Как не уронить «Эвтектику»?

Точкой эвтектики в металлургии называют равновесное состояние расплава

Нет худа без добра. Когда после развала Советского Союза ученым этой вузовской лаборатории пришлось искать средства для выживания коллектива, они создали на его базе малое предприятие. Собственного производства МП не имело и жило только за счет интеллекта, выполняя «горящие» проекты для заводов, попавших в беду из-за разрыва технологических связей. Лет пять так продержались. А затем, приобретя опыт работы в рыночных условиях, ученые убедились, что новая форма инновационной деятельности подходит для изменившейся обстановки гораздо больше, чем традиционные подходы и принципы к организации прикладных исследований. К тому времени предприятие уже заработало деньги, поэтому естественным следующим шагом стало создание производственной базы. 

— Когда никому не надо кланяться, чтобы проверить свою идею на практике, когда организация производства собственной разработки находится только в твоих руках, это раскрепощает, позволяет экспериментировать смелее, сокращая путь от идеи до практических результатов, — говорит ведущий научный сотрудник научно-исследовательской инновационной лаборатории «Прогрессивные технологические процессы плавки и высокопрочного чугуна» Белорусского национального технического университета, директор Научно-производственного предприятия «Эвтектика» Сергей Королев.  — Наши препараты, без которых невозможно производить качественное литье цветных металлов и чугуна, поставляются сегодня почти по трем сотням адресов, главным образом на экспорт. В России всего за шесть лет мы почти полностью вытеснили английские и немецкие фирмы, а также успешно конкурируем с российскими производителями, так как наша наукоемкая продукция, защищенная патентами, нисколько не уступает по качеству, а стоит в несколько раз дешевле. К тому же мы охотно откликаемся на просьбы потребителей, и на основе 36 выпускаемых у нас оригинальных препаратов готовим эксклюзивные рецептуры под конкретные технологии каждого литейного цеха. Монстры большой химии до такого обычно «не опускаются». Играет роль и более высокая, чем у многих зарубежных конкурентов, экологическая безопасность нашей продукции. На это в последнее время стали особенно обращать внимание крупные заказчики, часто попадающие под санкции природоохранных ведомств. 

Точкой эвтектики в металлургии называют равновесное состояние расплава, поэтому ученые, придумавшие имя-оберег, надо полагать, рассчитывали, что оно поможет предприятию сохранить равновесие в рыночной стихии. А если серьезно, то надеялись, конечно, только на отечественную школу литейного производства, которая издавна развивалась в БНТУ и признается одной из ведущих на постсоветском пространстве. Будучи вершиной научного айсберга, «Эвтектика» сегодня в полной мере использует преимущества, которые дает связь с университетом. На производственную программу работают и штатные научные сотрудники предприятия, имеющие в багаже сотни публикаций и монографий, и привлеченные к выполнению конкретных проектов специалисты различных кафедр и лабораторий вуза, аспиранты, магистранты, студенты. Потому инновационное подразделение и имеет возможность выбрасывать на рынок все новые и новые конкурентоспособные виды своей продукции. Другой вопрос, как небольшое производство, на котором занято всего два десятка человек, способно чисто физически обеспечивать литейными препаратами КамАЗ, «Ижмаш», «БАТЭ», «Ростсельмаш», Минский моторный и сотни других заводов? 

Как выяснилось, удивительного в этом ничего нет. При расходе препаратов, составляющем десятые и сотые доли процента от массы расплавленного металла, годовой объем поставок помещается в нескольких железнодорожных вагонах. Поэтому предприятие в состоянии еще больше наращивать объемы производства, тем более что запросы поступают постоянно. Сейчас, например, гамма белорусских  препаратов для очистки и улучшения структуры алюминия и алюминиевых сплавов испытывается на «АвтоВАЗе», и, скорее всего, в ближайшее время с автогигантом будет подписан контракт. 

Многих потенциальных заказчиков заинтересовала и последняя разработка специалистов «Эвтектики» – модифицирующие присадки для чугунного литья с элементами фильтрации расплава. Эти уникальные препараты не только улучшают структуру сплава и свойства металла, но одновременно еще задерживают шлаки и неметаллические включения. Требуется таких добавок в 3–5 раз меньше, чем обычно, поэтому литье при высоком качестве существенно удешевляется. 

— В целом мы довольны тем, как продвигаются на рынок наши разработки, хотя производство могло бы развиваться и динамичней, — замечает Сергей Королев. – В минувшем году объем реализации нашей продукции составил 565 миллионов рублей. Вроде бы остаемся на плаву и сохраняем перспективу. Но в 2004 году этот показатель составлял 654 миллиона! За короткое время мы потеряли 25—30 процентов заказчиков – российских предприятий, в основном мелких, хотя хуже работать не стали. Обвал был вызван изменением 250 километров в одну сторону. Аналогичная картина практически по всем регионам Российской Федерации. И здесь речь вовсе не идет о субъектах хозяйствования, действующих по так называемым серым схемам. Мы потеряли часть рынка – небольших заказчиков, которым экономически целесообразней потратиться на дорогой немецкий препарат, который есть на рынке, чем нести дополнительные расходы из-за необходимости оформлять налоговые платежи за прямые поставки из Беларуси. В основном только крупные потребители, такие, как КамАЗ, специально могут держать должность заместителя главного бухгалтера литейного завода по оформлению документов с белорусскими предприятиями. 

Как считает Сергей Королев, призыв развивать на территории России дилерскую сеть, чтобы решить проблемы сбыта, правомернее адресовать все же производителям продукции потребительского назначения. Ведь, в отличие от обуви или одежды, для распространения которых товароведа найти легко в любом городе, наукоемкая продукция требует специальных знаний от дилера. Стало быть, его надо не просто найти, но и обязательно обучить, что уже не по карману не очень состоятельному инновационному предприятию. 

Болевой точкой стал и вопрос о взимании НДС во взаимоотношениях между организациями Беларуси и России при проведении научно-исследовательских и инжиниринговых работ. Вот уже более года этот вид деятельности подвергается двойному налогообложению, так как законодательно компетентные комиссии двух стран никак не могут согласовать соответствующий протокол. 

Практика работы «Эвтектики» на российском рынке доказывает, что всплывающие проблемы касаются не только подобных предприятий, но и всей ориентированной на экспорт инновационной сферы. Для ее стимулирования, убеждены ученые, следует сделать исключение из недавно утвердившегося правила и специально для этого сектора экономики восстановить прежний порядок уплаты налога на добавленную стоимость в стране происхождения товара. Выиграет от возврата к проверенной схеме и производитель наукоемкой продукции, который получит возможность более свободно проникать на рынок соседней страны, и потребитель, который сможет покупать дешевый и качественный товар, не неся дополнительные расходы. Причем в равной мере это коснется и россиян, и белорусов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter