Как ни суди, судим будешь

Арбитры КХЛ работают «под прикрытием» профессиональных секьюрити

Арбитры КХЛ работают «под прикрытием» профессиональных секьюрити


«Матрац», «полосатый», «зебра» — это лишь самые мягкие эпитеты, которые звучат в адрес судей. Бывает и хуже. Бумага, конечно, все стерпит, но приводить здесь иные словесные выкрутасы классиков фанатского жанра совесть не позволяет...


Что ни говорите, а хоккейный судья — профессия неблагодарная. Редко работой рефери остаются удовлетворены обе команды, так что арбитр оказывается меж двух огней. О болельщиках и вовсе говорить не приходится — они бросаются на судей, как бык на красную тряпку. Бывает, что и расправой угрожают. «В четвертьфинале Кубка МХЛ «Ак Барс» принимал московское «Динамо». Хозяева уступали одну шайбу. В перерыве к нам в судейскую вошли трое крепко сложенных ребят. Я так понял, они из так называемых теневых структур Казани. Явные уголовники держали руки в карманах курток. Что у них там было, так и осталось тайной. Они сказали главному арбитру Сергею Бервенскому: «Главный судья, результат матча не тот! Если ты не понял, разговор будет другой!» И тогда я сорвался. Встал и говорю: «Стреляй! Ну? Стреляй, чего же ты ждешь?! Давай, я готов!» Они опешили и без слов покинули судейскую. Вот так было...» — это воспоминания белорусского хоккейного арбитра Павла Башмакова. Случались и в белорусском чемпионате инциденты, когда зрители пытались прорваться в судейскую для «разговора».


Правда, о подобных происшествиях распространяются редко и неохотно. Эта тема вообще одна из самых засекреченных. Судейский корпус, словно закрытый клуб, попасть в который постороннему человеку практически невозможно.


Благодаря вступлению в КХЛ минского «Динамо» возможность работать в лиге появилась и у белорусских арбитров. Правда, пока число наших рефери, обслуживающих чемпионат, совсем невелико: одна бригада — главный и два линейных. Белорусская федерация рекомендовала КХЛ двух главных судей — Владимира Наливайко и Ярослава Завгороднего. Доказать свою профессиональную состоятельность представителям КХЛ сумел только Наливайко.


Когда позвонил Владимиру с просьбой об интервью, он сразу же предупредил: «Сначала мне надо показать вопросы представителям КХЛ, согласовать, на какие стоит отвечать, на какие — нет». Все серьезно.


— О том, что я буду работать в КХЛ, мне было объявлено за неделю до начала чемпионата, — рассказывает Владимир Наливайко. — А подготовка началась еще в мае. В июле состоялись первые сборы, где были собраны все кандидаты. В течение трех дней сдавались всевозможные тесты. 30 августа был организован сбор для арбитров, которые будут обслуживать матчи КХЛ. На нем представители лиги подробно объясняли все тонкости регламента.


— Тесты в КХЛ отличались от тех, которые надо сдавать у нас?


— Нет. Это утвержденные международной федерацией тесты. Их, кстати, сдаем в Беларуси два раза за сезон.


— Сколько матчей вы уже отсудили в КХЛ?


— 13. До старта чемпионата обслуживал и предсезонный турнир в Питере. Было очень трудно. Впервые работал на таком уровне. Представьте, например, каково после чемпионата Беларуси судить матч СКА — «Ак Барс». Этот турнир мне здорово помог. Когда судил первую игру чемпионата, уже не было такого волнения, знал, чего можно ожидать.


— А в чем заключалась сложность?


— В скорости игры. Все гораздо быстрее. Больше передач, бросков. Нужно быть гораздо собраннее.


— На основании 13 игр, может быть, отметили для себя, матчи каких команд обслуживать наиболее трудно?


— Как мне показалось, таких в лиге нет. Единственное, поначалу североамериканские игроки «Витязя» неадекватно себя вели. Они думали, что приехали в лигу значительно ниже уровнем, чем НХЛ, и могут позволять себе практически все. Постоянно заводились после каждого штрафа. Однако спустя пару недель они полностью пересмотрели свои взгляды, и теперь с ними никаких проблем не возникает.


— Где грань, которую игрокам нельзя переступать в разговорах с рефери?


— Грани нет. Всегда надо удалять за малейшее вмешательство. Не говоря уже о случаях, когда хоккеист тебя оскорбляет.


— Владимир, еще 3 — 4 года назад игроки и тренеры во время игры так громко комментировали ваши действия, что это слышал весь каток. Тем не менее в большинстве случаев санкций вы никаких не применяли...


— Чего скрывать, было. Это замечание парирую так. Когда–то и нынешние звезды еле–еле стояли на коньках. Профессионально растут, набираются опыта не только игроки, но и судьи. Мы ведь тоже учимся на своих ошибках.


— Из тех 13 матчей, которые вы отработали в КХЛ, были ли хотя бы в одном намеки или попытки клубов договориться с вами о результате?


— Нет. Лигой дана установка, что если будет хотя бы минимальный намек, сразу же информировать об этом руководство КХЛ.


— А в перерывах никто не пытался зайти в судейскую и объяснить, как надо судить дальше?


— Чтобы попасть в судейскую, еще надо постараться. Всех арбитров опекает профессиональная служба охраны. Если вдруг кто–то просто на эмоциях, без задней мысли высказал в наш адрес какую–то угрозу, его личность тут же фиксируется.


— Недавно в интервью голкипер «Витязя» Борис Тортунов раскритиковал вашу работу...


— Неудивительно, ведь я удалил его до конца матча за недовольство моими действиями. Что еще он мог сказать? Отмечу, что моя работа в том матче была оценена лигой положительно.


— Как болельщики в КХЛ ведут себя по отношению к арбитрам, часто ли оскорбляют, давят на судей?


— На болельщиков во время матча вообще не обращаю внимания. Если начнешь поддаваться на их провокации, с судейством можешь сразу завязывать. Хамства, конечно, хватает. Но с этим должна разбираться милиция. Тут я ничего не могу сделать.


— И тяжело было научиться игнорировать оскорбления?


— Да, безумно сложно! Это пришло с опытом.


— Похоже, психология довольно важный аспект в вашем нелегком деле.


— Безусловно. На июльском сборе с нами работала психолог из российской федерации футбола. Она рассказывала о нюансах, которые могут помочь в работе.


— Лигой было объявлено, что зарплата главного арбитра за матч равна 30 тысячам российских рублей. Это правда?


— Да. Но для меня деньги далеко не столь существенны, как сама возможность обслуживать вторую лигу мира.


— Уже в этом году КХЛ планирует перейти на обслуживание игр двумя главными арбитрами. Ваше мнение о системе «двойного судейства»?


— Очень правильная инициатива. Скорости в игре увеличились, увеличилось число единоборств. Многие считают, что система «двойного судейства» разбалует арбитров, мол, она значительно снижает физические нагрузки. Это ошибочное мнение. Снимается психологическая нагрузка, и работать становится проще.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter