Как не утонуть зимой

На лед зимой люди вынуждены выходить по разным причинам, часто уважительным. А под ним оказываются, как правило, по легкомыслию...
На лед зимой люди вынуждены выходить по разным причинам, часто уважительным. А под ним оказываются, как правило, по легкомыслию. Или — влекомые неконтролируемой рыбацкой страстью, что тоже сродни глупости. То и другое бывает усугублено спиртным.

Я провалился под лед Свислочи прямо в центре Минска. Поздним вечером, прогуливаясь по набережной, увидели: в полынье, посередине русла, барахтались парень с девушкой. На их счастье неподалеку от берега стояла дощатая будка. Мы оторвали доски, уложили их на лед...

Когда бедолаг вытащили, последним возле полыньи оказался я. Оступился и... ушел под лед с головой. Меня выдернули из воды быстро. На воздухе было минус 15. Но первый озноб вместе с осознанием случившегося наступил только минут через 15 — 20, уже в такси, когда прошел шок. Теперь я знаю, что люди тонут в ледяной воде, так и не успев ничего почувствовать.

Как следует себя вести на льду и подо льдом, чего делать категорически нельзя — все это мне в деталях объяснили позже профессиональные спасатели на Вилейской спасательной станции.

Она принадлежит Белорусскому республиканскому обществу спасания на водах — ОСВОДу. Сезон зимнего спасания здесь наступил еще в ноябре. Тогда на слабый еще лед вышли четверо минских рыбаков. Их видели, когда они подъехали, их предупреждали, за ними наблюдали в бинокль, поэтому и успели. Заметили, как те запаниковали, когда льдина откололась. Успели прицепить к машине лодку, промчаться по берегу и дамбе несколько километров, успели снять. Через несколько минут льдина на глазах спасателей и спасенных распалась на льдинки... А 7 января достали первого утопленника.

Его близкие спохватились 3 января. Оказалось, что накануне немолодой мужчина с утра, затемно, в одиночку ушел на рыбалку. И не вернулся. Спасатели искали его несколько дней. Ориентир дали вмерзшие в лед рукавицы. В начале января лед был еще слаб, а вблизи водосброса тут и там зияли незамерзшие промоины. Одна из них стала для рыбака роковой.

Искал его под водой и поднимал Анатолий Горид. Более 20 лет он спасает тонущих и находит тех, кого спасти не удалось. Каково это, спрашиваю, искать утопленника? Это, говорит, и есть самое трудное: в темной глубине, в одиночку наткнуться на покойника и потом его поднять. Выдерживают далеко не все.

Спасает тонущего, скорее, пловец. Который может быстро и долго плыть, глубоко нырять, долго держаться под водой, потом плыть со спасенным к берегу или лодке, может (обязан!) освободить легкие от воды, экстренно сделать искусственное дыхание и восстановить работу сердца...

На это есть не более 5 минут (потом, если даже вернется пульс, уже не восстановится мозг). Все это каждый водолаз умеет делать. Но навыки собственно водолаза обычно для другой, печальной миссии. ОСВОД регулярно готовит для себя новых водолазов. Но из каждых 25 (столько обычно в учебной группе) работать в конце концов останется максимум 4 — 5. У других, даже крепких физически, не выдерживают нервы.

Анатолий Горид, как и любой другой водолаз–спасатель, не имеет права идти под воду в одиночку. Он опоясан веревкой, которую наверху, на льду или в лодке, держит в руках второй. Третий страхует обоих.

Сегодня, как и каждый день, кто–то из водолазов идет под лед: тренинг. У каждого в месяц выходит 8 — 15 погружений, каждый обязан тренировать дыхание под водой и поддерживать форму. Сегодня очередь водолаза 1–го класса Василия Савчица. Проходящих мимо рыбаков не удивляет: привыкли. Они, рыбаки, — головная боль спасателей. Главным образом, ради них сегодня (и каждый день, круглый год!) на станции дежурят двое водолазов, моторист и медсестра. Здесь, в Вилейке, и на 66 таких же спасательных станциях по всей стране.

В выходные здесь будут тысячи рыбаков. Между прочим, глубина в этих местах — метров 8 — 12! Сейчас, когда лед надежно схватился, его толщина достигла 20 сантиметров, когда в нем не осталось промоин, спасатели спокойны. Худшее — впереди, весной, когда лед ослабнет.

Работа сколь благородная, столь же и... неблагодарная. Сейчас, в пору крепкого льда, спасатели, главным образом, предупреждают и советуют. Надевайте жилеты, товарищи рыбаки! Имейте при себе веревку с грузом! А рыбаки их нередко... посылают известно куда. Мы, дескать, тут отдыхаем, а вы голову морочите. Спасаете? Вот и спасайте! Отрабатывайте свой хлеб!

Как сказал мне руководитель РГОО «ОСВОД» Анатолий Голуб, в среднем лишь 20 процентов физически крепких мужчин способны, провалившись, самостоятельно выбраться на лед. Важно не паниковать. Следует сбросить с плеч рюкзак, сумку, рыбацкий ящик... Одежду в воде снимать не нужно: на это уйдет много сил. К тому же градус–другой тепла одежда сохранит. Это может быть решающим, если ожидать спасения в ледяной воде придется долго. Если вы способны или пытаетесь спастись сами, выбираться на лед нужно спиной (если передом, то ноги еще дальше затягивает под лед). От полыньи нужно отползать, перекатываясь по льду.

Тем же, кто на свои силы не рассчитывает, нужно иметь при себе ту самую веревку длиной 5 — 10 метров с грузом. Груз вы бросите на лед. За него возьмутся те, кто оказался неподалеку. Другой конец вы намотаете на руку. Это спасет вам жизнь! Потом подоспеет помощь. Кто–то (у всех телефоны) позвонит в милицию или МЧС. Оттуда — спасателям ОСВОДа. Те знают, что делать!

Но их, спасателей, на 66 станциях всего несколько сотен. А рек и водоемов в стране — тысячи. Отсюда важнейшее правило: не выходить на лед в одиночку. Все, кто в последнее время погиб подо льдом, тонули без свидетелей. Кто–то ставил ночью браконьерские снасти, кто–то просто сократил через реку путь. Как те двое, в спасении которых участвовал я.

...В 2007 году в стране — по статистике ОСВОДа — утонули 1.048 человек. Спасено 2.348. Всякая смерть в воде — трагедия. Но есть вовсе нелепые: тонут в ямах, канавах, лужах... Даже в ваннах!

Недавно «СБ» опубликовала рейтинг самых глупых смертей 2007 года, удостоившихся некоей премии Дарвина. В этом смысле почти каждая гибель подо льдом, пожалуй, достойна этого скорбного списка.

Поэтому давайте, во–первых, поздравим с Днем спасателя всех, кто занят этим благородным делом. Во–вторых, давайте не совершать на льду глупостей и оставим их без работы. Не будем тонуть! Уверен, что спасатели не обидятся.

Важно знать!

Безопасная толщина льда для одиночного пешехода составляет 5 — 7 сантиметров, для группы людей — 10 — 12, гужевых повозок и легковых машин — 20 — 25, грузовиков — не менее 50. Катки на мелководье можно устраивать при толщине 20 — 25 см. Но это касается лишь морозной погоды! В оттепель лед резко теряет свою прочность: названные рекомендации не действуют!

ОСВОД не рекомендует выходить на лед в пургу и в темноте. Ступая на лед, убедитесь в его прочности, простукивая его перед собой колом или пешней. Если появилась вода, скользящим шагом отходите назад. Если идете на лыжах, то ослабьте крепления (чтобы легко освободить ноги) и снимите петли палок с кистей рук. Рюкзак несите на одном плече.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter