг СВ 10 МДж в объемистых кормах суточный удой может достичь 20 кг и без концентратов, а если 6 МДж, то долю концентратов надо повысить до 59 проц. от энергетической питательности. В результате уровень рентабельности производства молока снижается с 70 до минус 7 проц.

Как отмечал министр сельского хозяйства и продовольствия нашей республики Михаил Русый на страницах «Белорусской нивы», в среднем за последние три года себестоимость кормовой единицы в зерне была в 2,5 раза выше, чем в многолетних травах, и в 3,1 раза — чем в сенокосно-пастбищных угодьях. И если в свиноводстве и птицеводстве без зерна не обойтись, то в молочном скотоводстве, наоборот, при доминировании концентрированных кормов никогда нельзя обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Она будет убыточной при любых закупочных ценах.

В ряде хозяйств недостаток травяных кормов и их низкое качество компенсируют за счет концентратов, особенно в период раздоя. Нередко это приводит к срыву лактации и выбраковке животных, которая достигает 40 проц.

Как же обеспечить потребность жвачных животных в энергии и протеине? Первый и главный путь — повышение энергетической и протеиновой питательности травяных кормов и второй — использование высокоэнергетических и высокобелковых комбикормов.

Расчеты показывают, что если у нас не будет одного 1 млн. га клеверов, люцерны, других бобовых трав, у нас не будет ни плодородия почв, ни кормов, ни зерна, поэтому производству травяных кормов надо придать такой же статус приоритетности, как и зерновому хозяйству. В этом плане представляет интерес опыт Верхнедвинского района, где за 2010 год удой от коровы составил 5417 кг. Здесь хорошо поставлена работа с многолетними травами, используются не только отечественные травосмеси, но и прибалтийские, французские, из которых готовят качественные травяные корма. Используют не только клевера, но люцерну и галегу восточную.

Специалисты считают, что будущее за люпином. Его зерно содержит до 40—45 проц. сырого протеина, или в 2 раза больше, чем в горохе. По мнению сотрудников НПЦ НАН Беларуси по животноводству, люпин можно вводить в состав комбикормов для коров до 20 проц. При этом себестоимость молока снижается на 15 проц.

С КАЖДЫМ годом у нас расширяются площади под рапсом. В 1 кг семян этой культуры содержится 18 МДж обменной энергии, около 20 проц. сырого протеина, 40—45 проц. масла. Это отличная энергопротеиновая добавка. В 1 кг рапсового шрота около 11 МДж ОЭ и 40 проц. сырого протеина. Семена рапса и рапсовый шрот можно включать в комбикорма для высокопродуктивных коров до 10 проц., при этом удои повышаются на 10—15 проц., а жирность молока — на 0,2—0,3 проц.

Сотрудники кафедры кормления сельскохозяйственных животных Витебской государственной академии ветеринарной медицины установили, что экструдирование протеиновой добавки, в состав которой входят шрот рапсовый, семена рапса и минеральный компонент, снижает расщепляемость протеина с 70 до 53 проц. При введении в состав комбикорма экструдированной добавки в количестве 20 проц. удои коров повысились на 10,9 проц.

За счет бобовых и крестоцветных можно восполнить дефицит протеина в кукурузном силосе. Из всех травяных кормов сухое вещество кукурузного силоса благодаря початкам имеет наиболее высокую энергетическую питательность — 10,0—11,3 МДж в 1 кг. Использование кукурузного силоса, в котором энергетическая питательность сухого вещества приближается к зерну, дает возможность снизить концентратную нагрузку на организм, что положительно сказывается на состоянии здоровья животных. Вот почему этот корм по праву считается незаменимым в рационах высокопродуктивных животных.

Однако кукурузный силос имеет и существенные недостатки:

высокая себестоимость (кормовая единица обходится примерно в 2 раза дороже, чем в многолетних травах). Чтобы кукуруза была рентабельной, необходимо получать урожаи зеленой массы не менее 300 ц/га;

низкое содержание переваримого протеина. На 1 кормовую единицу его приходится около 60 г при потребности 105—110 г.

Поэтому при использовании кукурузного силоса рационы необходимо обязательно балансировать по протеину. Для этого многие используют дорогостоящие шроты. Но есть и более эффективные способы. Например, в СПК «Снов» Несвижского района, где годовой удой молока от коровы составил 9429 кг, а по ферме «Сычи» — 10746 кг, на полторы тонны кукурузного силоса закладывается одна тонна люцернового сенажа. В зеленой массе люцерны на 1 кормовую единицу приходится 190 г переваримого протеина, что с избытком компенсирует дефицит этого вещества в кукурузе. Коровам также скармливают по 250 г полноценного комбикорма на 1 кг молока. В результате высокие удои получают при низком расходе кормов — 0,7 корм. ед. на 1 кг молока, почти вдвое ниже, чем в среднем по республике.

Углеводный комплекс включает балансирование рационов по сахарам, крахмалу, клетчатке.

Довольно остро стоит проблема обеспечения рационов сахарами. Их дефицит достигает 40—50 проц. В этом случае протеин «не работает».

Лучший источник сахаров — кормовые корнеплоды. Но такой вид фуража дорогой, и многие хозяйства отказались от его выращивания. Хотя по расчетам академика Л. В. Кукреша, затраты на выращивание корнеплодов в несколько раз окупаются стоимостью дополнительной продукции, а также укреплением здоровья, повышением долголетия животных. Кстати, в Несвижском районе в структуре годового рациона корнеплоды занимают 2 проц.

Дефицит сахаров частично можно восполнить за счет кормовой патоки (мелассы). Но если сразу корова съедает более 0,5 кг ее, то сахар быстро сбраживается до молочной кислоты, возникает угроза ацидоза. Поэтому суточную норму патоки (до 1,5 кг) разделяют на 3—4 раза по 0,3—0,5 кг, сдабривая ею объемистые корма.

Анализ многих рационов показывает, что в них наблюдается дефицит клетчатки. Это следствие силосно-концентратного типа кормления. А как же сенаж? Как показывают данные зоотехнического анализа, во многих случаях этот фураж из-за высокой влажности фактически является тоже силосом, содержащим в 1 кг не 0,28, а 0,17—0,20 корм. ед.

Около половины сырой клетчатки в рационе должно быть за счет грубых кормов: не менее 2,5 кг сена, а при его отсутствии — яровой соломы. В одном из фермерских хозяйств Голландии, где удои более 9 тыс. кг за лактацию, в рационе дойного стада содержится 2 кг яровой соломы.

Использование полнорационных кормосмесей дает возможность на тех же кормах получить продукции на 15—20 проц. больше и на 50 проц. сократить расходы на лечение заболеваний, вызванных нарушениями обмена веществ. Так что биологически полноценное кормление животных — главное условие для максимального превращения кормов в продукцию, повышения ее рентабельности, а значит, и конкурентоспособности на рынке.

Владимир ШЛЯХТУНОВ, профессор, доктор сельскохозяйственных наук;

Николай ШАРЕЙКО, зав. кафедрой кормления сельскохозяйственных животных, доцент;

Иван ПАХОМОВ, доцент  (Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter