Как ночь и день…

разнятся агрогородки Зароново Витебского и Амбросовичи Шумилинского районов

1. «Страна развивается, а тут время повернуло вспять…»

БОЛЬШАЯ деревня Зароново Витебского района, расположенная почти на границе с Шумилинщиной, получила статус агрогородка летом 2011 года. А историю свою она пишет без малого полтысячи лет. Директор краеведческого музея Людмила Никитина нашла в госархиве документ с упоминанием о Зароново, датированный еще 1533 годом. К слову, музей на сегодня одно из самых популярных и «живых» сельских учреждений. Стоявшая рядышком базовая школа 1866 года рождения пошла на выселение после того, как рухнула под тяжестью снега кровля СДК. «Культура» перебралась в школьное здание, куда вот-вот въедут работники отделения связи и сельского Совета. А вот бывший клуб и сейчас пугает въезжающих в Зароново людей своей проломленной крышей. Он стоит неподалеку от автобусной остановки, аккурат напротив полуразрушенного здания столовой, трубу которого давно облюбовали аисты. Ни то, ни другое сооружение язык не поворачивается назвать достопримечательностями края в хорошем понимании этого слова. Сельчане говорят, находились на эти обломки покупатели, да местная власть заламывала такие цены, что те ретировались. По этой же причине остался невостребованным разрушающийся корпус бывшего детского сада. Зароновцы прозвали строения «страшилками агрогородка». Между тем деньги от продаж участков и строений с аукциона предусмотрено вкладывать в дорожную сеть населенного пункта. Хотя вкладывать-то особо нечего: купить участок под застройку или дом в этом озерном краю (всего в 16 километрах от Витебска)   мало   кто   хочет    из-за     неразвитой  инфраструктуры,   проще   говоря,   запущенности.

— А что хорошего вы можете у нас найти? — удивились немногочисленные покупатели сельмага. — Страна развивается, движется вперед, а тут время не то чтобы застыло на месте, а повернуло вспять. Вроде февраль 2013-го на дворе, а зарплату КУСХП «Пестуница» только-только за ноябрь прошлого года выплатило…

Иду дальше. Размывается под воздействием влаги штукатурка административного здания КУСХП «Пестуница», объединившего два совхоза — одноименный и «Зароново». Заглянула вовнутрь: кровля течет, стены ободраны, мебель просится на свалку. На столе в бухгалтерии стоит ведро с питьевой водой. Слой ржавчины по толщине может потягаться со слоем эмали. К сожалению, такой водицей пользуются в Зароново все обладатели цивилизации — водопровода. Впрочем, до конторы он не дошел — ее работники таскают воду ведрами из колонки. Сотрудники бухгалтерии говорят, что к концу пятилетки в деревне, возможно, и построят станцию обезжелезивания воды, хотя Витебский райисполком обещал сделать это еще в ходе строительства агрогородка. Если в конторе уже обваливается фасад, то в некоторых домах, еще недавно считавшихся новостройками хозяйства, трещат стены — кое-где даже руку просунуть можно… К слову, к вводу агрогородка предполагалось привести в надлежащее состояние дорожную сеть. Не получилось. Вот и летят жалобы в районный и областной исполкомы.

— Больше двух лет прошу помощи у райисполкома в ремонте дороги на улице Советской, — сетует в обращении к главе области 76-летняя Комита Софронова. — У нас ни водопровода, ни проезда нет — одни рапорты о соцстандартах. Машина «скорой помощи» к моему дому подъехать не может, поход в магазин возможен только в сухую погоду или в обход, чужими огородами. Так пробираются ко мне и родственники. Переписка с райисполкомом, обещавшим включить строительство дороги в планы 2011 года, проку не принесла…

— Наш агрогородок и газифицировать обещали, проект нынче под вопросом. И для чего мы организовывали кооператив по газификации? — вздыхает председатель кооператива Надежда Ижохина. — Со стороны некоторым кажется, что на Зароново обрушилось торнадо, однако хуже этого урагана — безответственность, приписки и безалаберность чиновников районного масштаба. Мы ведь отлично помним, когда деревня была процветающей, а совхоз гремел на всю страну производственными показателями. Я была в нем председателем профкома, и не понаслышке знаю, что на фермах стояло три тысячи голов крупного рогатого скота. Сегодня в объединенном хозяйстве всего тысяча! Тогда у нас работали более 300 человек, а теперь — 109, причем 60 из них — зароновцы. Мастерские добиты, и техники в них — единицы, а в совхозе было 80 тракторов, 60 автомобилей. Молодежь бежит отсюда сломя голову, потому что не чувствует заинтересованности в кадрах, перспективы. От столовой и кафе остался призрак с трубой (вы его видели, сойдя с автобуса), от мотобольного стадиона, где тренировалась совхозная команда, нет и воспоминаний. Это тогда, в 60—80-е годы прошлого столетия, в Зароново был агрогородок, а теперь — пародия на него. Стыдно за это перед многочисленными гостями, приезжающими из России, Украины, Молдовы, Казахстана, республик Прибалтики, из Англии, Китая, Австралии, Израиля, Италии, Канады поклониться праху родных, захороненных на братском кладбище в центре деревни. Здесь покоятся останки 8600 освободителей района. Разве за такое будущее они сражались?

Справедливости ради надо сказать, что несколько признаков агрогородка в Зароново все же есть. Современный модуль комплексного приемного пункта, например, или капитально отремонтированный ФАП.

— Работаю здесь третий месяц, условиями доволен, — признается заведующий фельдшерско-акушерским пунктом Павел Комадей. — Правда, здание стоит практически на отшибе, потому старикам, а их среди 400 с лишним человек, состоящих на обслуживании, большинство, добираться трудно. Стараюсь посещать таких пациентов на дому.

Молодой специалист, прибывший в Зароново по распределению медколледжа, надеется получить здесь жилье. Возможно, в отремонтированных комнатах, которые освободились на ФАПе после переселения в модуль ютившегося по соседству КПП. Сельчане были бы искренне рады благоприятному решению этого вопроса: очень уж внимательный паренек — жаль, если уедет. Боятся зароновцы потерять и такой оплот цивилизации, как детский сад — начальная школа. С закрытием базовой школы значительная часть детворы подалась в Суйковскую среднюю — за 10 километров отсюда. Старшие братья и сестры берут с собой младших. Школьный автобус и на занятия отвозит, и домой возвращает.

— В Зароновской осталось только 6 учеников, плюс 8 воспитанников в садике, рассчитанном на 80 детей, — сообщила директор учебного заведения Татьяна Дидоренко. — С каждым из школьников занимаешься индивидуально. А разновозрастная группа детского сада воспитывается по типовой программе опытными педагогами в очень хороших условиях.

В этом я убедилась сама при посещении занятия по ИЗО, проводимого воспитателем Любовью Сухаревой. Приятно удивило оформление группы по центрам развития, а спальни — с некой претензией на эстетичность. Прекрасные музыкальный и спортивный залы, раздевалка и холл, ухоженная территория — все это ничуть не уступает однотипным городским учреждениям. Есть все-таки оазисы жизни в терпящем бедствие агрогородке!

 2. «А что искать счастья на стороне, если здесь семья, зарплата, коттедж!»

С ЗАМИРАНИЕМ сердца пересекала я границу этих соседних районов, опасаясь еще одного «торнадо». Двигалась от Витебска все в том же полоцком направлении, умышленно отказавшись от посещения образцово-показательных агрогородков вроде пригородной Новки или стоящей на республиканской автотрассе Никитихи. Амбросовичи удалены от райцентра примерно на столько же, как вызывающее грусть Зароново. И тоже стоят на берегу озера. Но как ухожены эти берега!

— Этот агрогородок был когда-то центральной усадьбой колхоза «Правда», вошедшего в состав ОАО «Приозерный мир», — говорит его директор Василий Юхновец. — У нас в хозяйстве 16 ферм, но самая современная — в Амбросовичах. Мы завершаем ее реконструкцию, хотя сараи для дойных коров уже закончены и заселены, доильный зал действует. Из трех тысяч голов КРС 1115 — дойные коровы, 400 из них — в Амбросовичах. Сейчас каждая дает в среднем 17—18 килограммов молока в сутки сортом «экстра» или высшим, но, думаю, адаптируются — и удои повысятся. Кормовая база отличная. Решаем кадровые вопросы, и не только по подбору добросовестных доярок, но и по ликвидации дефицита главных специалистов. В связи с выходом на пенсию ветеранов появились вакансии главных ветврача, зоотехника, бухгалтера, агронома.

Между прочим, в агрогородке проживают порядка 300 человек, причем две третьих трудоспособного возраста. Всего 13 сельчан ездят на заработки в Россию, остальные работают в местном хозяйстве или социально-культурной сфере.

— А чего искать лучшей жизни на стороне, если у меня здесь семья, зарплата в 4—5 миллионов рублей (и выплачивается без задержки), газифицированный просторный коттедж? — показывает рукой на огромную кирпичную домину механизатор Юрий Фондаренко. — Всю эту улицу построили за счет сельхозпредприятия для нас, его работников. Природный газ подается не только в коттеджи, но в каждую квартиру в домах многоэтажной застройки. И водопровод есть, и огороды — чего не жить? Между прочим, в Амбросовичах семей 30 держат коров. Сейчас пасти просто — с электропастухом, а прибавка от сдаваемого молока — будь здоров!

Даже заведующая фермой Надежда Дорофеева держит на подворье свою коровку — привычка, от которой не в силах отказаться.

— Особых хлопот рогуля не доставляет: подумаешь, одна по сравнению с шестьюстами — пустяк. Пастбища у нас окультуренные, сено заготавливает и даже подвозит сельхозпредприятие, за сдаваемое молоко рассчитываются без задержки, а копейка эта не лишняя, особенно если хочется детям помочь. На ферме заработать, конечно, можно: средняя зарплата у доярки — 2,5 миллиона рублей, а у наиболее добросовестных, как Илзе Тириня, — вдвое больше. Я на нее нарадоваться не могу — цены нет таким животноводам. С нею может сравниться по преданности делу, пожалуй, Оксана Ковалевская с МТВ «Добея». Вот у кого заработок доходит до 6 миллионов рублей! По труду и оплата.

Производственные условия в «Приозерном мире» не из худших, и жилищные на высоте. Может быть, поэтому местные ребятишки, имеющие перед глазами достойный пример сельской жизни, выбирают в большинстве своем профессии аграрного профиля.

— Из 5 выпускников прошлого года трое поступили в вузы, один — в колледж и один — в сельхозлицей, — рассказывает директор Амбросовичского сада-школы Ева Лосенкова. — Два года подряд из наших стен выходят золотые медалисты. Очень многие наши ученики продолжают учебу в Лужеснянском и Городокском агроколледжах, в Витебской ветакадемии, агроуниверситете… Семена профориентации попадают в благодатную почву.

Руководство сельхозпредприятия заинтересовано в тесных взаимных контактах со школой. Потому и коттедж учительской семье выделило, и к шефским вопросам подходит неформально: преуспевающие ученики получают материальное вознаграждение. В детском саду, здание которого соседствует со школьным, 27 ребятишек.

— Растет смена! — радуются сельчане.

Довольна и бессменный директор СДК Елена Песецкая:

— Думаю, не одному поколению амбросовцев послужит наш очаг культуры. Вы полюбуйтесь, как мы сберегли с 1989 года зрительный и танцевальный залы! Даже картины, написанные маслом на стенах, не потускнели! Обновляется мебель, хорошеет храм искусств, и востребованность его у населения не снижается. Люди идут в библиотеку, спешат на занятия в кружках, в ансамбле песни «Журавушка» и фольклорном коллективе «Спадчына». Здесь кипит жизнь.

Пользуются спросом у населения и учреждения, расположенные на первом этаже ухоженного здания, капитально отремонтированного в 2006 году, к моменту ввода в строй агрогородка. Уютно в отделении сбербанка и КПП, где, между прочим, можно постричься, отремонтировать одежду, постирать, взять напрокат необходимую бытовую технику, роликовые коньки или лыжи, купить одежду и постельное белье, ритуальные товары… Трудно перечислить все услуги, которые оказывает хозяйка блистающего чистотой просторного помещения Наталья Матюшкова — мастер на все руки.

Одно из наиболее популярных у населения зданий — ФАП, бессменная хозяйка которого — фельдшер Татьяна Кибисова. Нет, не потому, что здесь много больных, а из-за особой ауры, царящей в медучреждении. В мини-скверике возле ФАПа летом отдыхают дети и молодые мамы с колясками, наслаждаясь благоуханием цветов и садовыми скульптурами, созданными умелыми руками Татьяны Александровны. Ее и на пенсию сельчане не отпускают, ценя высокий профессионализм и прекрасные человеческие качества этой женщины.

— У нас живут и трудятся на совесть замечательные люди — добросовестные, влюбленные в родные края, отзывчивые и приветливые. Хорошо руководить сельским Советом, где находишь такое понимание со стороны сельчан, — признается председатель Добеевского сельисполкома Ирина Шалахова. — И я говорю не только о жителях агрогородка Амбросовичи, но обо всех в целом. Может быть, потому и любые вопросы решаются просто, что ощущаешь взаимопонимание. Мне, откровенно говоря, огромное удовольствие доставила реконструкция здания сельисполкома, которое выглядит сейчас, как новое. И знаете, почему? Очень хотелось, чтобы сельчане приходили сюда с радостью и уходили с улыбкой. Надеюсь, что симпатия у нас взаимная.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter