Как не поддаться кибермошенникам: специалисты Фрунзенского РУВД дали советы

Старший оперуполномоченный отдела по противодействию киберпреступности Фрунзенского РУВД Минска старший лейтенант милиции Илья Александров рассказал о нескольких распространенных схемах интернет-обмана, а мы придумали, как не попасться в эти искусно расставленные сети.


ВАЖНО! Воспринимайте советы с долей юмора, но обязательно запомните их. В стрессовой ситуации, если вам действительно позвонит кибермошенник и профессионально усыпит бдительность, эти пришедшие на ум шуточно-серьезные лайфхаки помогут сохранить деньги.

Совет для всех: не отвечайте на звонок

itssupport.ru

Лучше всего просто не отвечать на звонок, если вам звонят по телефону с иностранных номеров или через мессенджер с номеров, которых нет в вашем списке контактов. Так обезопасите себя от любых неприятностей.

Совет для доверчивых: задавайте уточняющие вопросы

Фото Александра КУЛЕВСКОГО

Звонящие говорят, будто являются представителями службы безопасности банка (милиции или какого-нибудь финансового департамента), и просят помочь вывести на чистую воду нечестных сотрудников банка, которые оформили на ваше имя кредит.

Для этого просят пойти в конкретный филиал банка и взять заем.

Сами «правоохранители» уверяют: будут записывать на видео каждый ваш шаг, чтобы потом использовать это как доказательство в суде. Чтобы войти в доверие, они даже могут начать описывать вашу внешность: цвет и длину волос, рост, телосложение.

Думаете, правда следят где-то издали или через камеры видеонаблюдения?

Все это они увидели на ваших фото из паспорта (могли купить их в Даркнете), в социальных сетях и в профиле мессенджера! Так что уточните другие детали: какой на вас шарф, цвет пальто и шапки.

Примерный диалог может выглядеть так:

– Вы всё делаете правильно, мы сейчас ведем оперативную съемку из комнаты охраны.

– Скажите, а мой шарф не закрывает лицо? (задавайте этот вопрос, только если вы без шарфа).

Если человек на том конце провода скажет, что все в порядке, или попросит опустить шарф с лица – вы точно попали в сети киберпреступников.

Совет для деловых: узнавайте о руководстве

Коллаж Анны ВЯЖЕВИЧ

Попросите звонящего «сотрудника» назвать имя руководителя банка. Киберворы либо потеряются, либо назовут случайные данные, пришедшие им в голову. Но этот лайфхак сработает только в том случае, если вы сами будете знать ответ на вопрос.

Примерный диалог может выглядеть так:

– Алло, здравствуйте, я представитель службы безопасности [название] банка. На ваше имя кто-то пытается взять кредит…

– Здравствуйте! Подождите минуту, я сейчас выйду из комнаты, чтобы никто не мешал (а в это время ищете в интернете данные руководства банка). Простите, из какого вы банка? Можете подсказать, кто у вас сейчас там председатель правления?


На раздумья должна уйти максимум секунда. Если больше – значит, на той стороне провода тоже открывают поисковик. Это 100% мошенники.

Совет для компьютерно неграмотных: зовите на помощь

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Вас могут попросить установить какое-то приложение якобы для защиты счета от мошенников. В этом случае ссылайтесь на свою полную компьютерную неграмотность (даже если это не так!) и говорите, что без помощи сына/дочки/внука/внучки/соседки не обойдетесь.

Примерный диалог может выглядеть так:

– Вам нужно установить приложение, которое защитит банковский счет от мошенников. Это очень просто: включите громкую связь и выполняйте всё, что я скажу.

– Ой, я этого совсем не умею, меня научили только звонить. Сейчас позову внучку, она в соседней комнате, чтобы помогла.

Причем совсем неважно, дома ли внучка и есть ли она у вас вообще. Если звонящие начнут категорически возражать и станут убеждать, что «всё легко, вы справитесь», потому что «мы вам продиктуем, что надо сделать» – они нечисты на руку.

Кстати, если есть возможность – лучше все-таки позвать кого-то из близких или позвонить им с домашнего телефона. Людям со стороны, которым мошенники не затуманили разум, проще объективно оценить ситуацию.

Совет для экстравертов: напрашивайтесь в гости

Коллаж Ольги АЛЕКСАНДРОВОЙ

Практически все интернет-мошенники орудуют из-за границы, поэтому точно не смогут встретиться с вами лично. Если звонящие сообщают о какой-то проблеме с вашим счетом (кто-то взял или пытается взять на ваше имя кредит) или просят помощи в изобличении нечестного сотрудника – обязательно настаивайте на личной встрече в подразделении банка.

Примерный диалог может выглядеть так:

– Я из милиции. Один из сотрудников банка украл данные клиентов, в том числе и ваши, и пытается незаконно списать деньги. Помогите вывести его на чистую воду…

– Конечно, помогу, но обсуждать все детали я буду только при личной встрече. Мы можем встретиться в отделении банка или в милиции. Могу подъехать хоть прямо сейчас.

Если услышите всевозможные отговорки про «надо сделать все быстро» и «будем соблюдать конфиденциальность, чтобы подозреваемый ничего не заподозрил» – знайте, что разговариваете с преступниками.

Вместо итога

PIXABAY.COM

Милиция напоминает, что не следует передавать третьим лицам реквизиты своей карты, называть кому-либо коды из СМС и тем более брать кредиты, чтобы изобличить каких-то неизвестных мошенников.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter